ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 5, 2024

Беломорпотоп

Рейтинг: 0

Автор: Сергей Слон. Наша Версия

Как минимум три человека погибли в результате прорыва дамбы на Беломорканале на прошлой неделе. По этому печальному показателю авария в Карелии приблизилась к весеннему ЧП в Орске – там жертвами прорыва плотины стали четыре человека. Оба инцидента похожи тем, что произошли с плотинами, на которых подрядчики освоили немалые деньги. Казалось бы, на таких проектах должны применяться все достижения инженерных наук, но вместо этого строители наступают на одни и те же грабли.

О том, что гидросо­оружния Беломор­канала изветшали и представляют угрозу, власти знали давно. К примеру, Шаваньская плотина, построенная из дерева и камня в 1933 году, серьёзно пострадала от паводка ещё в 2016-м. И, как говорят, дышала на ладан. Потому и был принят план их реконструкции. Нынешнее ЧП произошло именно в результате работ по ремонту Шаваньской плотины (имеет длину по гребню 104 метра, нормальный уровень – 10 метров). Чтобы обезводить её конструкцию, подрядчик соорудил временную дамбу, но она не выдержала напора воды. В результате бурный поток смыл с берегов Беломорканала два населённых пункта – СНТ «Балтийский» и Посёлок при шлюзе № 11. От старой плотины, говорят очевидцы, не осталось и следа.

Из-за аварии с прибрежных территорий были эвакуированы туристы, отменены круизы в сторону Соловков, остановлено движение грузовых судов по Беломорканалу.

Новый «Шёлковый путь»

План реконструкции Беломорканала изначально оценивался неоднозначно. Эксперты указывали, что в последнее время канал почти не используется: поток грузов по нему соответствует одному железнодорожному составу в неделю. В то же время лоббисты проекта утверждали, что Беломорканал имеет стратегическое значение для развития Арктической зоны России. И если его углубить, а шлюзы расширить, то маршрут станет интереснее перевозчикам. Губернатор Карелии Артур Парфенчиков, выступивший одним из лоббистов проекта, сначала упирал на значимость маршрута как транспортного коридора между Европой и Азией. Власти Карелии предлагали рассматривать Беломорканал как часть Севморпути. После начала СВО стало понятно, что на транспортное сотрудничество с Европой особо рассчитывать не стоит. Тогда в Петрозаводске озвучили новую геополитическую идею. «С Ираном говорим о том, чтобы объединить Беломорско-Балтийский и Волго-Каспийский каналы с их инфраструктурой. Такой новый иранский «шёлковый путь» с выходом на Индийский океан, Африку и на Юго-Восточную Азию…То есть, с одной стороны, у нас Северный морской путь, с другой – путь в Иран», – рассказывал губернатор Артур Парфенчиков в 2022 году.

Концепции эти оказались подкреплёнными бюджетными деньгами: на реконструкцию канала в итоге была выделена гигантская сумма – 100 млрд рублей.

Генеральным проектировщиком в 2020 году стало АО «Акватик». Сначала сообщалось, что стоимость контракта на проектирование составит всего 50 млн рублей. Однако в итоге компании достался куда более аппетитный подряд. Согласно данным из системы ЕИС «Закупки», АО «Акватик» по проекту реконструкции Беломорканала получило несколько контрактов. Один из них – на 65 млн рублей по лоту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала. Плотина № 23». (Плотина № 23 – это как раз Шаваньская плотина.) Этот же подрядчик получил лот «Выполнение работ по строительству объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала. Плотина № 23» стоимостью уже почти 2,5 млрд рублей.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни