Российское правительство сделало очередной шаг к введению госрегулирования цен на топливо. Поздно вечером 31 октября крупнейшие нефтяники согласились снизить оптовые цены на бензин и дизельное топливо и удерживать их как минимум до начала 2019 года, а потом ограничить их рост уровнем инфляции. Компаниям пришлось пойти на это, поскольку в противном случае Белый дом ввел бы заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты. Принятые решения предусматривают де-факто снижение биржевых торгов топливом, но нефтяников обязали поставлять его независимым АЗС по замороженной цене. По мнению экспертов, такие меры в долгосрочной перспективе могут привести к дефициту топлива.
Нефтекомпании смирились с необходимостью снизить и удерживать на этом уровне оптовые цены на топливо — как с начала июня по требованию правительства была заморожена его стоимость в рознице. Принципиальное согласие с таким решением представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Газпрома», «Газпром нефти», «Татнефти», «Русснефти», ННК, Иркутской нефтяной компании и «Нового потока» выразили на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, завершившемся вечером 31 октября. Письменное решение пока не оформлено, на подписание соответствующих соглашений дали 24 часа. Но действуют они, по словам господина Козака, уже с 1 ноября до конца марта 2019 года и потом могут быть продлены.
Вице-премьер заявил по итогам совещания, что нефтекомпании и независимые НПЗ будут поставлять на рынок топливо по оптовым ценам, замороженным на уровне июня 2018 года, в объемах на 3% больше уровня 2017 года. С 2019 года как оптовые, так и розничные цены могут расти, но только на уровень инфляции. Компании будут обязаны продавать независимым АЗС топливо в опте по замороженной цене, но зато могут не увеличивать его продажи на бирже — соответствующие обязательства временно снимаются.
Последнее решение, по данным “Ъ”, принято по настоянию «Роснефти», чтобы исключить спекуляции со стороны трейдеров. Нефтекомпания обвиняет независимые АЗС и трейдеров в создании напряжения на рынке и провокациях. «Роснефть» предложила обязать всех нефтяников перерабатывать не менее 17,5% добытой нефти и продавать все полученные нефтепродукты на внутреннем рынке, а также снизить продажи на бирже. Дмитрий Козак заявил по итогам совещания, что предложение по нормативу в 17,5% не было принято, но продолжит обсуждаться. Более того, вице-премьер фактически прямо поддержал позицию «Роснефти», обвинив независимые АЗС в раскачивании рынка: «Ситуация была несколько искусственно расшатана, понятно, что денег много не бывает, каждый сегмент и участник рынка борется за свои доходы, и независимый розничный сегмент, который занимает 53% розничного рынка нефтепродуктов, выступает за снижение оптовых цен, может быть даже не всегда оправданно».
Крупные нефтекомпании держат цены на АЗС с 30 мая по договоренности с правительством и в ряде случаев несут убытки, однако независимые АЗС, покупая топливо по оптовой цене, были вынуждены либо повышать его розничную стоимость, либо закрываться. Участники рынка неоднократно жаловались на это правительству. Дмитрий Козак еще в начале совещания заявил, что соглашения должны содержать квоты по поставкам топлива на внутренний рынок и фиксированные цены, которые обеспечат «необходимую минимальную маржинальность для независимых поставщиков».
Таким образом, можно говорить, что в России введено прямое госрегулирование цен на топливо во всех сегментах. Альтернативой было введение заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты, чего нефтяники опасались больше всего.
Этого удалось избежать, но Дмитрий Козак дал понять, что неисполнение соглашений приведет к введению пошлин: «Ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны».
В таких условиях нефтяники неизбежно будут выполнять соглашения с правительством. «Газпром нефть», по словам собеседников “Ъ”, еще до принятия решения (которое, впрочем, было ожидаемым) 31 октября снизила мелкооптовые цены на бензин с Московского НПЗ примерно на 3%, а на дизтопливо — на 10%. При этом участники рынка рассчитывают, что с введением демпфирующего акциза с 1 января ситуация в оптовом звене «нормализуется». Кроме того, внешние факторы пока благоприятствуют планам правительства: цена нефти Brent в среду впервые с конца августа опустилась ниже $75 за баррель.
Отраслевые эксперты считают прямое госрегулирование не лучшим выходом из ситуации. По мнению Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», нужно сохранить рыночное ценообразование, обнулить акцизы и рассмотреть возможность снижения НДПС на социально значимые марки топлива. Вариант с бюджетным субсидированием цен (как это фактически будет происходить после введения демпфирующего акциза), добавляет эксперт, приведет к существенным тратам бюджета. В долгосрочной перспективе, по мнению Михаила Турукалова, итогом нынешней стратегии может стать дефицит нефтепродуктов в стране.