Сотни тысяч россиян остановили свой выбор на Rio третьего поколения не случайно. Седан или хэтчбек питерской сборки не только хорош собой. Будучи бестселлером среди бюджетников, зачастую он демонстрирует далеко не бюджетную надежность и стойкость к непростым условиям эксплуатации в России. Предлагаем слегка окунуться внутрь этого процесса
Стараниями Kia в 2011 году мы получили машину, где вовсе не чувствуешь себя неудачником, которому не хватило на японский или немецкий бизнес-седан. Rio третьего поколения занимает уникальную рыночную площадку. На ней оказываются те, кому нужен недорогой и симпатичный автомобиль на каждый день. Сюда приходят любители сэкономить, как на топливе, так и в обслуживании. Здесь же оказывается молодежь – из тех, кто любит погонять на чем-нибудь фартовом, но пока не может себе позволить большего. Rio берут неприхотливые гаражные «самоделкины», ценящие надежность и возможность самому решать проблемы, и барышни, далекие от сервисных проблем. Недалеко, кстати, и стоянка такси. Где-где, а здесь точно умеют считать деньги и ценить надежность. В итоге, в потенциальные клиенты Rio можно записать полстраны. Вам нужна причина? Все просто. Страна у нас непростая, с особенностями. Жизнь тоже. Но эта машина делает ее чуточку проще. И за умеренные деньги.
Внимательнее на заправках
До 2014 года помимо двух уже упомянутых вариантов кузова нам предлагали два мотора объемом 1,4 и 1,6 литра мощностью 107 и 123 л.с. в сочетании с 5-ступенчатой механической и 4-ступенчатой автоматической коробками передач на выбор. В 2014-м появились более современные 6-ступенчатые МКП и АКП. Моторы зарекомендовали себя довольно неплохо. Даже 1,4-литровый агрегат под серьезной нагрузкой начнет «задумываться» с разгоном лишь после скорости в 110-120 км/ч. С более мощным движком таких заминок уже не случается. Уверенная тяга всегда под рукой. Характерных проблем с двигателями не отмечено, хотя нюансы встречаются. При разумной эксплуатации и регулярном обслуживании моторы бегают без капремонта и по 200 000 км, и больше. Цепной привод ГРМ показал себя на отлично. Разве что механизм натяжителя ремня навесного оборудования нет-нет да и попросит вмешательства автослесаря.
Важный вопрос с моторами – качество топлива. Движки рассчитаны на Аи-95 и Аи-92. Однако сервисмены советуют заливать 95-й лишь изредка. Какой-нибудь «Экто» или «95+». Его присадки обладают моющим эффектом. А в принципе 92-й без ограничений для обоих моторов. Пользоваться рекомендуют исключительно проверенными заправками, поскольку установленный на выпуске катализатор чутко реагирует на фальсификат. Забиться он может после единственной неудачной заправки. Как следствие – его замена, что не дешево, а гарантийными эти случаи признаются не всегда.
Горожанам дороже
В надежности АКП не уступает «механике». По книжке масло рекомендуют менять раз в 90 000 км, но в городе этого явно мало. В пробках АКП эксплуатируется при повышенных нагрузках, поэтому реальный интервал в 45 000 км cервисмены вовсе не считают перестраховкой. Проверено. Кстати, то же самое и с моторами. При ежедневной езде в жестком трафике стоит менять масло, масляный и воздушный фильтры вдвое чаще против рекомендованного производителем (15 000 км) – раз в 8000 км. Что же до надежности трансмиссий, то 6-ступки в полной мере еще себя не показали, статистики нет. А в 5-ступенчатой МКП, если не говорить об индивидуальных особенностях вождения и частоты замены сцепления, обычно первыми сдаются синхронизаторы первой и второй передач – появляются трудности с включением. Признаком износа АКП традиционно являются задержки и удары при переключении с реверса на драйв. Их сложно не заметить даже неопытному покупателю. Кстати, по сцеплению ориентируйтесь только по себе. Оно может пройти без замены и до 200 000 км, но для кого-то рубежом может оказаться и в десять раз более скромный километраж.
Стоило бы уделить отдельное внимание рулевой рейке. Статистика неисправностей, да и частота вмешательства в этот узел самого производителя, говорят, что здесь было не все в порядке. Особенно на автомобилях до конца 2014 года выпуска, к этому времени в Kia изрядно поработали с компонентами, отчего проблем с рейкой стало существенно меньше. В 2012-м изменен материал упора рейки с пластика на металлический. В 2014-м кардан рулевой рейки стал телескопического типа вместо фиксированного. Стала крепче упорная втулка, повысилась надежность золотника. Одним словом, поработали.
Другая напасть тоже по ходовой части. Если к тормозам Rio никогда не было особенных претензий, то ступичные подшипники занимают много строчек на форумах владельцев. Их беспокоит ресурс подшипников, который в среднем не превышает 60 000 км. Это не мало, скажут многие, но по передним подшипникам производитель в конце 2013 года также был вынужден провести «работу над ошибками». Диаметр подшипника увеличили, оптимизировали смазку и защиту от грязи и пыли. Хотя на самом деле ресурс подшипников, равно как и рулевой рейки, сильно зависит от дорог, на которых эксплуатируется автомобиль.
Дорожные напасти
Кузов нас традиционно беспокоит больше всего. Неправильно будет утверждать, что Rio является эталоном стойкости к среде, хотя он и имеет хорошее лакокрасочное покрытие. Кузов частично оцинкован, а частично обработан антикоррозионным покрытием. Сколы на ЛКП – не редкость. Причем, не только на традиционных кромках капота и крыши. Молдингов на дверях нет, поэтому и здесь могут быть мелкие повреждения. Сквозной коррозии в Rio бояться не стоит, но специальный карандаш для маскировки сколов возить будет не лишним. Он успешно противостоит трещинам и ржавчине в местах повреждения покрытия. Стоит следить за состоянием дверных и капотных петель, сюда проникает грязь снаружи, поэтому смазка им никогда не вредила. Та же история с замками капота и багажника.
Kia Rio неплохо обучен сопротивляться нашим некачественным дорогам. Более всего «от ран» страдают стойки стабилизатора, хотя износ втулок вполне терпимый. Срок жизни стоек, увы, не велик. Постукивание в стабилизаторе, если вам не повезло с региональными дорожниками, может проявляться через каждые 15 000-20 000 км. Гарантия, впрочем, отчасти решала даже эту проблему, не говоря уже о прочих. Помимо стабилизатора стоило бы приглядывать и за амортизаторами, как спереди, так и сзади. Опять же, зависит от дорог, но случаи протечки амортизатора на пробеге в 50 000-60 000 км или повреждения крепежной проушины переднего амортизатора – тоже не редкость. Остальные детали подвески настолько часто к себе внимания не привлекают. И это приятно.
Что ж, осталось заглянуть в салон и можно делать окончательные выводы. Салон Rio всегда числился как один из лучших в классе, причем как с эстетической точки зрения, так и с позиций практичности. Действительно, троим молотобойцам комфортно расположиться сзади будет проблематично. Узковато, да и крыша поджимает, но для людей средних размеров места хватает. Ну а спереди вообще никаких вопросов. Пробег в 100 000 км, безусловно, скажется на состоянии водительского места. Подушка сиденья будет не в лучшем виде, cотрутся руль, накладки на педали. Следы времени можно легко обнаружить на ручке КП и центральной консоли. Пластик салона легко царапается. Однако все это при покупке подержанного автомобиля поможет определить истинный возраст машины, чтобы отсеять бывшие таксомоторы. А вообще, перед сделкой специалисты рекомендуют проверить работу всей электрики: обогревы, привода зеркал, стеклоподъемники, кнопки управления магнитолой на руле… Глядишь, наткнешься на лишний повод для скидки.
В итоге
Несмотря на свою в целом бюджетную сущность Kia Rio показывает себя молодцом, хоть и не без отдельных недостатков. Разумеется, годы на такие автомобили действуют сильнее, чем в премиальном секторе. Но это не мешает Rio сохранять даже через три года порядка 80% остаточной стоимости. Да и потом это один из наиболее приемлемых вариантов в этом сегменте в смысле надежности. Наш выбор – версия 1.6 с АКП в максимальной комплектации. Чуть выше расход топлива, зато будем ездить по-человечески. А стоимость обслуживания и запчастей для корейского автомобиля не удивит и не испугает даже недавних обладателей «Лады». Все более чем гуманно. И вполне долговечно.
Подвеска
Претензии к подвеске у многих владельцев Rio вызваны ее жесткостью. Возможно поэтому часто выходят из строя и передние ступичные подшипники. Однако долговечность основных деталей и безопасность, учитывая класс автомобиля, на высоте. А о частых заменах стоек стабилизатора можно уже и не вспоминать. Этим грешили лишь самые первые Rio.
Двигатель
Не советуем экспериментировать с маслом для двигателя. Моторам Rio очень дорога смазка, рекомендованная Kia. Кроме того, движки довольно чувствительны к бензину, поэтому плавающие обороты вполне могут прийти в норму после перехода на более качественное топливо или после промывки дроссельной заслонки и замены свечей.
Глас народа: oтзывы владельцев Kia Rio
30RUS: –1.6, 123 л.с. + МКП = то что надо! Движок отличный, крутится легко, работает ровно без сбоев! Разгоняется хорошо! После покупки движок вообще не слышал. У меня первый вариант подвески. Жалоб на увод кормы практически нет! Поначалу были, до первых 5000 км было страшновато на 120-и, а потом, как обкаталась, стала уверенно держать дорогу. 120-150 – нормальная скорость, при наличии здоровой головы!
МАКСИМ КОРОВЕНКО: – На момент покупки аналогов по цене и качеству не было, а по дизайну до сих пор мало.
НАРА: – Четыре года за рулем этой машины. Отличная девочка. Просто отличная. Жалко продавать.
СОФИЯ ТА: – После почти 2 лет эксплуатации я не разочаровался в ней! Да, авто с недостатками. 1 – шумки нет вообще! 2 – и больше недостатков я не увидел…
ВячеслАВ: – Машина куплена в 2012 году. За свои деньги отличный вариант. За 85 000 км менял только колодки и диски, и делал ТО у дилера. Разгоняется шустро, максимальную скорость развивал до 195...
BISEN: – Надежный, очень экономичный (менее 7 л/100 км), приятный во всех отношениях автомобиль. Кроме двух важных моментов – не хватает обогрева форсунок омывателя, долго прогревается салон. Обогрев сидений спасает.
Михаил Гурдаев: – Брал новую в 2014 году с двигателем 1,6 и 6-ступенчатой «механикой», комплектация «Престиж». Нравится сочетание коробки и мотора, раньше 6-ой не хватало. За три года накатал около 70 000. Из возникавших проблем – неисправность рулевой рейки (вело в сторону), замена панели приборов, течь масла из коробки. Все работы по гарантии без проблем. В целом машиной очень доволен, ни разу не отказала...
Финансовая составляющая
При покупке нового Kia Rio, особенно если машина приобретается в кредит, обязательным условием банка станет наличие КАСКО. А значит, есть шанс, что и на вторичном рынке можно найти автомобиль с еще действующим полисом добровольного страхования, который несомненно сделать покупку выгоднее. И шанс отыскать такой экземпляр довольно велик. Дело в том, что производитель разработал специальную программу страхования, благодаря которой полис КАСКО перестал казаться роскошью даже покупателям бюджетного автомобиля. К примеру, по программе Kia Promotion можно приобрести годовой полис на Rio всего за 16 200 рублей. Он покроет риски полной гибели или угона автомобиля.
У российского представительства Kia вообще довольно много заманчивых предложений для тех, кто умеет считать деньги. К сожалению, распространяются они, как правило, лишь на новые автомобили. Но тем не менее, чем выгоднее была приобретена машина изначально, тем привлекательнее она будет и на вторичном рынке. А для нас это ведь немаловажно! Судите сами – чем меньше оказалась переплата по тому же кредиту, тем гуманнее первый владелец станет «накручивать» ценник и при перепродаже. А Kia Rio в этом плане – лакомый кусочек. Ведь на эту модель распространяется государственная программа льготного кредитования, по которой часть процента компенсируется из бюджета. Причем часть эта довольно весомая. Такое предложение на рынке встретишь не часто. А значит, стоит присмотреться к нему повнимательнее. И особое внимание на вторичном рынке рекомендуем обратить на Kia Rio 2015-2016 годов выпуска, первоначальная стоимость которых не превышала 1 150 000 рублей. Покупателям таких экземпляров государство компенсировало 7% от той ставки, что предлагал банк. Правда, только в том случае, если первоначальный взнос не меньше 20%.
Олег Назаров, представитель неофициального сервиса
Несмотря на огромные тиражи у нас Kia Rio – гость пока не самый частый. По сути, очень много машин еще пользуется гарантией производителя и ремонтируется в техцентрах официальных дилеров. И в этом смысле для покупателя подержанного автомобиля остается счастливая возможность проследить его техническую и юридическую историю. Не следует думать, что если Rio автомобиль не самый сложный по конструкции, то диагностика у специалиста при его покупке на вторичном рынке не обязательна. Это не так. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда неосторожно приобретенный автомобиль требовал переборки половины подвески, затратной замены рулевой рейки или даже двигателя. Перед покупкой этой машины мы всегда рекомендуем оценить состояние катализатора. Или хотя бы проверить его наличие. «Забитый» катализатор зачастую приводит к переборке мотора.
Кузовной ремонт Rio в сравнении с решением механических проблем и проблем с электрикой считается наиболее затратным. А это еще один повод заглянуть на сервис перед покупкой. Для человека с ограниченным бюджетом покраска нескольких «зацветших» после некачественного ремонта кузовных деталей может оказаться серьезным ударом. Ну а в целом, третий Rio – один из наиболее приемлемых вариантов в сегменте. Можно брать.
Кузов
Бытует заблуждение, что если кузов оцинкованный, это на всю жизнь. Увы, защита нужна и Rio. Например, никогда не будет лишней защитная пленка в зоне нижней границы заднего крыла с задней дверью. Место уязвимо в плане механического нарушения лакокрасочного покрытия.
Электрика
Часто упоминаемые неисправности электрики на форумах владельцев – перегоревший контур обогрева водительского кресла и неравномерная работа климатической системы. С обогревом проще, но ремонт «климата» может обернуться серьезными проблемами с кондиционером.
Иван Садовников,
мастер-приемщик ТЦ «Kia-Арманд»
При грамотном обслуживании Rio, как правило, не доставляет серьезных хлопот. Оцинкованный кузов хорошо противостоит коррозии. Проблемы с ЛКП касаются в основном мест его повреждения. Под воздействием среды, если вовремя не локализовать повреждение, краска может вспучиться. Есть проблемы с хромированными деталями отделки. Хром не облезает, но покрывается пятнами. Главный виновник опять же агрессивная среда. Поэтому профилактикой служит регулярная мойка автомобиля и обработка хрома консервирующими препаратами.
Говоря о проблемах с рулевой рейкой – оптимизацию конструкции производитель уже провел. Могу рекомендовать лишь остерегаться ям на дорогах. Рейка, рулевые тяги и наконечники по большей части страдают от ударов. Не лишним будет и контроль жидкости в гидроусилителе руля. Протечки и появление мелкодисперстной крошки в бачке могут привести к замене всего рулевого механизма. Совет покупателям Rio с большими пробегами – проверяйте заднюю подвеску. От чрезмерных нагрузок она проседает, что ощущается на «лежачих полицейских». Машина может вести себя неустойчиво. Корма начинает стучать и вилять.
И о ступичных подшипниках. Продлить им жизнь поможет все та же осмотрительность при форсировании ям. Но коль скоро подшипник все же зашумел (загудел), он уже неисправен и требует замены. Поэтому настоятельно не рекомендую устранять проблему подтяжкой ступичной гайки. Момент затяжки данного компонента составляет 290-310 Нм и его превышение может вызвать ряд проблем вплоть до заклинивания подшипника.