Российские туроператоры, которые были на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича поздно вечером во вторник, 10 ноября, пожаловались, что их отрасль ожидают огромные убытки из-за потери египетского турнаправления. К 11 ноября точный размер ущерба будет подсчитан. Простые туристы в случае отказа от выкупленных туров в Египет тоже потеряют до 90% денег. Сооcнователь и директор по продукту Onlinetours.ru Константин Победкин в интервью «МК» объяснил почему.
— Безусловно, сложившаяся ситуация создает очень существенные потери для туроператоров. Только затраты на вывоз туристов из Египта могут составить $10 млн — из расчета средней стоимости авиабилета $250, умноженного на 80 тыс. человек — именно столько туристов на 7 ноября было на местных курортах. Цифра в $10 млн образовалась из-за того, что туристы возвращаются с курортов по оплаченным ими же билетам, а самолеты в Египет летят порожняком, без пассажиров. То есть эти рейсы проплачены авиакомпаниям из кармана туроператоров. Впрочем, ожидается, что государство компенсирует эти расходы.
Также будут существенные потери в связи с упущенной прибылью, так как закрытие Египта приведет к сокращению рынка в зимний сезон на 20–25%. Но при этом я уверен, что это не приведет к коллапсу, катастрофе в отрасли и новым банкротствам.
На египетском направлении работают только крупные и финансово стабильные туроператоры. У них есть опыт работы в подобных ситуациях: в 2011 и 2013 гг. Египет уже закрывали. Ожидается и господдержка, которая должна покрыть затраты на вывоз туристов. С авиакомпаниями они наверняка договорятся о перебросе вложенных средств на полеты по другим направлениям — в ту же Турцию, которая станет основной альтернативой Египту в новом году. Потери денег, уже вложенных в отели, вряд ли будут огромными: кризис на туррынке в прошлом году научил игроков соотносить спрос и предложение, более взвешенно подходить к ценообразованию и составлению программ на сезон. В этом году очень низкая глубина продаж — люди боятся покупать заранее, они откладывают покупку тура на последний момент (тем более в безвизовый Египет), в связи с чем туроператоры не стремятся авансировать все полученные средства сразу же и по максимуму, как это было раньше. Места в отелях выкупаются поэтапно. К тому же туроператоры наверняка попробуют договориться с местными партнерами о перебросе замороженных средств на тот период, когда авиасообщение будет восстановлено.
— Насколько пострадают сами туристы, которые уже выкупили путевки в Египет (по данным Ростуризма, до марта 2016 года приобретено порядка 140 тыс. путевок)? В случае замены тура придется ли им доплачивать, ведь тот же Кипр, Турция дороже Египта?
— На текущий момент рассматривается несколько вариантов компенсации для туристов. Первая (и основная) — это замена тура. Тем покупателям, кто уже приобрел туры в Египет, будут предлагать альтернативные направления — другая страна, другие даты вылета, соотносимые по стоимости туры. Что касается возможных доплат при замене Египта на более дорогую страну, у туристов есть выбор — соглашаться на отель меньшей звездности, то есть идти на уступки с точки зрения уровня сервиса, но оставаться в том же ценовом диапазоне, или же доплачивать. Думаю, что многие будут соглашаться на такое развитие событий, так как для того, чтобы получить полную компенсацию за купленный тур, нужны определенные условия: полная выплата возможна в особых случаях, которые прописаны в статье 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», а именно при угрозе безопасности самих туристов и сохранности их имущества. Но об угрозе они должны узнавать не из теленовостей, а из официального постановления Ростуризма, которое на данный момент не опубликовано. Только в этом случае возвращается полная сумма, и то не сразу — а после расторжения договора между компанией и туристом в суде. Если же турист настаивает исключительно на денежной компенсации, то согласно договору полная аннуляция тура предполагает возврат суммы за вычетом расходов, которые фактически понес туроператор. По нашей практике фактически понесенные расходы составляют более половины стоимости тура, а иногда доходят до 90%. Это значит, что турист может получить максимум 50%, а минимум — 10% своих денег.
— Как текущие события отразятся на туротрасли? Какие убытки она понесет? Насколько в целом снизится поток туристов и просядет рынок?
— «Потеря» Египта — это существенный удар для туристического рынка. Наряду с Турцией Египет уже давно является излюбленным направлением отдыха для россиян. В этом году в летний сезон его выбрали 19% всех выезжающих на отдых туристов (№2 после Турции, у которой 32%). Но зимой Египет обычно вырывается вперед. До последних событий количество проданных туров на Новый год в Египет практически сохранялось по сравнению с тем же периодом 2014 года. И продажи по Египту, без сомнения, должны были набирать обороты: уже к ноябрю Египет вышел на 1-е место по объемам продаж в новом сезоне (40%), и если бы все шло как раньше, доля туров в Египет на рынке туристических пакетов должна была составить не менее 50% — то есть половину рынка в зимнем сезоне! Этот пробел компенсировать будет сложно. Альтернативой Египту, безусловно, станет в первую очередь Турция — и даже отчасти на зимний сезон. Если доля туристов, отдыхающих в Турции в декабре, составляла обычно 10–15% от общего количества выезжающих за границу, а в январе ниже 10%, то сейчас эти показатели вырастут раза в 1,5–2. Второй альтернативой на зимний и весенний сезон станут Кипр, популярные европейские экскурсионные направления (Чехия, Италия и пр.) и дальние магистрали — Таиланд, Вьетнам и т.д. Цены на туры в экзотические страны вырастут вряд ли, а вот в Турцию — процентов на 15–20 (что уже и происходит). Но на 100% «закрыть дыру» не получится: увы, с точки зрения близости перелета, погодных условий, круглогодичной сезонности, соотношения цены и качества — полноценной замены Египту найти невозможно. Поэтому можно предположить, что не менее 10–15% турагентств, потеряв этот рынок, будут испытывать сложности — и либо заморозят свою активность до начала нового сезона, либо вообще закроются.