Герой из 90-х, набравший 45% голосов (в опросе приняли участие больше 40 тысяч человек), оставил далеко позади себя Илью Муромца с его 13%, Глеба Жеглова (11%), Дядю Степу (9%) и других известных властителей дум, включая персонажей сериаловм «Мажор» и «Физрук».
Организаторы конкурса пытались выяснить, кто вызывает у населения большее чувство безопасности, уважения и симпатии. Как говорится, спасибо, что хотя бы не Артур Пирожков (одно из альтер эго Александра Реввы), который тоже был замечен в списке номинантов. Никто не спорит, персонаж Бодрова будит у зрителя все заявленные чувства, но вот обыденность, с которой он мочит из обреза правых и виноватых, напрягает. Не по-геройски это как-то, не по канону… Но выбор сделан, голоса распределены, и нам остается лишь выяснить, почему нынешнее время предлагает нам своим главным воплощением такой вот неоднозначный персонаж, да и нужны ли ему — такому прагматичному и эгоистичному — эти самые герои? Ну а чтобы рассуждения на тему не превратились окончательно в аналог унылого школьного сочинения (любимейшая ведь учительская тема — «Герой нашего времени. Кто он?»), мы привлекли к выяснению экспертов.
Другим наука
— Конечно, герои нуж-
ны. Как пример для
подражания, — считает Еле-
на Новоселова, доцент
социологического факульте-
та МГУ. — Человек — живот-
ное социальное, и без каких-
то лекал ему никак нельзя.
Иначе получится, что каж-
дая личность будет начи-
нать процесс выстраивания
себя с абсолютного нуля.
Что касается Данилы Багро-
ва, то, я думаю, тут еще боль-
шую роль сыграла личность
самого актера, люди, выби-
рая, наверняка еще и это
имели в виду.
Мне как социологу хоте-
лось бы, чтобы примером
для подражания были не
столько медийные персо-
нажи, сколько наши близ-
кие — отцы, деды, матери
или другие реальные люди.
Только что прочитала в сети
интервью с 30-летней де-
вушкой, одной из организа-
торов детского хосписа «Дом
с маяком». Она не ложится
под танки, не бросается на
амбразуру, она просто тихо
делает правильные вещи,
которые очень нужны это-
му городу и этой стране. На-
верное, если с таких людей
мы будем брать пример, все
у нас будет хорошо.
Дело в политике
Актер Николай Бурля-
ев, сыгравший в сере-
дине 60-х в каноническом
фильме Станислава Ростоц-
кого «Герой нашего време-
ни», уверен, что такие при-
меры, как Багров, нам ни
к чему:
— Даже очень обаятельные
персонажи, если они совер-
шают обаятельные убийства
или не чужды другим пороч-
ным проявлениям, не долж-
ны быть героями. Нашему
поколению очень повез-
ло — у нас были герои, кото-
рым мы хотели подражать.
И я их помню, эти фильмы,
я помню ощущения от этих
персонажей, до которых на-
до было дотягиваться — так
они были недосягаемы по
уровню самопожертвования
и подвига. Тот факт, что ге-
роями нашего времени сей-
час признаются такие, как
Багров, — результат непра-
вильной культурной поли-
тики. И все те талантливые
актеры, кто так вдохновенно
сыграл всевозможных обая-
тельных преступников —
Сергей Безруков («Брига-
да»), Александр Абдулов
(Next), Сергей Бодров, — не-
вольно внесли свой вклад.
Но это, что называется, их
выбор. Я же очень надеюсь,
что после подписанного три
года назад указа о новой го-
сударственной культурной
политике постепенно все
будет меняться. Период пол-
нейшего невмешательства
государства в культурные
процессы рано или поздно
закончится, оно начнет на-
конец понимать, на какие
проекты направляет народ-
ные деньги и как эти про-
екты влияют на состояние
умов. Так что появление
истинных героев нашего
времени не за горами. Что
касается реальных людей,
то лично для меня такими
героями всегда были и оста-
ются Тарковский, Бондарчук
и Шукшин, которые, живя
в тоталитарном государстве,
не отступались от истины
и транслировали нам через
экран христианские идеи.
Поправьте фокус
Откуда же в нас эта
с транная потре б -
ность — искать и находить
героев? Все дело в головах.
— В свое время Юнг писал,
что в психике каждого че-
ловека присутствуют не-
кие врожденные базовые
структуры — архетипы,
этакий идеал, помогающий
выстраивать отношения
с миром, понимать, на что
равняться или что воспри-
нимать как негатив, — объ-
яснил профессор Москов-
ского регионального соци-
ально-экономического ин-
ститута психолог Дмитрий
Смыслов. — К архетипам
относятся фигуры бога, во-
ина, отца, матери, смерти,
и в числе прочего — фигу-
ра героя. Иными словами,
каждому из нас присуща
обязательная потребность
не только в Боге, но и в Ге-
рое. Данила Багров — это
человек 90-х, герой страны,
которая менялась, и людей,
которые в ней выживали.
Вообще, то, что его до сих
пор выбирают знаковым
персонажем нашего време-
ни — достаточно тревож-
ная информация, потому
что по факту это должен
быть человек, более инте-
грированный в сегодняш-
нюю реальность, ведь она
уже довольно радикально
изменилась. Поскольку
люди не видят в нынешнем
мире кого-то более важно-
го, наши умы занимают не-
кие странные персонажи
вроде стритрейсерши Баг-
дасарян или бесчисленных
пустышек из шоу-бизнеса.
Такой выбор говорит о том,
что государство не заинте-
ресовано в создании новых
героев. И это, я считаю, не
совсем правильно. Потому
что любой стране нужны
сильные граждане, а зна-
чит, необходимо создавать,
генерировать этот идеал —
через фильмы, через какие-
то исторические образы
и так далее. А пока у нас фо-
кус внимания смещен явно
не туда.
А вот культуролог Михаил
Юрьевич Лермонтов — пол-
ный тезка своего далекого
предка — считает, что мы
находимся аккурат в про-
цессе обретения героя.
— То, что мы сейчас под-
разумеваем под понятием
«герой нашего времени»,
совсем не то, о чем писал
когда-то Лермонтов.
Для него это человек, кото-
рый по своему внутреннему
укладу и своим, не всегда
этически выверенным по-
ступкам был симпатичен
людям не как герой войны,
не как герой каких-то госу-
дарственных свершений,
а как герой противостояния
самому себе, в душе кото-
рого шла постоянная вну-
тренняя борьба. И при всей
многоплановости, много-
слойности его характера
каждый его поступок все
равно симпатичен.
Багров тоже симпатичен,
поскольку, живя в мире,
который устроен не по про-
мыслу божьему, как может,
реализует свое человече-
ское представление об этом
промысле. До настоящего
времени, к сожалению,
предложить какую-то аль-
тернативу персонажу «Бра-
та» не удалось.
Но я считаю, что все впере-
ди. Мы же видим, как бук-
вально на глазах происходит
изменение представления
о герое как об образе и подо-
бии, которому хотелось бы
соответствовать. Видим это
уже несколько лет 9 Мая на
Красной площади, когда лю-
ди идут с портретами дедов
и прадедов — теми образа-
ми, которым они, безуслов-
но, готовы соответствовать.
Не подражать, а быть по-
добными им. И это как раз
рождает уверенность, что
в человеке остается это не-
востребованное простран-
ство подлинного его подо-
бия, которое обязательно
будет заполнено.
По мнению культуроло-
га, герой угоден небесам:
— Для меня в нашем време-
ни героем является Эдуард
Артемьев, которому на днях
исполнилось 80 лет. Это мой
большой друг, совершенно
гениальный композитор,
человек «из племени Авеля».
Как утверждают некоторые
философы, мир делится
на Каинов, которые хотят
что-то постоянно для себя
урвать, и Авелей — тех, кто
от природы альтруистичен
и считает, что отдавать —
значит поступать по про-
мыслу Неба.
Мне кажется, по нынешним
временам этого достаточно,
чтобы уже считать человека
героем.