Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска — спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ
Миллионы американцев с замиранием сердца наблюдали в прямом эфире, как пилотируемый корабль Crew Dragon отправился в свой первый тестовый полет к МКС. На его борту было 204 килограмма оборудования и продовольствия для экипажа станции и один пассажир — правда, ненастоящий: в кресле сидел манекен в герметичном скафандре, названный Рипли в честь главной героини фильма «Чужой». А спустя всего сутки Crew Dragon успешно совершил автоматическую стыковку с МКС — для компании Илона Маска это огромный успех, ведь до этого грузовые корабли SpaceX Dragon, доставляющие продовольствие на МКС, состыковывались со станцией вручную. Наконец, в прошлую пятницу Crew Dragon успешно приводнился в Атлантическом океане у берегов Флориды.
Уже в июне нынешнего года компания планирует отработать систему аварийной посадки, и если все пройдет штатно, то еще через месяц Crew Dragon доставит на МКС двух настоящих пассажиров. В случае успеха это будет первый полет астронавтов из США на своем собственном корабле после закрывшейся в 2011 году программы Space Shuttle. За последние годы это уже третья победа компании Маска: сначала она потеснила конкурентов на рынке коммерческих запусков, затем — на рынке доставки грузов к МКС, а теперь на глазах превращается в мощного соперника нашим «Союзам».
SpaceX всегда действует дерзко и агрессивно: компании удалось значительно снизить стоимость запусков и сломать годами существовавшую олигополию на рынке. На протяжении десятилетия цена доставки груза на орбиту практически не менялась и составляла от 10 до 32 тыс. долларов за килограмм груза. Но появление в 2010 году ракеты Falcon 9 с возвращаемой первой ступенью и головным обтекателем привело к значительному падению цен в прайс-листах — до 2700 долларов за килограмм (для сравнения: стоимость доставки с помощью шаттла «Дискавери» была в 20 раз больше). А у новой сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy стоимость доставки еще меньше — 1400 долларов за килограмм. И всем уже очевидно, что Россия этой конкуренции не выдерживает: сейчас мы отстаем от США по количеству запусков практически вдвое, в то время как еще в 2015 году были первыми.
Заметим, что до активного использования Falcon 9 в мире ежегодно совершалось десятка два коммерческих запусков. Но уже в прошлом году их количество перевалило за четыре десятка (при том что суммарно успешных запусков ракет было 111). Но вот на емкости рынка запусков революция, устроенная SpaceX, почти не отразилась: она по-прежнему колеблется в диапазоне 5–5,5 млрд долларов.
И все-таки сами по себе коммерческие запуски, как и доставка грузов и даже экипажей к МКС, далеко не главная миссия SpaceX. Эта компания создавалась ради формирования гигантской группировки спутников Starlink для обеспечения широкополосного доступа в интернет из любой точки Земли. На протяжении многих лет представители SpaceX признавали, что именно космический интернет призван стать основным генератором прибыли для компании, а годы разработок и усилий инженеров и конструкторов должны сойтись в одной точке: дешево и быстро запустить в космос на низкую околоземную орбиту тысячи интернет-спутников. Если верить внутренним документам SpaceX трехлетней давности, то уже к 2025 году она намерена увеличить свою выручку более чем на порядок, до 35 млрд долларов в год, и получить операционную прибыль в размере 20 млрд долларов. Причем непосредственно на запуски придется лишь шестая часть всех продаж, или чуть более 5,5 млрд долларов. А львиную долю будущих доходов обеспечит как раз проект Starlink, включая производство самих космических аппаратов. Благо все необходимые разрешения от регуляторов для этого уже получены.
На земле с космической скоростью
Идея космического интернета сама по себе не нова, ведущие технологические компании на протяжении последних десяти лет предлагали самые разные подходы к ее реализации. Многие предложения оказались неосуществимы, но неизменным осталось одно: вера IT-корпораций в то, что будущее человечества — именно в космическом интернете. Facebook, Amazon, Google (кстати, самый крупный миноритарный акционер SpaceX), а также Samsung и многие другие компании считают, что главный способ развивать цифровые технологии дальше — построить систему глобального бесперебойного доступа к космическому интернету, который дополнил бы уже существующую наземную интернет-инфраструктуру. Именно дополнил, а не конкурировал с ней.
Наиболее реальной эта затея выглядит у SpaceX, поскольку компания единолично владеет полным технологическим циклом — от производства спутников на собственном заводе до их запусков с использованием собственных ракет и платформ. Впервые о Starlink было объявлено в 2015 году. Известно, что в SpaceX хотят создать группировку спутников, каждый из которых будет выполнять функции одновременно и клиента, и сервера, что повысит устойчивость и скорость передачи данных. Сигнал будет передаваться от спутника к спутнику с помощью лазера, а от спутников на Землю — посредством радиосвязи. Главная задача проекта — сделать скорость передачи данных и задержку сигнала на конкурентных наземным системам уровнях.
По оценкам ученых, спутники в конфигурации проекта Starlink могут обеспечивать скорость на прием 20 Гбит/с и выше (говорят даже о 100 Гбит/с), тогда вся группировка даст на прием 240 Тбит/с. Для сравнения: вся наземная оптоволоконная емкость сегодня составляет 295 Тбит/с. Как считают в SpaceX, развертывание группировки обойдется как минимум в десять миллиардов долларов, а срок жизни спутника составит около пяти лет. При этом для обновления всего космического сегмента системы потребуется значительно меньше средств, чем при первом развертывании: всего четыре миллиарда долларов. Если предположить, что будет использоваться только 10% пропускной способности всех выведенных на орбиту аппаратов — 24 Тбит/с, то, чтобы вернуть потраченные инвестиции, стоимость передачи данных в Starlink должна составлять порядка двух-трех центов за гигабайт. Это вполне сопоставимо с верхней границей стоимости наземного интернета в развитых странах (в России, кстати, интернет существенно дешевле). Но в SpaceX рассчитывают зарабатывать как на сдаче спутников и наземного оборудования в аренду телекоммуникационным компаниям, так и на оказании интернет-услуг конечным пользователям. По всей видимости, речь идет о новых рекламных возможностях крупнейших IT-гигантов, которые получат эксклюзивные права на пользование инфраструктурой.
Но заметим, что SpaceX не одна борется за космический интернет. Уже несколько лет назад стартовал еще один проект — британского консорциума OneWeb, который уже начал создание собственной одноименной системы, призванной составить конкуренцию Starlink. В первой фазе OneWeb должно быть запущено 648 спутников (из них 600 рабочих и 48 запасных). В конце февраля были выведены на орбиту первые шесть аппаратов на ракете «Союз-СТ-Б» с космодрома Куру во Французской Гвиане. В этот же день в OneWeb заявили, что подписали два коммерческих соглашения о предоставлении услуг широкополосного интернета в Африке и на Ближнем Востоке (совместно с британской компанией Talia), а также в Европе (с итальянской Intermatica). В заявлении главы Intermatica сказано, что задержка сигнала будет менее 50 мс, что сопоставимо с земными значениями, а интернет будет использоваться в железнодорожном транспорте, авиации и судоходстве. OneWeb финансируется множеством компаний, среди которых структура Airbus Group, японский Softbank, производитель чипов Qualcomm и Virgin Group Ричарда Брэнсона. Пока удалось привлечь порядка двух миллиардов долларов инвестиций, но на полный запуск проекта потребуется значительно больше — от четырех до шести миллиардов долларов. Именно поэтому OneWeb все еще продолжает искать инвестиции. Против развертывания проекта в России на первых порах выступала ФСБ, но на сегодня 51% акций в СП, созданного с OneWeb для развития проекта в России, владеет дочерняя компания «Роскосмоса» — АО «Гонец». Таким образом, все претензии силовиков вроде бы удалось снять. Во всяком случае, как заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, если Россия откажется легализовать группировку OneWeb на своей территории, проект все равно будет реализован, но у страны уже не будет возможности на него влиять.
В перспективе OneWeb может расширить группировку как минимум вдвое, но это потребует новых согласований в Международном союзе электросвязи в Женеве и в Федеральной комиссии по связи США (чтобы OneWeb мог вести коммерческую деятельность в США). Отметим, что именно в Международном союзе электросвязи резервируют рабочие частоты для спутников и OneWeb вместе с SpaceX уже застолбили себе соответствующие полосы частот. Так что всем потенциальным конкурентам придется изыскивать новые частотные диапазоны и модифицировать свои проекты. В космосе места, конечно, много, но не настолько, чтобы можно было запускать тысячи спутников без международного согласования.
Известно также о планах компаний Samsung, Boeing и ряда мелких отраслевых игроков создать собственные группировки вроде OneWeb и Starlink. Еще четыре года назад в Samsung строили планы создания системы из 4600 спутников, а Boeing всерьез намеревался запустить порядка 1400 спутников. Но даже примерных сроков реализации этих проектов компании не называют.
Любопытно, что схожий проект, по всей видимости, готовится и в недрах Facebook. В июле прошлого года из сообщения Федеральной комиссии по связи США стало известно, что компания PointView Tech, которая, похоже, является скрытым подразделением Facebook, разрабатывает экспериментальный спутник Athena. Говорилось, что скорость передачи данных у него будет даже выше, чем у спутников Starlink. При этом известно, что он планирует использовать высокий частотный диапазон 60–90 ГГц. В заявке PointView Tech указано, что для связи с Athena будут задействованы три наземные станции в Лос-Анджелесе. И вот совпадение: одна из них как раз расположена на площадке в 7500 кв. м, арендованных Facebook полтора года назад. Более того, из социальных сетей стало известно, что эта компания ищет специалистов в области спутниковой коммуникации и использования миллиметровых волн. Впрочем, никаких подробностей об этой программе Facebook найти так и не удалось. Как бы то ни было, остается все меньше незарезервированных частотных диапазонов и заинтересованные компании в любом случае просто вынуждены будут играть на опережение.
Starlink на старте
Едва ли не главная особенность Starlink и OneWeb заключается в том, что они стремятся создать первую полноценную группировку интернет-спутников именно на низкой околоземной орбите. Уже многие годы работают спутниковые системы HughesNet и ViaSat, но их аппараты располагаются на геосинхронной орбите (более 35 тыс. км над Землей), что дает очень большую задержку сигнала — примерно 600 мс. Существуют и более «низкие» группировки, но все они работают в узких коммерческих нишах. На средней околоземной орбите (выше 2000 км) располагаются навигационные системы GPS, ГЛОНАСС и Galileo. Там же расположена группировка O3b из 16 спутников (в ближайшее время, уже в марте, их станет 20) — важный поставщик связи для кораблей, нефтяных платформ, самолетов. Ее задержка — 140 мс, а скорость — не больше 2 Мбит/c. Еще ниже расположены системы Iridium, но они используются преимущественно для телефонной связи. Таким образом, ниша спутникового интернета пока свободна, и именно за нее идет основная борьба.
Еще в феврале прошлого года SpaceX запустила два первых тестовых спутника Starlink (Tintin A и Tintin B). Впрочем, с этими аппаратами произошли неприятности: они не смогли подняться на рабочую высоту 1125 км. В SpaceX так и не объяснили, что случилось, но заверили, что в части передачи данных спутники не вызвали нареканий. Тем не менее, как утверждают эксперты, двигательная установка одного из спутников вообще не сработала, а второй не смог правильно маневрировать и добраться до нужной высоты.
Начало рабочих запусков Starlink запланировано на вторую половину этого года. При этом в SpaceX не раскрывают точное количество спутников, которое хотят запустить в этом году. Известно только, что всего к середине 2020-х планируется отправить в космос около 12 тыс. аппаратов: первую группу из 4425 спутников на орбиту от 1110 до 1325 км, а вторую группу из 7518 спутников — на более низкую орбиту (от 335 до 346 км). Для сравнения: высота орбиты МКС — 408 км.
Федеральная комиссия связи США выдала разрешение SpaceX на вывод первой группы еще в марте прошлого года, а второй группы — в ноябре. Спутники будут работать в Ku (12–18 ГГц) и Ka-диапазонах (26,5–40 ГГц). В последние годы эти спектральные диапазоны становятся основными в спутниковой передаче данных, поскольку характеризуются широкой полосой пропускания и рядом других преимуществ. В диапазоне Ka, например, работают аппараты нового, второго поколения спутников Iridium и космический телескоп Джеймса Уэбба.
В феврале нынешнего года стало известно, что дочерняя компания SpaceX — SpaceX Services — запросила у Федеральной комиссии по связи США лицензию на работу до миллиона наземных терминалов, которые в перспективе будут связаны со спутниками Starlink. Терминалы будут работать в диапазонах 14–14,5 ГГц на передачу и 10,7–12,7 ГГц на прием. В заявке в очередной раз указывается, что система создается с целью надежного широкополосного доступа в интернет в любой точке Земли. Таким образом в SpaceX пытаются убедить комиссию в общественной пользе проекта — это необходимое положение любой заявки.
SpaceX не раскрывает стоимость спутников, тайной покрыт и процесс их производства. Разработку аппаратов ведут в Ричмонде, рядом с Сиэтлом, на новом заводе, открытом в 2015 году. Осенью прошлого года Илон Маск устроил там настоящую встряску, уволив несколько ключевых менеджеров в целях повышения эффективности и скорости работы. Мы провели беглый анализ вакансий SpaceX в сети LinkedIn из которого видно, что компания все еще активно нанимает инженеров на свой завод в Ричмонде. Всего над проектом Starlink работает около 300 сотрудников, а количество незаполненных вакансий превышает три десятка. SpaceX требуются специалисты по спутниковым антеннам, микроэлектронике, программированию элементов связи, системам сетевого мониторинга и прочие инженеры. В требованиях подчеркивается, что работать могут только граждане США и обладатели грин-карт, поскольку необходимо удовлетворять условиям экспортного контроля США (ITAR). Сам Илон Маск не раз заявлял, что был бы рад нанимать всех, но приходится соглашаться с требованиями государства. Имидж главного космического визионера не должен вводить в заблуждение: стратегические отрасли в США находятся под жестким контролем.
Зачем интернету в космос
Размах и амбициозность проектов космического интернета заставляют задуматься об их потенциальной окупаемости и востребованности. По расчетам специалистов, использование низкоорбитальных спутников способно значительно снизить задержку сигнала на больших расстояниях и создать глобальное покрытие без «белых пятен». Именно в этом и состоит главное преимущество космического интернета. Например, полноценные приложения дополненной и виртуальной реальности требуют гораздо более быстрой связи и существенно меньших временных задержек. Если в интерактивных играх между участниками из Германии и США задержка сигнала может составлять 40 мс и больше, то спутники типа Starlink и OneWeb теоретически способны сократить ее в четыре-пять раз. Пока группировка не запущена, оценить эти цифры точно невозможно, но, например, Марк Хэндли из Университетского колледжа Лондона создал первую полноценную симуляцию работы группировки Starlink и пришел к выводу, что космический интернет будет востребован высокочастотными трейдерами. А это десятки, если не сотни миллионов долларов ежегодного дохода. Оценки Хэндли также показали, что больше всего спутников системы будет между широтами 47 и 52. В эту зону попадают Лондон, Париж, Франкфурт, недалеко от нее Нью-Йорк. Все это мировые финансовые центры.
Новые возможности могут открыться для транспортной системы: связь между движущимися автомобилями, беспилотный транспорт и умные города, интернет-услуги в самолетах — все это требует меньших задержек и большей надежности, чем сегодня. Один только дешевый интернет на борту авиалайнеров способен приносить миллиарды долларов дополнительных доходов. Заметим, что мировой пассажиропоток на авиалиниях в мире превышает 4,3 млрд человек и растет на пять-шесть процентов в год. При этом доходы авиакомпаний от предоставления услуг интернета на борту самолетов оцениваются всего в 900 млн долларов в год. Правда, пока что интернет в воздухе стоит весьма дорого — пять-десять долларов за мегабайт трафика. Впрочем, как считают эксперты Лондонской школы экономики, в случае снижения цен и повышения качества (читай: скорости) к 2035 году выручка авиакомпаний от предоставления интернета на своих рейсах вырастет как минимум до 15 млрд долларов в год. Но главный резерв роста доходов — беспилотный транспорт, прежде всего общественный и грузовой. Не секрет, что в одних только США сейчас работают примерно 3,5 млн таксистов, водителей рейсовых, междугородних и школьных автобусов, грузовиков. Средняя зарплата каждого из них составляет примерно 2500 долларов в месяц, или 30 тыс. в год. Таким образом, только на их зарплату работодатели ежегодно тратят порядка 105 млрд долларов, без учета страховых выплат, медобслуживания и проч. Если предположить, что в результате интенсивного внедрения беспилотных транспортных средств, управляемых при помощи космического интернета, половина водителей будет вынуждена сменить профиль деятельности, то компании, школы и муниципалитеты сэкономят более 50 млрд долларов ежегодно. Все это, конечно, строится на предположении, что технические характеристики космического интернета оправдают ожидания.
Впрочем, у всех этих систем есть недостатки: их мощность распределена равномерно по земному шару, а не сконцентрирована там, где больше всего активных пользователей. «Связь будет предоставляться не по необходимости, а равномерно, — говорит советник генерального директора компании “S7 Космические транспортные системы” Андрей Ионин — Предоставление равного доступа в интернет для всех может быть лишь альтруистическим проектом. Но как бизнес-модель это рассматриваться не может». А вот бизнес-модель, в которой центральное место займут онлайн-услуги через космический интернет, может оказаться вполне эффективной. «В этом случае огромные корпорации будут использовать космический интернет для предоставления своих платных сервисов, в том числе в регионах, куда они не могут попасть с помощью наземного интернета. Такая модель была бы очень интересной, хотя и совершенно людоедской, ведь в результате были бы уничтожены наземные бизнесы, а вся экономика перешла бы в онлайн и контролировалась бы крупными IT-игроками», — объясняет г-н Ионин.
По всей видимости, самый большой рынок для космического интернета возникнет при полномасштабном развитии цифровой экономики, то есть в ситуации, когда во многих странах будут развертываться технологии межмашинных коммуникаций, возникнут полностью автоматизированные заводы и интернет вещей. Благодаря этому не только смогут передвигаться беспилотные автомобили, но и появятся новые рынки цифровых услуг. И без космического интернета наземную «цифровую» инфраструктуру возможно будет построить не везде – точно так же, как и в случае с организацией мобильной связи. Космический интернет сможет дополнить наземную инфраструктуру и сделать 5G-сети по-настоящему глобальными. По словам Андрея Ионина, при цифровой экономике космический интернет является совершенно необходимым условием. «Пока на Земле нет глобальной цифровой экономики, Starlink не очень-то и нужен. Конкуренцию с наземными сетями они проиграют, — говорит эксперт. — Только когда появится глобальная цифровая экономика, возникнет и необходимость в космическом интернете. Впрочем, разные страны переходят к цифровой экономике по-разному, поэтому на самом деле Россия еще никуда не опоздала. Просто потому, что полноценной цифровой экономики еще нигде нет».
Гибридный ответ
И в России это отлично понимают. Наша страна не пошла по пути США и Великобритании, а, по-видимому, сделала ставку на комбинированный вариант новой системы спутниковой связи. Еще два года назад его разработала структура «Роскосмоса» — компания «Российские космические системы» (РКС). Этот проект, получивший название «Эфир», предусматривал запуск на околоземную орбиту (высотой 870 км) 288 спутников, которые обеспечат полное покрытие сигналом всей поверхности Земли. Причем система должна была работать даже при отключении наземной инфраструктуры. В РКС тогда говорили, что «Эфир» сможет одновременно наделить устойчивой связью 10 тыс. транспортных средств и столько же точек коллективного доступа в интернет. Всего же абонентами системы должны были стать не менее 10 млн пользователей, которые смогут совершать порядка миллиарда трансакций в сутки по защищенным каналам с минимальными задержками сигнала — не более 15 мс.
Предварительная стоимость развертывания «Эфира» оценивалась почти в 300 млрд рублей. При этом рентабельность содержания системы должны были обеспечить те самые 10 млн пользователей, каждый из которых, как ожидалось, должен будет заплатить примерно по шесть тысяч рублей в год в качестве абонентской платы. Впрочем, и госбанки, и телекоммуникационные компании отреагировали на эту инициативу без особого энтузиазма, ссылаясь на крайне ограниченный функционал «Эфира». А помощник президента Андрей Белоусовхоть и поддержал начинания «Роскосмоса» в целом, но отметил, что госкорпорация спохватилась слишком поздно и в перспективе сможет рассчитывать лишь «на копеечную долю рынка». «Те цифры, которые привели, впечатляют на фоне нуля, но на фоне того рынка, который будет к 2022–2025 годах, это очень мало», — заявил тогда Белоусов. Именно поэтому проект «Эфир» решено было в корне модифицировать, расширив функционал системы и увеличив группировку спутников. И уже через год Владимир Путин в ходе прямой линии с избирателями рассказал о старте новой системы глобального спутникового интернета «Сфера», которая уже выделена в отдельный проект в рамках целевой программы «Цифровая экономика».
Известно, что группировка системы «Сфера» будет насчитывать 640 космических аппаратов. Причем это будут не только спутники связи для предоставления широкополосного доступа в интернет, но и для дистанционного зондирования Земли. Практически все они будут запущены при помощи тяжелых ракет «Ангара-А5». В «Роскосмосе» уже подсчитали, что для полноценного развертывания «Сферы» на первом этапе потребуется задействовать 25 носителей «Ангара-А5». Таким образом, каждая такая ракета сможет вывести на орбиту порядка 25–26 космических аппаратов. Несколько месяцев назад глава РКС Андрей Тюлин сообщил, что первые шесть спутников для «Сферы» планируется запустить уже через три года. Правда, это будут лишь демонстраторы технологий. «Мы уже прорабатываем наземную инфраструктуру с телекоммуникационными компаниями, — говорит г-н Тюлин. — Это будет первый такой опыт, когда мы задействуем не просто связанную группировку, а хотим интегрироваться с сетевыми компаниями, с наземной инфраструктурой и с космическим эшелоном».
Заметим, что конкурирующие проекты американцев и британцев предусматривают развертывание наземных станций сопряжения через каждые 2500 километров по всему земному шару. То есть всего для каждого из проектов планируется построить примерно по 50 таких станций. Очевидно, что примерно такую же схему вынужден будет реализовать и «Роскосмос». И если все пройдет удачно, то к 2028 году «Сфера» сможет полноценно заработать. Сведения о стоимости этой программы не разглашаются. Но известно, что она будет заметно больше, чем «Эфир», так как «объединит несколько существующих проектов под одним началом». Это позволяет предположить, что «Сфера» будет не только использоваться для космического интернета вещей, но и обладать весьма серьезным оборонным функционалом, в том числе отчасти дублировать систему ГЛОНАСС там, где это необходимо.
Не секрет, что США уже начали развертывание модернизированных спутников системы GPS третьего поколения. Их особенность в том, что такие космические аппараты позволяют передавать сигнал «в узком луче», что сильно повышает помехозащищенность крылатых ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов. Подавить такой сигнал всеми имеющимися средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на данный момент не представляется возможным. Заметим, что работа по созданию и развертыванию спутников серии GPS Block III/IIIA резко активизировалось после того, как в декабре 2011 года иранские военные перехватили управление американским беспилотником большой дальности Lockheed Martin RQ-170 Sentinel над Западным Афганистаном, а потом и посадили его на своей территории. В результате программа производства RQ-170 была прекращена, а вместо нее Lockheed Martin теперь создает новые беспилотники RQ-180, которые получают сигнал от спутников GPS Block IIIA и поэтому нечувствительны к средствам РЭБ. Создание группировки аппаратов GPS третьего поколения должно завершиться в 2023 году. И, очевидно, если ничего не предпринимать в ответ, то американцы получат фору. Имеющиеся сейчас у нас на орбите спутники ГЛОНАСС по своему функционалу уступают американским. И не исключено, что создание группировки «Сфера» это отставание призвано ликвидировать. По крайней мере до тех пор, пока наша страна не создаст новые чисто навигационные аппараты, идентичные американским.
Вопрос лишь в том, из каких спутников будет состоять «Сфера». Топ-менеджер «Роскосмоса» Николай Севастьянов уже обмолвился, что при создании «Сферы» будут использованы передовые разработки, «включая суперкомпьютерные многопроцессорные системы, цифровые геоинформационные технологии и самообучающиеся нейросети». А глава госкорпорации Дмитрий Рогозин заявил, что для «Сферы» нужно построить заводы, производящие космическую электронику по технологии 22 нанометра (сейчас у нас освоен выпуск чипов 65 нанометров). Вполне вероятно, что эта задача выполнима и точно вписывается в стремление развивать в России цифровую экономику.