Киев все громче заявляет о желании «покончить с российским влиянием». В качестве одной из целей выбрана Украинская православная церковь (УПЦ), которая формально находится в юрисдикции Московского патриархата. Верующим ограничили доступ в Киево‑Печерскую лавру и, как следствие, к десяткам святых мощей и чудотворных икон. В стране тем временем все чаще призывают национализировать святыни, и те становятся недоступнее для прихожан. О сложной ситуации – в материале «Профиля».
«Ростом яко нынешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем». Так в начале XVIII века писал о мощах Ильи Муромца священник Иоанн Лукьянов, старообрядец. Руку, пробитую копьем, ежедневно видели и сотни паломников Киево‑Печерской лавры, которая почитается верующими как духовный центр Руси. Первым делом они устремлялись в Нижние пещеры, где покоятся останки монахов.
О жизни, как и о кончине преподобного Илии Печерского известно немногое. Существующие жизнеописания занимают всего пару предложений. Илия по прозвищу Чоботок (то есть сапожок) был уроженцем города Мурома, подвизался в Киево‑Печерской лавре и умер около 1188 года. По преданию, свое прозвище он получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь. В конце XII века кочевники совершили несколько опустошительных набегов на Киев. Половцы же, вероятно, Илию и погубили.
Канонизировали преподобного в 1643 году решением митрополита киевского Петра Могилы. За несколько лет до этого были напечатаны жития местных святых, среди них упоминался и Илия. По всей России преподобного начали почитать после того, как в ее состав вошла Украина. Официальное решение о прославлении Печерских святых было принято Святейшим синодом в начале XVIII века.
Экспертизу останков проводили дважды, в 1963 и 1988 годах. Последняя оказалась наиболее информативной. Выяснилось, что монах был ростом 177 см, то есть на голову выше своих современников. Запястья и ключицы у него были значительно мощнее обычных. Большую часть мирской жизни Илия мог заниматься военным делом – на костях обнаружили следы многочисленных ран, старых переломов. Его позвоночник был искривлен в поясничном отделе, а позвонки имели нарушения строения. Поэтому ученые допустили, что в юности этот человек мог пережить паралич ног.
Это позволило экскурсоводам в Лавре уверенно рассказывать паломникам о том, что в раке – мощи богатыря Ильи из Мурома. Того самого, чьи подвиги описывают былины. Хотя историки указывают, что есть аргументы и за, и против такой версии. Документальных подтверждений того, что киево‑печерский Илия – тот самый богатырь, нет. В дошедших до нас летописях имя такого воина не встречается вовсе. Древнейшие записи пересказов былин относятся к XVII–XVIII векам, и в них Илья не только «Муромец», но также «Моровлин» и «Муравленин». Путаницы добавляет и то, что в русских летописях упоминаются два города Мурома. Один – основанный в древности на земле финского племени муромы. Второй имеет отношение к Моравии, славянскому государству IX–X веков.
Как бы то ни было, но на Украине вопрос о преподобном Илие и былинном Илье вообще не стоит. Русский богатырь давно считается персоной нон-грата – книги «Илья Муромец и Соловей-разбойник: сказки о русских богатырях» и «Богатырские русские сказки» там запрещены.
Православные верующие, живущие в России, могут поклониться преподобному Илие в Спаcском мужском монастыре в Муроме. Частицу мощей из Киево‑Печерской лавры туда доставили в 2006‑м. Скульптурный образ преподобного лежит в серебряном ковчеге, средний палец левой руки святого – подлинная часть мощей.
Вывезли до лучших времен
В Ближних пещерах Лавры хранятся и мощи Нестора Летописца – именно в его труде впервые упоминается обитель. Преподобный скончался около 1114 года, завещав Печерским инокам продолжать свое дело. Его преемники – игумен Сильвестр, игумен Моисей и игумен Лаврентий, чей список «Повести временных лет» – древнейший из дошедших до нас.
В Дальних пещерах находится наиболее ценный список чудотворной Свенской (Печерской) иконы Божией Матери. Ее оригинал хранится в Третьяковской галерее, куда он попал в 1930 году после сложнейшей реставрации. Вторая древнейшая и почитаемая икона Лавры – Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская» с частицами многих святынь, монастырю ее подарил Петр Первый.
При этом в 1990‑х обитель передавалась священнослужителям почти пустой, указывает протоиерей Владимир Вигилянский. И все ценности постепенно собирала сама Украинская православная церковь. Поэтому, когда в конце июня 2023‑го Служба внешней разведки РФ сообщила, что Украина по соглашению с ЮНЕСКО якобы планирует передать в музеи западных стран мощи святых, это вызвало волну возмущения.
Прецедент уже создан: некоторое время назад в экспозиции Лувра появились иконы, тайно вывезенные из Национального художественного музея Богдана и Варвары Ханенко в Киеве. Они были подарены главе Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1850 году. Это древнейшие из христианских икон, которые сохранились до наших дней. Всего в мире подобных экспонатов чуть более десяти. Администрация в Лувре настаивает, что эта выставка продлится до конца ноября, а затем иконы будут перемещены на хранение и возвращены на Украину. Но с оговоркой: по окончании боевых действий. Официальная причина перевоза – отсутствие надлежащих условий для хранения и реставрации.
В Киеве все предположения о вывозе христианских ценностей опровергают. «Единственная задача, которая стоит перед нами сейчас в отношении Лавры, – защитить ее от русского мира и окончательно проверить все наши украинские сакральные реликвии на месте», – заверял министр культуры Александр Ткаченко (в июле он ушел в отставку). Однако министерство разрабатывает «стратегическое видение Киево‑Печерской лавры на 2023–2051 годы» и найдется ли там место монахам УПЦ – большой вопрос.
Центр украинства и патриотизма
Украинская коррупция очень развита, и кто-то теоретически мог планировать вывоз ценностей из Киево‑Печерской лавры, полагает президент Института религии и политики Антон Игнатенко, но это видится теперь крайне маловероятным по трем причинам. Во‑первых, из-за позиции президента Украины Владимира Зеленского. Он хочет сделать Лавру центром украинской духовности, но через новую церковь – ПЦУ (Православная церковь Украины. – «Профиль»). Во‑вторых, подготовку к изгнанию УПЦ украинские власти начали с инвентаризации всего движимого и недвижимого имущества. А 27 августа Зеленский объявил, что коррупция в условиях военного времени должна быть приравнена к государственной измене.
«Наиболее вероятно сохранение исторических ценностей, – говорит Игнатенко. – А также создание новых: музея «Гетмана Ивана Мазепы и его эпохи» и, возможно, центра народных художественных промыслов. То есть будет гораздо больше украинского и относительно меньше православного. ПЦУ использует все это для привлечения в Лавру уже «своей» паствы, коей сейчас не так много, как хотелось бы лидерам структуры. И обитель может стать центром украинской духовности и патриотизма, как это и задумал Зеленский».
При этом пользоваться Лаврой, которая официально принадлежит государству, хочет еще одна заинтересованная сторона. Еще при предшественнике Зеленского – Петре Порошенко – Киев договорился с Константинопольским патриархатом создать ставропигии, «представительства» этой церкви. И передать объекты, которые принадлежали ему до перехода Киевской митрополии под крыло Русской православной церкви (РПЦ) в XVII веке. В списке – обе лавры.
В обмен Константинополь обещал выдать новой церковной структуре (ПЦУ) томос – грамоту о независимости. А в качестве «задатка» получил в пользование киевскую Андреевскую церковь, шедевр елизаветинского барокко. Теперь ею напрямую управляет из Стамбула патриарх Константинопольский Варфоломей.
Представитель патриархата архиепископ Памфильский Даниил еще в начале 2019‑го подтверждал, что одним объектом дело не ограничится. Однако, уверял он, претендовать на Киевскую и Почаевскую лавры не будут. Разговоры об этом затихли до весны 2023‑го, когда на возможную передачу стали намекать уже последователи ПЦУ.
Сопротивление всему московскому
Религиозные святыни Украины, как и культурные артефакты и памятники, бесценны. Там есть места паломничества, куда ездят и хасиды, и старообрядцы, и православные. Почаевская и Киевская лавры – это только самые известные обители, но почитаемых мест и икон, мощей святых – сотни. Например, Святогорская лавра, которая сейчас в зоне боевых действий, Ильинская обитель в Одессе и множество других. Сам город Киев – это святыня, отмечает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
«Думаю, дело не в том, закроют ли доступ для прихожан в лавры, пустят ли их к чудотворным иконам или в пещеры к мощам. В ПЦУ делают вид, что все верующие выступают за их украинскую церковь, а руководство УПЦ им в этом мешает, – отмечает религиовед. – В этом же убежден Зеленский. Для киевских светских и церковных чиновников народ и страна как детский конструктор, из которого можно слепить что угодно, а лишние детали выбросить. Главное для ПЦУ – переделать святыни в политических целях».
Местные критики уже заявляют, что мощи святых с русскими корнями надо отправлять куда подальше. Для ПЦУ важно переосмыслить святыни в русле нового национального государства на Украине и его истории. Это когда все связано с «Русью-Украиной, которая росла духовно, сопротивляясь Москве».
«Данный контекст, конечно, невозможен без чистки святынь и мощей, с одной стороны, и привлечения каких-либо идей и героев сопротивления всему московскому – с другой, – говорит Лункин. – В УПЦ явно не хватает таких антироссийских идей и героев, что крайне раздражает националистов на Украине».
Поэтому дискурс о передаче святынь в «правильные руки» будет лишь нарастать. Если это случится, то миллионы верующих Украинской православной церкви, крупнейшей в стране религиозной организации, не смогут молиться в значимых для них местах. Конечно, поклонение мощам и иконам в частном порядке церковное руководство не запрещает. Например, верующие ходят в отнятый раскольниками еще в 90‑х столичный Владимирский собор приложиться к мощам великомученицы Варвары. Однако совершать богослужения «в соборной молитве» будет невозможно. Что станет большим ударом для прихожан.