Основы кибербезопасности — так называется новый курс для учащихся средней школы, разработанный Московским государственным университетом технологий и управления имени Кирилла Разумовского.
Презентация курса была организована в рамках прошедшего в Москве всероссийского форума «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной и молодежной среде».
Что такое кибербезопасность? Как записано в словаре, это слово означает «набор различных средств защиты от компьютерного взлома, системы резервного копирования, способные защитить информацию от злоумышленников». Долгое время с кибербезопасностью сталкивались специалисты, кто постоянно работал с компьютерами: программисты, банковские служащие, финансисты, сотрудники интернет-компаний. Оно и понятно, ведь любое проникновение вируса в компьютер могло нанести огромный вред их работе.
Сегодня с кибербезопасностью приходится иметь дело не только специалистам, но и всем людям, поскольку наша жизнь оказалась неразрывно связана с интернетом: в нем мы можем найти любую информацию, делать покупки, знакомиться, работать. И никто не застрахован от так называемых DoS-атак, способных вывести из строя любой сервер.
Курс «Основы кибербезопасности» состоит из 10 занятий и разделен на три блока — для 2–4-х классов, 5–7 и 8–11-х классов. В начальной школе авторы программы предлагают рассказывать детям о том, как появился компьютер и интернет, что такое файлы и вредоносные сайты, кто такие системные администраторы и программисты, какие перспективы и опасности таят в себе социальные сети, что такое интернет-зависимость.
Учащихся 5–7-х классов планируется знакомить с понятием «кибербезопасность», объяснять, зачем нужна защита персональных данных, как работают мобильные устройства, какие бывают «компьютерные вирусы» и как с ними бороться. В 8–11-х классах школьникам будут рассказывать о компьютерной и информационной безопасности, способах обнаружения проблем в сети, рисках современного интернет-пространства, средствах защиты от несанкционированного доступа к данным, криптографической защите информации, информационных войнах и даже о кибервойсках.
— Курс будет читаться в онлайн-режиме, — говорит старший преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» университета Владимир Пономарев. — Учителя — участники курса — смогут также получить видеозаписи проведенных занятий и показывать их ученикам в рамках классных часов, уроков информатики, ОБЖ и биологии. Каждое занятие рассчитано на два академических часа и будет состоять из серии видеофрагментов продолжительностью 10–15 минут (каждый видеофрагмент посвящен кратному разбору нескольких тем, приведенных в методических рекомендациях). Все видеозаписи мы оформим в виде отдельных файлов, чтобы учителя смогли использовать их в любое удобное время. Первыми такие занятия мы предложим школьникам, чьи учебные заведения входят в кластер Непрерывного казачьего образования. Помимо учителей практическую часть занятий смогут проводить студенты Московского государственного университета технологий и управления имени Разумовского, входящие в состав кибердружины университета. Первые занятия мы планируем представить в самое ближайшее время.
В рамках форума «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной и молодежной среде» также состоялось несколько секций, на которых обсуждались современные подходы к подготовке педагогов для работы по борьбе с идеологией терроризма и экстремизма в школах и вузах, пути выявления в молодежной среде людей, подверженных воздействию идеологии терроризма и экстремизма, информационная грамотность как залог защищенности от воздействия идеологии терроризма и экстремизма. Результатом работы форума стала резолюция, в которой было записано, что противодействие идеологии терроризма и экстремизма должно стать неотъемлемым компонентом и обязательной составляющей в повседневной деятельности образовательных организаций, органов власти всех уровней, институтов гражданского общества. И эта работа должна проводиться в тесном взаимодействии с антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации.