По данным Росстата, число бедных россиян в третьем квартале 2023 года сократилось до 14,8 миллиона человек. Ведомство сообщает, что численность граждан с доходами ниже границы бедности составляет 10,2 % от всего населения. При том, что сама граница бедности в нынешнем году выросла с 13472 рублей в минувшем году до 14201 рубля в нынешнем. Таким образом, кривая бедности пошла на снижение.
За период июль – сентябрь 2023 года было из числа живущих за чертой бедности «отминусовано» (то есть, перешло в другой, более престижный социальный статус) около полумиллиона человек. Весной Росстат сообщал о снижении бедности в России до исторического минимума в 10,5 процента. Количество граждан с доходом ниже границы бедности на тот момент составляло 15,3 миллиона. Годом ранее показатель был 16 миллионов человек.
Ну, как здесь ни порадоваться социальному успеху? Ведь наша страна еще сравнительно недавно знавала куда более лихие времена, Скажем. На рубеже 20 и 21 веков армия малоимущих вообще зашкаливала за 42 миллиона человек.
«На снижение уровня бедности повлияла реализация адресных социальных программ, - отмечает Росстат, - направленных на наиболее уязвимые группы населения, а также рост заработных плат и пенсий».
Справедливости ради нужно добавить, что на снижение этого показателя, возможно, еще сильнее повлияло личное поручение президента, который на первом заседании правительства в 2023 году призвал кабмин «побороть бедность» и назвал эту задачу приоритетной.
Важный шаг в этом направлении был сделан в начале этого года, когда минимальный размер оплаты труда в стране вырос до 16242 рублей. А прожиточный минимум поднялся на 13,5 % и составляет 14375 рублей. Казалось бы, откуда взяться бедным, если минимальная зарплата выше прожиточного минимума? По любому никто не может получать меньше минималки и находиться за чертой бедности!
Тем не менее, армия малоимущих в стране исчисляется миллионами и на взгляд обывателя, если и уменьшается, то незаметно. Вот почему ряд экспертов не исключает некоторых манипуляций статистического ведомства с линией отсечения, которая определяет черту бедности, то есть, прожиточным минимумом.
Напомним, что аналитики НИИ Минтруда оценивают бедность, как невозможность получать зарплату, которая бы обеспечила прожиточный минимум каждого члена семьи работника. Причина такой тенденции — высокая доля низкооплачиваемых вакансий в регионах, недостаточные уровни зарплат, неполные и нестабильные формы занятости.
На первый взгляд сегодня ситуация изменилась в корне.
- В первую очередь это связано с продолжающейся специальной военной операцией, - считает бывший замминистра труда РФ, профсоюзный деятель Павел Кудюкин. - Куда, в силу разных причин, охотно отправляются добровольцы преимущественно из не самых богатых слоев населения. По сути дела, те выплаты, что в зоне СВО им гарантирует государство, значительно повышают их предыдущие доходы по месту их жительства. Сюда нужно добавить повышение зарплат в народном хозяйстве в целом в связи с дефицитом рабочей силы. Это также касается депрессивных регионов, где заработала, оживилась промышленность — и из-за санкций, и из-за массового ухода западных компаний, и в результате заказов ВПК. Социальная политика государства также оказывает влияние на доходы наших сограждан. Хотя нужно сказать, что инфляция «съедает» заметную часть таких выплат. Особенно, кстати, незащищенных слоев населения. И особенно в плане продовольствия и медикаментов. Реальная инфляция по этим группам товаров существенно выше той, что нам показывает Росстат.
- По статистике получается, что каждый 10-й россиянин живет за чертой бедности, Это большая цифра, если сравнить с другими странами?
- Смотря с какими,. Если брать государства, сопоставимые с уровнем развития сегодняшней России, то на этом фоне мы выглядим вполне прилично.
Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец, комментируя свежие данные Росстата по бедности, отметил увеличившиеся пособия самым уязвимым слоям населения.
- Они проиндексированы на величину инфляции и выше, тем самым превышают величину прожиточного минимума. Как следствие, бедных становится меньше: все логично.
- Однако на бытовом уровне это как-то не чувствуется. Нет ощущения массового подъема благосостояния в стране…
- У нас на грани сползания в число малоимущих живет примерно половина населения страны. То есть, по статистике они вроде бы живут «над чертой», но не сильно выше и случись что (скажем, какой-то всплеск инфляции), сразу могут сползти в разряд бедных. К сожалению, эта цифра уже несколько лет остается примерно на одном уровне.