В Российской Федерации сегодня нет понимания, какой должна быть миграционная политика. Так считают и экономисты, и правоохранители, и социологи. Отказаться от трудовых мигрантов невозможно – они выполняют множество важных работ, на которые россияне не идут, – но вместо заманивания взят курс на запугивание.
В стране наблюдается серьезный перекос в сторону ужесточения миграционной политики, однако анализ показывает, что реальных оснований для этого нет. Число преступлений, совершенных иностранцами, уже много лет остается на небольшом уровне – меньше четырех процентов, а некоторый рост обусловлен, скорее, участившимися рейдами правоохранителей, и в первую очередь гиперактивностью Следственного комитета (СК). Причем легко заметить, что в последние недели алармистские настроения в СК пошли на спад.
Согласно данным, приведенным на недавнем совещании в Следственном комитете, иностранцами в 2023-м совершено 21 тыс. преступлений, что на 6% ниже показателя предыдущего года. При этом на 11% увеличилось число тяжких деяний, совершенных приезжими (с 3961 до 4385). Если учесть, что всего в РФ в прошлом году зарегистрировано 589 079 тяжких и особо тяжких преступлений, доля совершенных мигрантами составляет менее одного процента. Любопытно, что так и не были названы показатели первого полугодия 2024-го. Хотя цифры эти есть и, по сведениям «Профиля», фиксируют снижение уровня противоправной деятельности иностранцев.
Более чем в три раза, по данным СК, увеличилось число зарегистрированных преступлений, совершенных нелегальными мигрантами, – с 1787 в 2022 году до 6082 в 2023-м. Но тонкость в том, что рост этот относится к преступлениям небольшой и средней тяжести, которые не входят в зону ответственности Следственного комитета, и абсолютное большинство из них напрямую связано с рейдами по местам массового пребывания иностранцев, а не с реальной борьбой с преступностью.
Гораздо более тревожным выглядит тот факт, что сейчас к этим рейдам привлекают в больших количествах дружинников, причем за строгим соблюдением законности, похоже, никто не следит. Расходящиеся в социальных сетях видео вызывают недоумение: некие граждане в полувоенной форме без знаков различия, с оружием (хочется надеяться, что травматическим), с закрытыми балаклавами лицами проводят мероприятия, которыми должны заниматься полицейские. Задержанных иностранцев ставят к стене с руками за спиной, проверяют содержимое карманов, причем ни понятых, ни протоколов не заметно. Затем их гуськом уводят с рабочих мест. Сопровождаются такие видеозаписи информацией о том, что дружинниками, например, «выявлено более 200 нелегалов». Почему нелегалов выявляют дружинники и куда смотрят наделенные всей полнотой власти правоохранители, неясно.
К этому можно относиться снисходительно – мол, перегибы на местах, – но опытные криминологи помнят, что в начале нулевых подобные действия завершились серией массовых беспорядков, столкновений гастарбайтеров и милиции и в итоге привели к широкому общественному резонансу и отставкам генералов и полковников, а также посадкам рядовых милиционеров.
О кнуте
На этом фоне в последние дни весенней сессии Госдума и Совет Федерации приняли законы, ужесточающие законодательство в миграционной сфере, хотя даже в Генеральной прокуратуре ряд новелл вызвал серьезные вопросы. В частности, новеллы наделяют полицию правом проникать в квартиру без согласия проживающих там лиц, только «при наличии достаточных оснований полагать», а это прямое нарушение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища. Тем не менее закон был принят, а дорабатывать его будут в процессе дальнейшего совершенствования.
Кроме того, утверждены поправки в КоАП, наделяющие полицию правом внесудебной высылки мигрантов, и то, что решение внесудебное, тоже тревожит. Увы, российская практика такова, что подобные законы вызывают резкий рост коррупции и в итоге идут не на благо, а во вред.
«Мы опять, прикрываясь ожиданиями россиян, закладываем мину замедленного действия, принимая не просто недоработанные, а явно сырые законы», – сказал в беседе с «Профилем» один из российских законодателей, комментируя принятые законы. Впрочем, он голосовал за.
Ряд других направлений – это предложения, поступившие в Федеральное собрание от Следственного комитета после заочной полемики, возникшей на Петербургском международном экономическом форуме. Напомним, тогда Александр Бастрыкин назвал нижнюю палату парламента «госдурой» (оговорившись, что это цитата из комментариев на сайте СК) и раскритиковал за мягкость принимаемых миграционных законов. Скандал сгладили, придав ему вид «направленных предложений о совершенствовании».
В частности, СК считает нужным ужесточить процедуру прекращения гражданства РФ, расширив требования соответствующей статьи 24 закона «О гражданстве Российской Федерации». Предлагается внести в нее «факт приготовления, покушения или совершения любого умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления». Также шла речь об усилении контроля за пребыванием иностранцев на территории нашей страны: необходимо обязать всех мигрантов проходить биометрию, дактилоскопию и геномную регистрацию. Предложения Следственного комитета звучат внушительно, но повторяют либо уже действующие нормы, либо те, которые внесены ранее.
О прянике
К сожалению, акцент на «кнут» совершенно остановил работу над «пряником». Как ни относись к трудовым мигрантам, реальность такова, что сегодня Российской Федерации не обойтись без гастарбайтеров. Призывы некоторых политиков «платить больше, чтобы россияне были заинтересованы в этом труде», остаются популистскими: за один день ситуацию не изменить. К тому же начинается страда, а она всегда требовала сезонных рабочих.
Заявления вице-премьера Марата Хуснуллина о том, что экономике нужно пять миллионов мигрантов только на стройках, при ближайшем рассмотрении оказались его личным мнением. Обосновать эту цифру он не смог. Хуже другое: Министерство труда и социальной защиты тоже не обладает информацией, каковы реальные потребности России в трудовых мигрантах, как сезонных, так и долговременных. И расчеты пока даже не ведутся, отмечает источник «Профиля» в Федеральном собрании.
«На один и тот же вопрос разные чиновники дают разные ответы. Так, один замминистра говорит о потребности в 130 тыс. человек, а второй – о полутора миллионах, – утверждает наш собеседник. – Разброс на порядок они объяснить не могут. Достоверно и научно подтверждено только одно: к 2030 году потребность в кадрах составит около 2,4 млн человек, и единственный реальный источник – трудовая миграция. При этом простейший вопрос о региональных потребностях вгоняет ответственных лиц в ступор».
Практика показывает, что на многие низкоквалифицированные работы россияне идти отказываются. Существующие тарифы поднять зарплату в разы не позволяют, а их пересмотр приведет к кратному росту цен. Труд мигрантов много лет помогал решать проблему, но сейчас ситуация коренным образом изменилась.
После ряда событий власти соседних республик активно призывают своих граждан не ездить в Россию на заработки. В первую очередь из-за кратного роста депортаций и заметного увеличения числа уголовных дел в отношении иностранцев. В меньшей степени – из-за изменения атмосферы с нейтральной на откровенно враждебную. Как следствие, в прошлом году поток трудовой миграции в РФ сократился вдвое.
В то же время ряд стран, в первую очередь Юго-Восточной Азии, быстро сориентировались и переключили трудовых мигрантов на себя. Гастарбайтерам обеспечивают чартерные рейсы, поддержку государства, ведут строгий контроль за работодателями. При этом средняя зарплата выше предложений на российском рынке. В итоге всего за полгода, по словам ученых, поток трудовой миграции из стран бывшего СССР изменил направление, да так, что сегодня вернуть «наших» гастарбайтеров уже не удастся без значительных финансовых вливаний.
Чтобы обеспечить приток трудовых мигрантов, нужно создавать им благоприятные условия. Речь идет не только о том, что обязан обеспечить работодатель, – зарплата, общежитие, транспорт до места работы. По ряду вопросов нужна поддержка государства: это и вопросы страхования, в том числе медицинского, и пенсионные отчисления, и проверка квалификации. Нельзя забывать и о международных договоренностях в вопросах трудовой миграции – сегодня это нормальная и даже обязательная практика.
А вообще юристы уже много лет назад говорили: необходим миграционный кодекс как основной документ, не только определяющий права и обязанности мигрантов, но и фиксирующий основы государственной политики по соблюдению баланса между экономической потребностью в привлечении иностранной рабочей силы и политической целесообразностью. Без него российский рынок труда потеряет привлекательность и впадет в кому. Эта идея обсуждается уже десять лет, но так и не начала реализовываться.
Сейчас же реалии наши выглядят так: начальник подмосковного ГУ МВД призывает «обелить» Московскую область, а руководители райотделов полиции периодически приказывают «гастарбайтеров не трогать: администрации района надо выполнить план (поставленную задачу)». Тонкость в том, что в вопросах финансирования райотдел полиции без местной власти не справится и поэтому зависим от нее. А местной власти политические игры не так важны, как чистота на одной отдельно взятой территории. Которую сегодня обеспечивают приезжие.