В батальоне «Москва» служат футбольные фанаты. Не просто любители футбола, а хулиганы, ветераны фанатских стычек. Государство считало их неблагонадежными, опасными, ставило на учет. Но когда речь зашла о защите Родины, бывшие хулиганы, когда-то рвавшие друг друга в клочья, собрались и пошли воевать с общим врагом. Вместе. Плечом к плечу.
Батальон действует на передовой с мая этого года и уже отлично проявил себя. Агрессивная фанатская субкультура дала фронту хороших бойцов - крепких, бесстрашных, мотивированных. Нам удалось поговорить с бывшим спортивным блогером и фанатом ЦСКА Димой «Фрэнком», который сейчас служит в батальоне стрелком.
«Тут левых людей нет»
- Дима, как появилась идея создать батальон из футбольных фанатов?
- Когда началась мобилизация, мы хотели собрать в одном подразделении фанатов, которых призвали. Чтобы служили вместе и было попроще. Когда объявили об этом, появилось много желающих. Решили взять еще выше: не просто подразделение, где будут собраны фанаты, а отдельный батальон. Стучались во все двери, чтобы это осуществить. Сначала пытались создать пограничный отряд для службы в местах, где случаются вылазки диверсантов, - типа Брянской области или Калужской. Но нам в этом отказали. Так в итоге появился разведывательный батальон «Москва» в составе 106-й Тульской дивизии ВДВ.
- Откуда к вам приходят парни?
- Фанатский мир тесен, тут левых людей нет. Все друг друга знают. К нам приходят по рекомендации либо знакомые. Это фанаты всех известных российских клубов: «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит», «Динамо». Много парней из региональных клубов. Нет только от клубов Чечни, Дагестана, просто потому что у них фанатов нет.
- В мирной жизни фанаты постоянно воюют друг с другом: драки, столкновения. А как парни тут уживаются на передовой?
- Все забыли об этом. У нас другие задачи. Сейчас это братство. Много людей из фанатской среды мечтают к нам попасть. Тем составом, который у нас есть, мы уже способны на многое. Но если такие же парни будут приходить и дальше, то сможем свернуть горы.
Вернулись из пекла
- Чем именно вы занимаетесь?
- Мы - разведрота. Наводим на противника артиллерию. Своей у нас нет. Только минометная батарея.
- Какие достижения за первые месяцы службы?
- На наш батальон около сотни наград, включая десятки орденов Мужества и один Георгиевский крест. Мы выполнили три важные боевые задачи: две из них были под Кременной, там мы продвинули фронт на три километра, держали оборону в Работине, где против нас стояло более 12 бригад, и обороняли дорогу до Токмака. Сейчас вышли из Работина.
- Вы сдерживали контрнаступление противника? Много вражеской техники удалось уничтожить?
- Попали в самое пекло. По нам работала вражеская артиллерия, потом шла техника, за ней пряталась пехота. По технике отрабатывали наши беспилотники и артиллерия, которую мы наводили. А бойцы справлялись с пехотой.
«Пузатых» нет
- Бывают среди ваших парней споры на футбольные темы?
- Нет, совершенно. В тех условиях, в которых мы работаем, не до этого. Бывает, конечно, что за кружкой чая кто-то что-то вспоминает, но это скорее по-дружески. До ссор и конфликтов не доходит.
- Неужели даже непримиримые спартаковцы и армейцы стоят плечом к плечу и, если надо, выносят друг друга с поля боя?
- Такое происходит часто. Мы здесь все поддерживаем друг друга. И гордимся тем, что ни один из наших погибших братьев не остался лежать на поле боя. Приходилось разрабатывать целые операции, чтобы вынести тела. До кого-то не могли добраться сразу, и на разработку плана уходило больше месяца. Но в итоге забирали всех.
- Чем фанат отличается от рядового бойца? Какие главные качества вас отличают?
- Смелость. А еще в фанатском мире уважают тактику. Речь не о тактических схемах в футболе, а о фанатском противостоянии. Тактика, которую использовали в драках, полезна и на поле боя.
- К вам приходят не те фанаты, что с пузом, с пивом, у телевизора? А только те, кто участвовал в реальных стычках на улицах и стадионах?
- Конечно. Только такие. Средний возраст - 30 - 35 лет. Большинство занималось единоборствами. У некоторых есть боевой опыт, успели повоевать в Сирии или в зоне СВО в других подразделениях.
Украинских «коллег» на поле боя не видели
- Много ли желающих служить у вас?
- Пишут каждый день. Но процесс поступления к нам не быстрый.
- Жесткий отбор?
- Нужна хорошая физическая подготовка. Кроме того, в фанатском мире существует сарафанное радио. Мы уже говорили, что тут все друг друга знают, - не важно, из какого региона приехал кандидат, информация о нем приходит быстро. И мы видим, что за человек, чего он стоит.
- Служат ли у вас люди необычной судьбы?
- Я бы не выделял кого-то одного. Мы - целый организм. Я горд служить в этом подразделении и считаю, что у нас батальон геройский. Нет какого-то одного героя. Мы работаем вместе.
- Ты ведешь блог батальона «Москва» сразу на двух языках - на русском и английском. Зачем?
- У нас большая поддержка в Европе, США и Латинской Америке. Для них мы и сделали англоязычную версию, рассказываем о себе.
- А с фанатскими группировками Украины общаетесь? Или только на поле боя?
- Иногда общаемся, но адекватно - только с единицами. А вот на поле боя их не видели.