Про Маргарет Куэлли с уверенностью можно сказать - звезда родилась. В картине Тарантино "Однажды в... Голливуде" двадцатипятилетняя актриса не потерялась даже на фоне мощного ансамбля - Брэда Питта, Леонардо Ди Каприо и Марго Робби. А после премьеры сериала "Уборщица. История матери-одиночки" (он вошел в пятерку лучших "лимитированных" шоу в истории Netflix, побив прошлогодний рекорд "Ферзевого гамбита") никто уже не спорит: яблоко от яблони упало совсем близко. Актриса Энди Макдауэлл может по праву гордиться своей младшей девочкой.
Когда Маргарет утвердили на главную роль в «Уборщицу», она не могла отделаться от тревожных мыслей. Нет, ее не пугала перспектива появляться практически в каждом кадре десятисерийного шоу и в итоге самой ответить за успех либо провал проекта. Да и то, что ее героине, вынужденной зарабатывать на жизнь уборкой чужих домов, придется бесконечно драить туалеты — сущая ерунда. К тому же позже выяснилось, что этого не требуется. Бардак стараниями декораторов и художников был мастерски сымитирован.
Не слишком пугала Маргарет и главная тема проекта — не очень популярная, зато весьма чувствительная для многих женщин. Жертвы домашнего насилия не любят рассказывать о своих страданиях. Разве что анонимно. И смотреть на это готовы далеко не все зрители. Но в том-то и была ценность работы — с актерской и человеческой точки зрения. Маргарет отдавала себе в этом отчет... Спать же по ночам мешали сомнения: как она, не имея детей, справится с ролью матери?
Обуреваемая этими тревожными мыслями Маргарет приехала в Ванкувер, где начинались съемки. Ее сразу познакомили с четырехлетней Райли Уиттет, которой предстояло сыграть дочку героини, из-за которой Маргарет — Алекс решается уйти от бойфренда — алкоголика и абьюзера, но вроде как хорошего отца. Знакомая многим история. Она сбежит с дочкой в ночь без гроша в кармане, будет ночевать в машине, познакомится с «византийской» системой социальной помощи, отчаянно пытаясь выбраться и вытащить свое дитя из нищеты и безнадежности.
Зрители должны были поверить в их взаимную привязанность. Что ж, полюбить Райли актрисе труда не составило. А вот чтобы добиться симпатии и доверия малышки — тут пришлось немало потрудиться. Маргарет несколько месяцев проводила с Райли каждый уик-энд. Кормила ее, укладывала спать, нянчила и развлекала. И однажды, когда поцарапав коленку, девочка бросилась к ней за утешением, стало ясно — цель достигнута.
Позже Энди Макдауэлл с нескрываемой гордостью заметит: «Маргарет вела себя как настоящая мать, но и девочка в ней увидела мать. У них возникла крепкая связь — реальная, не наигранная. Помимо этого Маргарет сделала из малышки актрису. Актрису — из маленького ребенка! Гигантское достижение».
Кстати, сама Энди получила роль в проекте благодаря дочери. Маргарет по приезде в Канаду узнала, что продюсеры еще не определились, кто будет играть в сериале маму героини. И ее озарило: кто как не собственная родительница может справиться с ролью Полы, экстравагантной художницы-хиппи с биполярным расстройством и несчастной судьбой?
Она бросилась к Марго Робби, одному из продюсеров сериала, с криком «Позовите мою маму!» Маргарет давно мечтала поработать вместе с Энди, та с раннего детства ее кумир. Обе долго ждали подходящего сценария, по-настоящему интересных героинь. И возможно, не дождались бы вовсе, если бы Маргарет не получила главную роль в «Уборщице». Продюсеры согласились с тем, что идея отличная. И Маргарет держала кулачки, чтобы мать не отказалась, — боялась, что ее спонтанное «эгоистичное» (как она сама призналась) решение не найдет у матери отклика. Но та с радостью согласилась. Слишком хорошо ей известна печальная ситуация с актрисами «среднего» возраста — хороших ролей для них почти нет. Вот и в карьере Энди Макдауэлл, звезды «Четырех свадеб...», «Дня сурка», «Майкла», «Вида на жительство», после сорока лет в кино царил полный штиль.
В результате они провели девять счастливых месяцев на съемках «Уборщицы», и Маргарет уверена: во многом благодаря родственному партнерству сериал получился таким убедительным. Да и отношения с экранной дочкой ей оказалось выстроить намного легче, поскольку собственная мать была рядом, помогала советами.
Правда маленькая Райли страшно испугалась, встретившись с «бабушкой» в первой совместной сцене. Героиня Макдауэлл кричала на экранную дочь Алекс, обвиняя ее во всех грехах и своих неудачах. По сценарию в той же сцене нужно было оставить девочку с ней наедине. Но какое там! Малышка ни за что не хотела отпускать Маргарет, и той пришлось лежать на полу, чтобы не попасть в кадр, и держать ребенка за лодыжки. Ближайшее воскресенье Энди провела с дочерью и Райли, чтобы завоевать если не любовь, то хотя бы доверие девочки.
Впрочем, та до самого последнего съемочного дня не выносила, если кто-то обижал ее «мамочку». Актерам, задействованным в сценах с ребенком, как и всей группе в такие моменты приходилось рассчитывать исключительно на помощь Куэлли. Только ей удавалось успокоить, утешить и объяснить ребенку, что все происходит «понарошку». Только Маргарет удавалось заставить Райли сделать то, что требовалось, когда она была не в настроении. Помощник режиссера не раз по настоянию Куэлли исполнял задорный танец перед ребенком — после того как Райли «отыгрывала» сцену под присмотром Маргарет. В результате к концу съемок черта между искусством и реальностью оказалась окончательно размыта.
Сара Маргарет Куэлли — младшая дочь Макдауэлл — родилась двадцать третьего октября 1994 года в городе Калиспелл, штат Монтана. Энди, начинавшая карьеру в модельном бизнесе, познакомилась с будущим отцом своих детей Полом Куэлли на съемках рекламы одежды. Пара развелась, когда Маргарет было пять лет. Раннее детство она провела со старшей сестрой Рэйни и братом Джастином на рачно в Миссуле. Затем семья переехала в Северную Каролину, где жили родные Энди.
После развода в 1999 году отец Маргарет основал строительную компанию и поселился рядом со школой, где училась дочь. Поскольку родители жили в пяти километрах друг от друга, девочка могла проводить время с обоими. В четырнадцать лет она впервые уехала из дома, чтобы профессионально учиться балету.
Отец всегда играл в ее жизни огромную роль. Благодаря папе — как считает Маргарет — она получила роль у Квентина Тарантино, ставшую пропуском в волшебный мир кино. Правда когда девушку пригласили на прослушивание, на успех она особенно не надеялась. Шло время, а никаких известий от режиссера не поступало. Тогда отец, переехавший к тому времени в Панаму, предложил Маргарет: «Давай поиграем с судьбой в орлянку. Когда ждешь ответа после кастинга, лучше всего запланировать отпуск. Почему? Да потому что работа не позволит им воспользоваться. Купишь билет в Панаму и получишь фильм Тарантино». И Маргарет прилетела к папе, а буквально через пару дней уже летела обратно. На забытом богом панамском пляже, где еле работала связь, и раздался судьбоносный звонок от агента. Как и предсказывал отец — отдохнуть ей не удалось.
В самолете она попеременно то плакала, то смеялась: предстояло пройти пробу с Брэдом Питтом. К удивлению актрисы, в процессе съемок ее экранное время значительно увеличилось. Маргарет была уверена в себе, играла по наитию, Тарантино почти не требовалось давать ей указаний. По дороге на площадку она слушала психоделические опусы Мэнсона, по вечерам смотрела документальные кадры о лидере культовой группы, которыми снабжал ее Квентин. В результате по ночам ей снились кошмары... Но с Тарантино оказалось приятно работать. Он всячески поощрял и вдохновлял актеров, с удовольствием дурачился, поднимая группе настроение.
Маргарет с ним серьезно поспорила лишь однажды. Известный фетишизмом в отношении женских ступней, Тарантино попросил ее забросить босые ноги на переднюю панель автомобиля. Куэлли боялась, что ее деформированные пальцы выглядят ужасно после многолетних занятий балетом, и заявила Квентину, что показывать их крупным планом — плохая идея. Однако режиссер настаивал, и после долгих дебатов с участием Брэда Питта, тоже уверявшего Маргарет, что все у нее прекрасно с ногами, та согласилась.
Однако даже получив массу похвал, а позже и престижных номинаций, Маргарет не считает себя персоной, принадлежащей к актерской гильдии. Вечный вопрос — отдыхает ли природа на детях знаменитостей — не мог ее не волновать, поэтому она предпочитает занижать ожидания, не позволяя успехам вскружить себе голову. Маргарет отлично понимает: ей не избежать сравнений с матерью и этот шлейф еще долго будет за ней тянуться...
В их семье только брат обезопасил себя от сравнений и пересудов. Джастин выбрал профессию, не имеющую отношения к шоу-бизнесу, — стал риелтором. И прекрасно себя чувствует.
Рэйни, а Маргарет называет сестру лучшим и единственным другом, первой ступила на актерскую стезю. Она избрала музыкальную карьеру и известна под псевдонимом Rainsford. Когда-то Энди поставила старшей дочери условие — только достигнув восемнадцатилетия, та может делать все, что захочет. С младшей мать уже вела себя иначе: в шестнадцать отпустила в Нью-Йорк, где Маргарет предложили стажировку в Американском театре балета. Но неожиданно девушка бросила балет. Якобы из-за того, что в детстве не получила соответствующей подготовки и поэтому не сможет в будущем соперничать с другими танцовщицами. А если так, незачем и дальше проводить по восемь часов в день на пуантах. Такова официальная версия.
На самом деле, как призналась Маргарет матери, решение пришло ей в голову в один момент. Однажды в классе, где балерины потели у станка, появилась женщина в инвалидном кресле. Ее счастливое лицо поразило Маргарет. Она так зачарованно слушала музыку, с таким восторгом смотрела на учениц, словно не понимая, что ей-то самой никогда не придется танцевать. Да что там — даже просто ходить. И Маргарет спросила себя: «Зачем я здесь? Если и близко не испытываю такой радости и счастья ни от музыки, ни от балета? Если не наслаждаюсь всем этим?»
Но домой она не вернулась. Заявила, что сама будет зарабатывать, — ее давно приметили агенты модельного бизнеса. Энди не смогла сказать дочери нет. В семнадцать Маргарет участвовала в парижском Бале дебютанток, заключила контракт с модельным агентством и выступала на подиумах известных модных домов, снималась для глянцевых журналов и рекламы. Ее модельная карьера началась так же легко, как в свое время у матери. Однако в индустрии моды чересчур жесткие законы, и Маргарет со временем стала чувствовать себя глубоко несчастной, работая как проклятая и мучая себя голодом. Девушка ни с кем не общалась, в ее съемной квартирке не было нормальной мебели. Завтракала на коробке из-под консервов, спала на матрасе, расстеленном прямо на полу.
Об актерстве Маргарет и не помышляла, пока бывший бойфренд Нэт Вулфф не вытащил ее в театральный класс, где сам занимался. И вот что интересно: она то и дело ловила себя на желании выйти на сцену и так же легко импровизировать, как все эти ребята. Ее жизнь круто изменилась. Маргарет с одобрения родителей записалась на летнюю программу в лондонскую Королевскую Академию драматического искусства, потом поступила в Нью-Йоркский университет, а спустя семестр принялась ходить на бесконечные прослушивания. Прорыв случился в 2014 году — Куэлли получила роль в сериале «Оставленные», где отца ее героини играл Джастин Теру.
В 2019-м, когда вышел фильм Тарантино «Однажды в... Голливуде», Куэлли номинировали на «Эмми» за роль танцовщицы Энн Райнкинг в сериале «Фосси/Вердон». Партнерами актрисы были Сэм Рокуэлл и Мишель Уильямс, сыгравшие легендарного режиссера и хореографа Боба Фосси и его жену. Маргарет была знакома со своей героиней, восхищалась ею, боялась, что Энн не понравится ее работа, и... меньше всего ожидала номинации. А ее мать от радости и волнения чуть не попала в аварию: Энди была в дороге, когда узнала новость, заплакала и едва не выпустила из рук руль.
Сама Макдауэлл получила официальное признание чуть больше тридцати лет назад — ее номинировали на «Золотой глобус» за фильм Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео». Позже актриса получала престижные номинации за романтические комедии «Вид на жительство», «Четыре свадьбы и одни похороны» и «День сурка». Но после развода она в основном занималась детьми и лишь изредка появлялась в Голливуде. Вероятно поэтому Энди по-прежнему воспринимают как актрису, пригодную лишь для романтических комедий. И когда в 2017-м критики восторгались ее работой в фильме «Одна любовь за другой», никто из голливудских боссов словно и не заметил, насколько широки актерские возможности Макдауэлл.
Но уж Маргарет-то знает, какая великолепная актриса ее мать. Когда героиня Энди в конце сериала «Уборщица» говорит дочери, что ею гордится, Маргарет, едва прозвучала команда «Снято!», расплакалась. Она не верила своим ушам — в точности как ее экранная Алекс. Когда тяжелые съемки закончились и они вернулись домой, мать повторила: «Я горжусь тобой».
Несколько лет назад Маргарет с сестрой уговорили мать перебраться из Северной Каролины в Лос-Анджелес, от которого актриса всегда держалась подальше. Она купила скромный по здешним меркам дом на Голливудских холмах и решила построить на участке второй коттедж — для дочерей. Туда ее девочки и возвращаются. Рэйни — с гастролей и концертов, Маргарет — со съемок. Обе такие же домоседки, как мама. С детства узнав, что значит нести ответственность за близких, Макдауэлл и у собственных детей сумела воспитать чувство долга и приучила их к мысли, что работа в шоу-бизнесе — вовсе не вечный рок-н-ролл.
Полин, бывшая учительница музыки, страдала алкоголизмом, и Энди, младшей из четверых ее детей, досталась роль сиделки: по ночам она проверяла, не заснула ли мать с непотушенной сигаретой — это случалось часто. Удивительно, как они все не сгорели. В шестнадцать вместе с матерью Энди устроилась в «Макдоналдс», но родительницу вскоре уволили за появление на рабочем месте в пьяном виде. Девушка пыталась вылечить мать от алкоголизма, но в результате врачи «подсадили» ее еще и на таблетки.
У Макдауэлл выработалось стойкое неприятие любых наркотиков и алкоголя, и это очень помогло в дальнейшем. Когда в восемнадцать она улетела в Париж, подписав контракт с модельным агентством, шансы сбиться с пути равнялись нулю. Актриса хранит письмо, которое написала ей мать незадолго до своей смерти. В нем Полин обещала исправиться, уверяла, что гордится дочкой. Энди до сих пор винит себя, что не была рядом в последние дни ее жизни.
...По вечерам, вернувшись от мамы, Маргарет достает свой дневник, который ведет с детства. Он помогает ей успокоить нервы. Как и книги — девушка привыкла начинать каждый свой день с чтения. Называет себя «книжным червем», а книги — верными друзьями. Даже собаку назвала Буксом (book — по-английски книга). В дневник Маргарет записывает «классные моменты», случившиеся за день, чтобы потом их не забыть.
Например как Тарантино за ночь придумал новую сцену с участием ее самой и Брэда Питта, а утром показал им написанное. Маргарет, кстати, вставила эти листочки в рамочку и повесила на стенку. Или как однажды плюхнулась в кресло Леонардо Ди Каприо и страшно испугалась. Или как мчалась в машине с Питтом по одному из самых загруженных в Лос-Анджелесе хайвеев, который для команды Тарантино перекрыли на целый съемочный день. Квентин ей тогда подмигнул и гордо сказал: «Смотри, больше никогда в жизни такое не испытаешь!» Или как Марго Робби, представлявшая «Однажды в... Голливуде» на Каннском фестивале вместе с Тарантино, Питтом и Ди Каприо, прислала ей с премьерного показа славную эсэмэску, чтобы она не чувствовала себя «брошенной».
Во время съемок «Уборщицы» одной из самых тяжелых для Маргарет сцен стала та, где Ник Робинсон, игравший бойфренда Алекс, швыряет ее к стене. Режиссер и продюсеры долго не могли решить, снимать ли этот эпизод. До сих пор в истории речь шла лишь об эмоциональном насилии, и нагнетать обстановку, учитывая и так непростую тему, не очень хотелось. В итоге сцену решили включить, и Маргарет никогда не забудет животного страха, который на нее нахлынул, когда Ник схватил ее за плечи. Хорошо, что это кино и она давно знакома с Робинсоном... Но каково же в реальности такое испытать?
Жизнь, как часто повторяет мать, порой куда безумнее любого кино. Маргарет вспоминала ее слова, когда с ней случилась — вернее, едва не случилась — похожая история. В октябре 2020-го на съемках музыкального видео Love Me Like You Hate Me, которое снимала сестра, познакомилась с Шайей Лабафом. О его репутации пьяницы, бабника и скандалиста не писал только ленивый. Однако Маргарет не заметила в актере ничего дурного, заявляя: по-видимому, все вокруг говорят о каком-то другом мужчине.
Маргарет видела в Шайе милого, доброго, совсем непохожего на типичных голливудских мажоров парня. Кстати, при ней он пил только сок и воду. Энди, впрочем, с самого начала твердила дочке, чтобы не слишком воодушевлялась. И как в воду глядела. Буквально в самом начале их романа бывшая подружка Шайи певица FKA Twigs (в миру Талия Дебретт Барнетт) предъявила ему обвинения в сексуальном и физическом насилии. В иске, поданном в декабре в высший суд Лос-Анджелеса, певица обнародовала факт, как Шайа неосторожно вел машину, в которой сидела Талия. Она умоляла бойфренда остановиться, в ответ он ее избил.
За появлением иска последовало объяснение адвокатов певицы: «Мы хотели разрешить конфликтную ситуацию в частном порядке при условии, что мистер Лабаф согласится пройти соответствующее психологическое лечение. Но поскольку ответчик отказался, мисс Барнетт сочла необходимым подать иск с целью предотвратить подобные действия с его стороны в отношении других потенциальных жертв».
Скандал набирал обороты. Надо отдать Маргарет должное — она еще какое-то время продолжала общаться с Шайей. Не желала ни во что верить, выступала «единым фронтом» с возлюбленным, появляясь с ним перед камерами папарацци. Не обращала внимания на хейтеров. Энди, не позволяющая себе контролировать детей, провела с Маргарет серьезную беседу, но услышана тоже не была. Мать всерьез испугалась и пригрозила Шайе: если посмеет обидеть дочь, мало ему не покажется.
Маргарет же упорно стояла на своем. До того момента, пока бойфренд не опубликовал заявление, фактически признавшись, что да, подвергал женщин насилию. При этом он никому и ничего не обещал, закончив послание весьма невнятно: «Даже и не знаю, что еще сказать». И Маргарет прислушалась к голосу разума — тем более что ей намекнули: продолжать отношения чревато последствиями для готовящегося к релизу сериала «Уборщица», где ее героиня нашла силы расстаться с абьюзивным бойфрендом. Да и ее, честно говоря, шокировало признание Шайи. Выходит, ей просто повезло?
В феврале 2021 года вышло интервью бывшей подружки Лабафа с подробностями инцидента двухлетней давности. Маргарет в тот день написала на своей страничке одно слово, адресованное FKA Twigs: «Спасибо». Ведь, возможно, лишь благодаря откровенности певицы ей самой не довелось испытать подобный ужас. Эта история многому ее научила.
В октябре 2019-го, почти за год до начала съемок «Уборщицы», актриса рассталась с комиком Питом Дэвидсоном. Известный сердцеед упал в ее объятия, бросив очередную пассию — актрису Кейт Бекинсейл. То, что и этот роман обречен на провал, понимали многие вокруг, но Маргарет не хотела думать о плохом. Тем более что Пит очень понравился матери. Когда они разбежались, актриса считала себя несчастной неудачницей.
По странному совпадению сестра и брат тоже переживали кризис в личной жизни. Они решили сменить обстановку и развеяться — втроем отправились в Лондон, потом в Париж. Почти не спали и целыми днями гуляли, пока не падали с ног от усталости. И все время себя ненавидели. Джастин налегал на лимоны и острый перец, убеждая последовать его примеру: мол, они повышают уровень эндорфинов, которые помогают бороться с депрессией. Маргарет первой призвала брата и сестру прекратить заниматься самобичеванием: «Мы же такие классные! Давайте уже перестанем себя мучить!»
Недавно она вернулась из Панамы, где снималась в фильме Клер Дени «Звезды в полдень». Заодно провела время с отцом. Готовится к съемкам у Йоргоса Лантимоса и ждет не дождется начала работы над байопиком «Фред и Джинджер» о знаменитой танцевальной паре. «Жизнь, похоже, налаживается, я сейчас словно живу в картине, где по сценарию сбываются все мечты», — сказала Маргарет матери.
Осталось исполниться еще одной. Куэлли не скрывает, что всегда была романтиком, с детства мечтала выйти замуж и много раз представляла собственную свадьбу. Нет, она, пожалуй, не станет надевать длинное свадебное платье (в таком прошлым летом закрывала модный показ Дома Chanel). Предпочтет то, в котором можно танцевать всю ночь! И возможно, даже напьется. Хотя не факт, мама вряд ли позволит.
Еще Маргарет мечтает о детях. Опыт у нее какой-никакой после «Уборщицы» имеется. Они с Райли теперь вовсю общаются, девочка счастлива, что у нее есть «еще одна любимая мамочка», а Маргарет — что обрела такую славную дочурку. «Вы с Райли родные души. Обе чувствительные, нежные, ранимые. Будто и впрямь родные», — часто повторяет Энди Макдауэлл.