29 января в Первом павильоне «Мосфильма» прошла XIV торжественная церемония вручения Национальной премии в области кинематографии «Золотой орел». Подвели итоги 2015 года в области российского кино и в Год кино.
Три картины числились в лидерах - «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Батальонъ» Дмитрия Месхиева и «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого. Они богато были представлены в нескольких номинациях. Но «Лучшим фильмом» неожиданно стала картина «Про Любовь» Анны Меликян. Она обошла не только вышеназванную тройку, но и «Милого Ханса, дорогого Петра» Александра Миндадзе. Фильм Меликян до этого победил на «Кинотавре». А сделан он на стыке зрелищного, зрительского кино и кино авторского.
«Лучшая режиссерская работа» у Станислава Говорухина. Он и сам считает, что это его лучшая картина.
В номинации «Лучший неигровой фильм» из трех претендентов - Павла Печенкина из Перми с картиной «Варлам Шаламов. Опыт юноши», Анны и Галины Евтушенко с лентой «Лев Толстой и Дзига Вертов: двойной портрет в интерьере эпохи» и Валерия Тимощенко из Краснодара с картиной «Не стреляйте в оператора!» выбрали первый – «Варлама Шаламова». И совершенно заслуженно. «Лучшим анимационным фильмом» стала не маленькая и симпатичная «Звездочка» Светланы Андиановой, не божественно-церковное «Необыкновенное путешествие Серафимы» Сергея Антонова, а лидер проката «Три богатыря. Ход конем» Константина Феоктистова.
Среди телесериалов победили «Палач» и «Екатерина». Куда же подевался многосерийный фильм Константина Худякова «Однажды в Ростове» - непонятно. В актерских номинациях «Золотых орлов» удостоены Юлия Пересильд в «Битве за Севастополь» и Федор Бондарчук в «Призраке». За роли второго плана отметили Марию Кожевникову в «Батальоне» и Дмитрия Астрахана в «Конце прекрасной эпохи».
Главный фокус церемонии оставили под финал. Перед объявлением главного победителя в номинации «Лучший игровой фильм» «Золотого орла» за вклад в мировой кинематограф вручили Никите Михалкову, отметившему в этом году 70-летие. Хотя про дату – молчок. Ничего не было сказано. На экране - фрагменты из его картин, призы, полученные в Венеции, Карловых Варах и так далее, «Оскар».
После церемонии удалось поговорить с Никитой Михалковым буквально на пороге Павильона N 3, где проходил банкет. Лауреата поздравляли, целовали.
- Теперь все будут говорить, что Михалков сам себя наградил?
- Пусть они мои картины посмотрят и на мои призы. Меня наградили уже 11 стран за вклад в кинематограф. Почему не может наградить моя страна?
- Да потому что считается, что «Золотой орел» - ваша премия.
- Что значит моя?
- Вы ее идеолог.
- Я – идеолог? В каком смысле? Я что призы выдаю?
- Вы же ее придумали, стали отцом-основателем.
- И что же теперь? Я не должен здесь свои картины показывать? Это абсолютно объективная премия. Голосуют люди, их очень много. Это их решение. Разве я должен им говорить: «Давайте, не будем»?
- Для вас неожиданно, что победила картина «Про любовь» Анны Меликян?
- Неожиданно. И очень приятно.
- Но странно, что картина не получила призов по отдельным профессиям и оказалась лучшей? В этом есть алогизм.
- Это странно. Но так бывает, как видите. Это же произошло по подсчету голосов, а не по моему желанию. Картина Меликян реально набрала больше всех голосов. Меня очень порадовало то, что не было ни пиетета в отношении Говорухина, ни больших патриотических картин. Люди увидели фильм и проголосовали. Как так - ни в одной номинации не победила? Хотя была представлена еще в трех номинациях. Но при этом оказалась лучшей. Я считаю, что это знак абсолютной академической объективности премии «Золотой орел». Она стала главной кинопремией в России. Спокойная, без суеты и истерик, без – этим дам, а этим не дам. Голосуют и дают. Я не голосовал за картину Меликян.
- И еще на один вопрос вам придется отвечать. Про приз имени Эльдара Рязанова.
- Я от вас впервые слышу про него.
- А волна пошла. Кирилл Разлогов сказал о вероятности его вручения в 2017 году. Люди возмущаются, потому что Рязанов возглавлял кинопремию «Ника». А вы создали ей в противовес «Золотого орла». Так как же можно при таких обстоятельствах такой приз учреждать?
- Я от вас от первой все это слышу. Кирилл Разлогов мне ничего не говорил про это.
Марина Александрова отмечена «Золотым орлом» за главную роль в сериале «Екатерина».
— Это одна из лучших творческих команд, с которыми довелось поработать. Мне кажется, я по-новому открылась на этом проекте. Недавно я снялась в картине «Млечный путь» Анны Матисон про вечные ценности, где у меня роль, какой еще не было — смешная и наивная. И появилась она благодаря продюсеру Алексею Кублицкому, с которым мы отработали «Екатерину». Это было для меня даже несколько неожиданное, но очень заманчивое предложение.
— Их, наверное, много. На жизнь время остается?
— Я в первую очередь живу, за что очень благодарна своему мужу — могу работать только в том, что мне нравится. Не гонюсь за постоянным съемочным процессом. В моей жизни преобладает другое: я мама. И счастлива этим.
— Да вы просто светитесь от счастья. А трудно быть красавицей в кино?
— У всех предвзятое отношение к красавицам. Кажется, что если ты красивая, значит, неталантливая или непременно должна быть несчастной. Я хочу развеять этот миф. Мы все сотканы из такого количества чувств, всевозможных проблем, обстоятельств, прочитанных книг, воспоминаний... Ничего простого в людях нет. Все сложные.
— Какие надежды у вас связаны с новым годом, объявленным Годом кино?
— Я сохраняю оптимизм и связываю надежды не только с этим годом, но еще с большим количеством лет, потому что у меня маленькие дети. Наша семья только пустилась в плавание. Очень хочется, чтобы в первую очередь у детей все было хорошо. Мы как родители устраиваем им благополучную жизнь, а потом важно, чтобы они уже сами выбрали правильный путь.