Никак у нашей страны не задаётся с «хитрыми планами». Как только Россия два года назад прекратила трудоустраивать украинских специалистов – в расчёте на то, что у соседей всё вот-вот устаканится и оборонные предприятия, как ни в чём не бывало, продолжат выполнять заказы из РФ, инициативу немедленно перехватил Китай.
И мало того что Пекин предложил украинцам куда более выгодные условия, чем Москва, так в Поднебесной тут же принялись возводить целые города для переезжающих туда высококвалифицированных профессионалов. В общем, обошли нас китайцы на повороте. Вот только почему мы позволили им это сделать? Поначалу всё шло как по маслу. За первый год после майдана в Россию с Украины переехало примерно полсотни научных работников. В Курской, Воронежской, Белгородской и Орловской областях каждый 10-й преподаватель – с украинским гражданством. А поток высококвалифицированных рабочих хлынул такой, что, казалось, предприятия российской глубинки забудут о кадровом голоде на долгие годы вперёд. Но летом 2015-го миграционный поток вдруг иссяк. Неужели все желающие перебрались в Россию? Ничуть не бывало, разъяснил глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, просто «российское руководство сочло целесообразным несколько подкорректировать свои действия». Ну, раз Пётр Порошенко – партнёр и вообще «лучший выбор украинского народа», значит, националистическая вакханалия вот-вот завершится и всё будет как прежде. Ну и какой смысл тогда переносить производство в Россию или эвакуировать украинских заводчан целыми предприятиями куда-нибудь в Чувашию и Ростовскую область, как поступили с «Луганским машиностроителем», «Луганским электромашиностроительным заводом» и несколькими судостроительными и моторостроительными бюро из Николаева, подконтрольными госкорпорации «Зоря» – «Машпроект»? Сегодня уже понятно, что это был роковой просчёт российского правительства. В результате на квалифицированных специалистов с Украины положили глаз китайцы. Рабочий с Украины? Получай квартиру! «Производственный район» в городе Чунцин размером с подмосковную Балашиху. Даже больше – с Орёл или Владимир, 120 с гаком квадратных километров. Застраивают его для украинских рабочих и их семей – бывших сотрудников днепропетровского предприятия «Южмаш» и запорожского завода «Мотор Сич». Аналогичный район строят в провинции Шэньси для киевского «Антонова». Одних только рабочих с «Антонова» в Китае осело порядка 3 тысяч. Плюс их семьи. И миграционный поток не иссякает. Китайцы не только не опускают шлагбаум перед украинцами, как это по собственной недальновидности сделали у нас, но и всячески поощряют переезжающих. Сразу же вручают им ключи от новых квартир (таким образом заселили уже с полсотни многоэтажек). И тут же выкупают у своего местного населения землю под новостройки, чтобы продолжать строительство – квалифицированных рабочих рук много не бывает! На один только выкуп земли Пекин за полгода истратил порядка 6 млрд юаней (1 юань – это около 9 рублей). И ещё без малого 2 млрд – на перевоз семей с Украины. Представляете, сколько средств готова вбухать Поднебесная в откачку украинских кадров? Помнится, бегство специалистов с машиностроительного предприятия «Мотор Сич» в Россию достигло таких масштабов, что прошлым летом его директор Вячеслав Богуслаев отправился в Россию. Уговаривать не трудоустраивать беглых умельцев. Буквально заклинал Христом-богом. И, похоже, Богуслаева услышали. Но рабочие продолжили бежать с предприятия – только уже не в Россию, а в Китай. И дело приняло такой оборот, что Богуслаев почесал макушку да и принял решение перенести производство с Украины. Прошлой осенью предприятие «Мотор Сич» начало строить завод в Поднебесной – на китайские деньги. И уже со дня на день в Китае запустят производство украинских авиационных силовых установок, в том числе двигателей для самолётов общего назначения АИ-450С, турбореактивных двухконтурных Д-18Т, для сверхтяжёлых «Мрий» и «Русланов», а также винтовентиляторного Д-27, военно-транспортного Ан-70. Только на первом этапе компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd вложила в проект не торгуясь 250 млн долларов – переезжайте, запорожцы!
Советские «Мрии» и «Русланы» теперь китайские Насколько китайская авиационная промышленность заинтересована в украинских специалистах, судите сами. Руками умельцев-«заробитчан» китайская авиационная промышленная корпорация успешно переделывает «заштопанные» российские Ил-76 в летающие танкеры. Они же посодействовали в доработке новейшего палубного турбовинтового самолёта дальнего радиолокационного дозора «Кунцзин-600», который собираются оснащать установками Д-27. Шэньянская, Сианьская и Шанхайская авиастроительные группы компаний вкупе с Первым научно-исследовательским институтом проектирования воздушных судов отрывают украинские кадры буквально с руками. Ударными темпами ведётся строительство производственно-испытательной линии для выпуска аналога Ан-225 «Мрия», которые китайцы намереваются задействовать в первую очередь как военно-транспортные самолёты. Проект именуется «Национальный тяжёлый транспортный самолёт» – безо всякого упоминания конструкторского бюро «Антонова». Но речь идёт именно об аналоге «Мрии» – предположительно, китайский самолёт сможет доставить 200 тонн груза на расстояние 15 тыс. километров без дозаправки. И это тот самый случай, когда китайская копия будет явно не хуже украинского оригинала. Российско-украинского, если точнее. Но нас-то теперь никто ни о чём не спросит. С помощью украинских профессионалов китайские самолётостроители намерены клонировать ещё одну российско-украинскую (вернее, советскую, как, впрочем, и «Мрия») разработку – Ан-124-100 «Руслан». Нет больше смысла строить вторичную копию с сомнительными характеристиками, как это водится у китайцев, – теперь они заполучили, по сути, оригинальное производство с, если можно так выразиться, оригинальными производителями. За два года китайцы намерены построить как минимум по сотне «Мрий» и «Русланов» для своих нужд. Кстати, специалисты считают, что при помощи украинских специалистов китайцы за два-три года смогут полностью устранить зависимость от поставок российских силовых установок. Школа «Антонова» уезжает на Восток Видимо, в Москве всё же очухались от наваждения двухлетней давности – вице-премьер Дмитрий Рогозин снова вовсю зазывает украинских специалистов перебираться в Россию. Правда, ключей от новых квартир сразу не обещает. Как, впрочем, и денег на переезд. Понятно, в чью пользу примут решение специалисты, если для РФ важнее не решить их квартирный вопрос, а «не допустить, чтобы школа «Антонова» умерла». А ведь как замечательно всё начиналось! Тот же Рогозин лично помогал николаевским корабелам осваиваться на российских производствах, попутно успешно решая задачу импортозамещения украинских силовых установок на отечественные агрегаты. Судостроители перебирались в нашу страну не с пустыми руками, прихватив с собой всевозможные полезные бумаги, так что глава Объединённой двигателестроительной корпорации Владислав Масалов констатировал: российская сторона обладает полным комплектом технической документации для строительства корабельных силовых установок. И строительством первых серийных силовых установок российского производства для фрегатов типа «Адмирал Григорович» и «Адмирал Горшков» занялись именно николаевские специалисты. В Подмосковье инженеры компании «Мотор Сич» налаживали производство вертолётных движков, в столице осваивался персонал киевского КБ перспективных навигационных систем, харьковский «Южкабель» успешно переносил выпуск своей продукции в Белгород. В 2015 году 15% сотрудников «Антонова» – лучшие из лучших! – перебрались в Россию. Так почему же процесс приостановился? И кто персонально дал отмашку прекратить принимать украинских специалистов? Почему-то в правительстве так и не назвали конкретных имён. Может, стесняются?