Тема пришедших россиянам февральских платежек с огромными суммами за отопление для многих плательщиков остается достаточно острой. Многие граждане впали в ступор от выставленных счетов. Люди недоумевают, откуда взялись такие колоссальные цифры. И подобное происходит по всей стране. Мы собрали истории жильцов, получивших платежки с астрономическими суммами.
Светлана живет в самом центре города, в так называемой «сталинке». Высокие потолки, широкие окна. Две смежные комнаты и одна отдельная. Летом в них жарко, а зимой — холодно, в майке и шортах не походишь.
Получив «письмо счастья» за январь, Света подумала, что цифры ей мерещатся.
«Десять тысяч! Десять тысяч только за тепло! А еще свет, газ, вода… Как так-то? — возмущается женщина. — Сказать бы, что топят хорошо. Но нет, мы спим чуть не под тремя одеялами! Я просто не понимаю, откуда такая стоимость?». Семья работает в бюджетной организации и живет от зарплаты до зарплаты.
Жительница поселка Южный Оксана отдала за пользование ресурсами в стандартной трехкомнатной квартире 9 тыс. рублей, из них 3,3 тыс. рублей — за отопление. За декабрь прошлого года Оксане насчитали 2662 рубля. Тоже существенно при зарплате 21 тыс. рублей.
На тысячу больше за комфортную температуру в двухкомнатной квартире придется заплатить и Кристине — жительнице микрорайона Степной: «За декабрь было 2047 рублей. Теперь 3100 рублей. Теплее дома не стало. Батареи мы не меняли. Что происходит?», — недоумевает девушка.
В девятиэтажках конца 80-х в микрорайоне Малая земля вторую зиму подряд довольно прохладно. Все попытки жильцов выяснить, почему, пока не увенчались успехом. В управляющей компании говорят, что никто ничего не менял и не убавлял.
«Обычно к нам родственники в одежде с коротким рукавом приезжали, — поделилась жительница микрорайона Галина. — У нас всегда было жарко. Мы вторую зиму подряд достаем теплые одеяла, а раньше спали под простынями или под пледом. Зато платим мы гораздо больше.
В декабре счет был 3407 рублей. Когда я вынула квитанцию из почтового ящика, подумала, что ошиблась и это не мне. Потом была мысль, что это опять авансом просят оплатить. У нас ресурсная компания любит такие предложения делать. Оказалось, это за месяц. И еще мало! Счет за январь — 4 215 рублей! За что?»
В управляющей компании журналисту ответили, что необходимо пригласить специалиста для температурного замера.
«Ну что значит «по ощущениям стало холоднее»? Вы мне назовите конкретно, сколько градусов по цельсию было в прошлом году, а сколько в этом. И я вам прокомментирую», — пообещала инженер УК. На уточнение: «Допустим, было плюс 20, а сейчас плюс 15» прозвучало: «Так не бывает!». В общем, чтобы Галина поняла, стало у нее холоднее, или все в норме, надо пригласить замерщика тепла.
В ресурсоснабжающей компании разъяснили, из чего складываются суммы. Областной центр перешел на новую систему оплаты обогрева. Счет приходит только за холодные месяцы. В расчет берутся данные общедомового счетчика, показания с которого снимаются 23 числа. Разница в оплате зависит исключительно от состояния сетей. Если в управляющих компаниях следят за качеством оборудования и подают тепло без сбоев, то и жильцы экономят.
А за январь придется заплатить больше, потому что в этом месяцы температура воздуха была гораздо ниже, чем в декабре. «Виноваты крещенские морозы, — грустно шутят оренбуржцы. — Они нам кошельки выхолодили».
Компания обещает, что летом в графе «за отопление» будут стоять нули. И энергетики готовы помочь тем, кто не может внести сразу всю сумму. Через систему социальной защиты можно оформить рассрочку. Несмотря на все эти уверения, люди продолжают возмущаться и жаловаться. Ситуацией с оплатой заинтересовались надзорные органы.
«Прокуратурой города Оренбурга организована работа «горячей линии» по вопросам исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно - начисления платы за коммунальную услугу «отопление». Граждане смогут уведомить надзорный орган о фактах необоснованного повышения стоимости теплоснабжения», — сообщили в ведомстве.
Псков: приборы учета не помогают
В Псковской области сотрудники коммунальных служб через СМИ уже давно призывают граждан устанавливать общедомовые приборы учёта. Утверждают, что по счётчикам платить гораздо выгоднее, чем без них. Однако, как оказалась, правдиво это утверждение не во всех случаях. В частности, после установки общедомового прибора учёта жители нескольких домов Пскова столкнулись с довольно странной ситуацией — суммы в платёжках за отопление возросли в несколько раз.
Подробностями поделилась местная жительница Наталья. «У меня угловая трёхкомнатная квартира в пятиэтажном доме 70-х годов постройки. Площадь чуть больше 63 квадратных метров, высота потолков — к 2,7 метрам. Здание, как мне кажется, ещё надёжное, но в угловых комнатах часто холодно — дует не то из-под подоконника, не то из щелей между трубами и полом (он у меня деревянный)», — описала жилплощадь собеседница.
По словам псковички, около трёх лет назад в пятиэтажке, где она живёт, установили общедомовые приборы учёта отопления. «Никакого собрания жильцов не проводилось. Нам, когда мы пытались добиться справедливости, вообще сказали, что теплосети без согласия собственников имеют право устанавливать приборы учёта. Больше того, о том, что у нас теперь общедомовой счётчик, я узнала только из квитанции — её вместе с уведомлением о проведённых работах мне просто бросили в почтовый ящик. Оплатить за общедомовой прибор учёта (который мне вообще не был нужен!) полагалось, насколько помню, суммой около трёх тысяч», — поделилась горожанка.
Наталья вспоминает: до установки злополучного общедомового счётчика за отопление в месяц ей приходилось платить в среднем по две тысячи рублей, а после — суммы в квитанциях за тепло увеличились в 2-3 раза!
«Первая квитанция для меня была просто шоком. 3,5 тысячи рублей только за отопление, без горячей воды (у нас газовая колонка). Я пыталась связаться с управляющей компанией, в теплосети звонила, думала, может быть, на собственников жилья «повесили» ещё и плату за тепло, потребляемое предпринимателями (на первом этаже у нас несколько магазинов). Мне объяснили, что я плачу за себя, а магазины за себя и заверили, что такая сумма действительно набежала», — рассказала жительница Пскова.
Горожанка объяснила, что её настолько убедили слова сотрудников теплосетей, что следующие несколько лет спорить с суммами в квитанциях она не решалась. Хотя они постепенно росли. За январь 2022-го, отметила Наталья, она получила счёт за отопление почти в пять тысяч рублей.
«После новогодних праздников денег и так почти не осталось, а тут ещё эта проклятая квитанция! Я, естественно, стала разбираться, — поделилась псковичка. — Теплосети ответили мне, что из-за того, что в прошлом месяце все жаловались на холод в квартирах, они вынуждены были сделать батареи «погорячее». Якобы, и сумма поэтому пришла больше. Это меня вообще вывело из себя!
Жалобы жалобами, но голова же должна быть на плечах? Зачем так топить было, если половина месяца была тёплой? Дома была такая «Африка», что окна были постоянно открыты! Что в итоге? В итоге я месяц грела улицу и заплатила за это 5 тысяч рублей».
Калуга: либо фрукты ребенку, либо отопление
«Мы живем в новостройке, отопление у нас центральное. По сравнению с теплым периодом, квитанции в зимний период взлетают чуть ли не вдвое. Дому шесть лет и все шесть лет платим зимой намного больше. Сейчас такая же ситуация, разница напрямую пляшет от погоды. В январе были морозные дни, сразу в квитанции прибавилось», — рассказывает жительница Правобережья Калуги.
Рост за тепло заметен и у жителей в хрущевках. Этим домам по 30 и более лет. В феврале в платежках за тепло рост составил сразу 700 рублей.
«Зима — это наша беда. Мы живем в кирпичной пятиэтажке. Дом по российским меркам не такой старый — 1990 года постройки. Но с отоплением мучаемся постоянно. У нас угловая квартира на пятом этаже. Естественно дует изо всех щелей. Это понятно, но батареи не достаточно горячие для морозов.
Мы замерзаем, с учетом того, что уже утеплили стены, застеклили лоджию и поменяли стеклопакеты на окнах. В квартире температура воздуха не превышает +18 градусов. По нормам в угловой квартире должно быть минимум +20. На жалобы наша управляющая компания реагирует формально, ссылаясь, что дом отапливается хорошо и все измерения в норме», — делится собеседница.
Поэтому жильцам приходится зимой вдвойне платить за тепло в квартире: за отопление в батареях, которое их совсем не устраивает, и электричество, которого с электрообогревателями уходит тоже немало. Семейный бюджет в холодное время очень страдает. Приходится выбирать — либо жить в тепле и спать в обычных хлопковых пижамах, но не отказаться от фруктов и овощей, либо кутаться дома в свитеры и шерстяные носки, но не ограничивать себя в питании.
Взрослые еще могут потерпеть, а вот ребенку труднее. Из ванны приходится распаренного малыша выносить в мерзлоту. Отсюда и простудные заболевания. Родители с насморком устали бороться и тратиться на лекарства, при том, что за отопление платят не хилые деньги. В месяц выходит 3 тысячи 200 рублей. А общая сумма за ЖКХ зашкаливает за 8 тысяч.
Рост за тепло в калужских домах объяснили в Госжилинпекции. Там заявляют, что такое увеличение может возникнуть только в многоквартирных домах, которые оборудованы общедомовым прибором учета тепла. Тепловая энергия поставляется в дома в соответствии с температурным графиком. Ежемесячно начисление платы за отопление производится, исходя из фактических показаний прибора учета. Потребление домом тепла напрямую зависит от температуры наружного воздуха. В домах без общедомовых приборов учета, размер платы за отопление одинаков в течение отопительного периода и не зависит от температуры наружного воздуха.
Санкт-Петербург: квартира как филиал ада
Жительница Северной столицы Кира Мартова очень удивилась, увидев в февральской квитанции счет за отопление — 5616,09 рубля при общей сумме к оплате в 13 370,35 рублей.
Кира с супругом, стареньким свекром и котом живет в панельной ленинградке 1979 года постройки. Летом в квартире прохладно, а вот этой зимой трехкомнатная квартира площадью в 76,1 «квадрата» с высотой потолков в 2,7 метра превратилась в маленький филиал ада. Да, прогреть такую непросто, но не настолько же. Впрочем, плата за тепло в этом зимний сезон скакала, как давление у гипертоника.
Кира показывает журналисту стопку платежек: за октябрь — 594,11 рубля (топить начали только в конце сентября, расход составил всего ничего); за ноябрь — 2598 рубля; декабрь — 3026,41 рубля; январь — 2988,25 рубля; февраль — 5616,09 рубля.
«За месяц плата подскочила почти в два раза! Соседи в домовом чате лютуют и не стесняются в выражениях, и я их понимаю, — возмущается петербурженка. — Этой зимой вообще с отоплением происходит что-то странное. Сначала мы мерзли. При этом одна труба была огненно-горячей, а вторая — ведущая к радиаторам — еле теплой. Представители ТСЖ заявляли, что все из-за того, что кто-то где-то перекрыл кран или у него что-то неправильно подключено. Просили всех сбросить в чат фото — схему подключения радиаторов. Мы с мужем спали под двумя одеялами!
Не знаю, что в итоге было сделано, но дело дошло до перетопа. Теперь мы спим на одеяле, приоткрыв окно. Стоит закрыть и можно менять постельное белье — оно тут же становится мокрым. И просто невозможно дышать: цветы сохнут, кот постоянно ходит пить и ложится на кафеле в ванной или у порога двери — ловит сквозняк. Приходишь с работы и будто в сауну попадаешь — воздух в квартире сухой и горячий».
Кира показывает переписку соседей в домовом чате. Не она одна жалуется на духоту. Вот мужчина из соседней парадной признается, что у них окно зимой чаще открыто, чем закрыто и оправдывается: «Иначе парилка». Жители сравнивают квитанции: за двухкомнатную — 4200, за трешку — 5600.
Люди недоумевают, когда же в январе были такие продолжительные и лютые морозы, чтобы плата за отопление подскочила на 2500 рублей. Подмечают — батареи в последние два-три месяца топят одинаково, а цены каждый раз разные.
Соседи, работающие в сфере теплоэнергетики терпеливо разъясняют: «По действующим правилам в течение года начисляется плата за отопление по данным общедомовых приборов учета прошлого года, потом в январе сравнивается фактическая ведомость, которая была за 2021 год, и то, что начислялось. Если зима оказалась холоднее, чем прошлогодняя, в этом случае разница доначисляется.
В феврале в январских платежках должен быть перерасчет, именно доначисление, потому что зима оказалась холоднее, и отопление включили на две недели раньше». Но люди ропщут. А устанавливать счетчики учета тепла в старом доме бессмысленно — не факт, что «управляшка» будет принимать показатели.
Правление ТСЖ, принявшее дом летом 2021 года, когда плата за отопление не выставляется (в Петербурге за отопление платят только в зимний период, а не равномерно в течение года), сообщило, что увеличение начисления «связано исключительно с повышением теплового носителя за предыдущий месяц», мол, таков отчет городской теплоснабжающей компании — ГУП ТЭК. Заявило, что «в связи с обращением граждан» уже направило запрос с просьбой проверить факты превышения параметров подачи теплоэнергии в январе.
Когда придет ответ — не известно. Но жители Петербурга уверены, что никакого перерасчета не будет. Надежда лишь на то, что весна придет побыстрее и не будет нужды за свой счет отапливать улицу.
Что делать, если вы получили платежку с завышенной суммой
На основе комментариев ряда экспертов по ЖКХ мы составили пошаговый план действий, который может оказаться полезен тем жильцам, кто столкнулся с неоправданно завышенными суммами в платежках.
1.Запросить у управляющей компании данные общедомовых приборов учета за предыдущие годы, умножить их на тариф и на площадь квартиры. Это позволит отследить суммы в динамике.
2. Необходимо сверить температурные графики с тем, как поставляла тепло управляющая компания, которая должна следить за графиками. Часто бывает, что тепла поставлялось больше, чем нужно, чтобы побольше получить с жителей.
3. Выяснить обоснованность нынешнего перерасчета и наличие перерасчетов за предыдущие годы, когда зимы были гораздо более мягкими и он должен был быть сделан в пользу жителей.
4. Если сейчас нет средств, чтобы оплатить огромные счета, необходимо договариваться с управляющими компаниями о рассрочке и обращаться в соцзащиту для получения субсидии, если жители вправе на нее рассчитывать.
5. Обращаться в суд, если управляющая компания не соглашается предоставить рассрочку или в случае, если вы уверены в том, что сумма платежа необоснованно завышена. Данные сверки температурных графиков, а также приборов учета можно использовать в качестве доказательной базы.