Вступивший в силу с 1 июля новый закон о государственном и муниципальном контроле способен оздоровить деловой климат, но он носит рамочный характер и многое будет зависеть от подзаконных актов. Так что на фоне обострения пандемии пока именно мораторий может стать лучшей господдержкой для предпринимателей.
Проверки контрольно-надзорных органов всегда были болезненной темой для российского бизнеса. Социологические опросы год за годом показывают, что административный пресс в стране избыточен и, как правило, занимает вторые-третьи места в перечнях стоящих перед бизнесом барьерах.
В правительстве в принципе понимали, что госнадзор необходимо, с одной стороны, минимизировать, а с другой – сделать более эффективным. В 2004 году в рамках общей административной реформы были реконструированы и контрольно-надзорные органы, которые попытались разделить на ряд независимых друг от друга направлений, прежде всего технический (направленный на наиболее рискоориентированые отрасли промышленности) и обеспечение здоровья населения. Плюс финансовый сектор. Однако практически сразу эта система стала давать сбои. Санитарный надзор быстро стал избыточным, а проверки крупных промпредприятий не всегда пресекали экологические катастрофы. Достаточно вспомнить недавний разлив топлива на Таймыре.
Ситуацию усугубляло и то, что в нулевые провалилась попытка правительства модернизировать нормативную базу надзора и контроля. Тогда была выдвинута идея замены советских ГОСТов современными техническими условиями (ТУ). Но на деле все завершилось банальным переносом архаичных требований к производителям в новые инструкции. Президент РСПП Александр Шохин, неустанно критикуя якобы обновленные нормативные акты, любил зачитывать ТУ по пахоте земли, насчитывающие десятки страниц.
«Гильотина» и мораторий
Все было бы забавно, если не было так грустно. Предпринимателям, особенно в беззащитном МСП, приходилось тратить массу рабочего времени на обслуживание армий проверяющих. При этом еще и платить многочисленные штрафы за зачастую малозначимые и не опасные для потребителей нарушения.
Три года назад правительство наконец решилось запустить «регуляторную гильотину». Несколько тысяч устаревших и избыточных нормативных актов в сфере контрольно-надзорной деятельности были ликвидированы. К тому же Генпрокуратура еще ранее стала ограничивать проверки. Был введен реестр плановых контрольных мероприятий. Внеплановые можно проводить только по разрешению прокуроров. Однако были найдены обходные пути. Стали проводить не предусмотренные законом рейды, инспекторские визиты или просто стали штрафовать за неясно каким образом выявленные нарушения.
Поэтому долгожданной передышки в административном надзоре бизнес-сообщество дождалось только в 2020 году. Для спасения МСП от пандемии правительство было вынуждено пойти на ограниченный, но все же мораторий контрольно-надзорных проверок бизнеса. По данным Генпрокуратуры, в прошлом году было отменено более 300 тыс. проверок.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов, подытоживая в ходе недавней всероссийской конференции уполномоченных по защите предпринимателей, отметил, что радикальное снижение количества проверок в 2020 году из-за моратория не привело к росту нарушений.
При этом, правда, цифры, приводимые правоохранителями и уполномоченными, разнятся. Что интересно, Генпрокуратура заметила меньшее количество отмененных проверок, чем аппарат Титова. Так, по последним данным, федеральные проверки в прошлом году сократились с 992 до 402 тыс. (то есть почти на 600 тыс.) региональных – с 307 тыс. до 118 тыс., муниципальных – с 49 тыс. до 15 тыс. При этом количество случаев причинения вреда субъектами, относящимися к поднадзорной сфере 9 контрольных ведомств (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор, МЧС, Росздравнадзор, Ространснадзор и Роструд), практически не изменилось. Отсюда вывод Титова: число контрольных мероприятий можно безболезненно снизить в разы.
Смягченный госконтроль
В принципе правительство не против такого подхода. 1 июля в действие вступил новый закон о государственном и муниципальном контроле (надзоре). Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман назвал его «выстраданным». Согласно закону будет создан единый реестр всех проверок. Те из них, кто не войдет в этот документ, будут запрещены. Но будут введены и новые контрольные мероприятия, например «инспекционный визит». Как бы то ни было, бизнес все же может вздохнуть свободнее. Однако есть проблема – закон рамочный. Чтобы он заработал на самом деле, необходимо подвести под него нормативную базу в виде новых ТУ, ведомственных приказов и инструкций.
И тут появляется опасность его выхолащивания либо в лучшем случае конфликта интересов, который возникнет в период согласований. Это (пусть даже на короткое время) вполне способно увеличить давление на бизнес. Поэтому бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем ежегодном докладе о защите прав предпринимателей в России предложил президенту Владимиру Путину продлить мораторий на проверки МСП еще на год-два. По крайней мере до конца 2022 года.
Такого рода срок нужен, как считает Титов, для формирования правоприменительной практики, разработки критериев отнесения объектов к категории риска. Последний вид надзора особо важен. Идея либерализации надзора заключается в том числе и в том, чтобы прекратить с пугающей регулярностью проверять предприятия и торговые точки, которые в принципе не могут нести опасность природе и человеку.
Конкретно бизнес-омбудсмен считает необходимым продлить мораторий для МСП на выездные проверки, инспекционные визиты и рейдовые осмотры. Принцип моратория заключается в следующем. Плановые проверки вообще не проводятся, внеплановые – только в случае угроз жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом он согласен, что ограничения для профилактических мероприятий не устанавливаются. То есть надзорный мораторий будет не всеобъемлющим.
Как известно, до подлинного доверия между властью и бизнесом еще далеко. Общественный уполномоченный по МСП Анастасия Татулова об этом с болью говорила накануне (см. «ФГ» № 20) и в ходе Петербургского международного экономического форума. Она вообще уверена, что практически все применяемые меры господдержки бизнеса, в том числе финансовые, непродуктивны. Власть не учитывает главный запрос предпринимательского сообщества – обеспечение доходности и безопасности. Последнее же напрямую зависит от степени административного давления на производство и сферу услуг.
Между тем, по данным статистического опроса Федеральной службы охраны (ФСО) об административной среде в России, 85% предпринимателей считают, что, несмотря на мораторий на проверки и иные послабления в контрольно-надзорной сфере, административная нагрузка на их бизнес в 2020 году или увеличилась, или не изменилась. Более 50% респондентов считают, что административная нагрузка на их бизнес не снизится и в 2021 году, несмотря на вступление в силу «регуляторной гильотины» и нового закона о контрольно-надзорной деятельности. Обоснованность такого рода опасений подтверждается еще и тем, что, согласно данным ФСО, 21% предпринимателей отмечают, что в их компаниях были проведены рейдовые проверки. В целом речь идет о накопившемся недоверии к действиям государства в данной сфере, что отмечает уже сам Титов.
Однако опрос ФСО в то же время показал, что прошлогодний мораторий на проверки сыграл и положительную роль – по сравнению с прошлыми годами доля заявивших об отсутствии налоговых проверок увеличилась до 71%, неналоговых – до 57%, снизилась продолжительность проверок, повысилась до 54% доля заявивших об отсутствии административных наказаний в отношении их бизнеса.
В докладе президенту Борис Титов привлекает также внимание к проблеме финансовых наказаний предприятий: «Суммы штрафов несоразмерны нарушениям». Для решения этой проблемы бизнес-омбудсмен предлагает дополнительно ввести новые принципы госконтроля. В частности, предусмотреть вынесение предупреждения в качестве безальтернативной санкции за впервые выявленное в ходе проверки субъектов МСП нарушение, в случае если оно не привело к причинению вреда жизни и здоровью людей. Распространить предупреждения на нарушения в налоговой сфере (если действия не умышленны и допущены впервые). Штрафы же применять только в случае, если административное производство открыто в ходе контрольно-надзорного мероприятия, проводимого по согласованию с прокуратурой.
Никакой реакции Кремля на эти предложения пока нет. Но в условиях продолжающейся пандемии властям необходимо изыскивать меры поддержки бизнеса и населения, не связанного с масштабными локдаунами. Так что определенная перспектива у моратория есть.