При «жесткой посадке» экономики Китая, предполагают в российском Минэкономики в консервативном сценарии бюджетного прогноза, экономика России уже не перейдет в состояние рецессии, а лишь вернется к темпам роста 1,5% в год к 2020 году, но не более того. Потолок естественного роста в 1,5% при почти любом реалистичном сценарии цен на нефть подтверждают и в ЦБ. Из этого предположения и будут исходить бюджетные проектировки, которые на этой неделе превратятся в федеральный бюджет на 2018–2020 годы.
Комиссия правительства по бюджетным проектировкам на своем заседании сегодня должна закончить подготовку базовых бюджетных документов. Одним из них будет финальная версия прогноза социально-экономического развития на 2018–2020 годы. Проект, имеющийся в распоряжении “Ъ”, ведомство министра Максима Орешкина передало в комиссию на прошлой неделе.
Базовый и целевой сценарии документа, предполагающие мягкое стимулирование правительством экономики в восходящей базе бизнес-цикла, “Ъ” описывал 1 сентября. Данные по консервативному варианту не публиковались, не объяснялась министерством и логика, разделяющая три довольно близких сценария. Различия между целевым и базовым сценариями (при цене нефти $40 за баррель) — в том, что целевой сценарий, помимо некоторого успеха ряда реформ, предполагает более благоприятные демографические условия и более высокий уровень внешней миграции в РФ: это приведет к более высокому росту производительности труда, более крепкому рублю и, как результат, к увеличению цифр прироста ВВП до 2,3% в 2020 году. При этом во всех трех сценариях заложено снижение темпов роста мировой экономики — до 2,8% в 2020 году. Цена на нефть $35 за баррель к концу 2018 году в консервативном варианте — не столько предположение, сколько следствие возможного развития ситуации, при которой экономика Китая с 2018 года начнет быстрое снижение темпов роста в сценарии «жесткой посадки».
Основания для такого предположения есть. Темпы роста инвестиций в КНР в 2018–2019 годах, по большинству независимых прогнозов, упадут до почти «российского» уровня 7% год к году (целевой сценарий РФ на 2019 год по инвестициям предполагает рост в 6,7% год к году), как констатируют в российском Минэкономики, «потенциал текущей модели роста китайской экономики во многом исчерпан, прогресс в области структурных реформ, направленных на переориентацию экономики на новые источники роста, вероятно, будет ограниченным». Даже в сценариях «мягкой посадки» экономики КНР в прогнозе Минэкономики предполагается снижение темпов китайского роста с 6,4% в 2017 году до 4,3% в 2020 году.
Китайский обвал инвестиций экономике РФ ничего особо позитивного не принесет (в первую очередь он вызовет снижение инвестиций в России в 2018 году на 0,5% с последующим выходом на рост в 2019–2020 годах на 1,5%). Впрочем, как показывают расчеты Минэкономики, удешевление нефти ниже цен «бюджетного правила» на 10–15% уже не приведет к рецессии в России. Согласно консервативному варианту прогноза, в этом случае ВВП РФ вырастет в 2018 году на 0,8%, в 2019 году на 0,9% и в 2020 году на 1,5% — напомним, на 2017 год предполагается рост ВВП России на 2%. Промышленность будет расти на 1,3% в 2018 году, на 1,5–1,6% в 2019–2020 годах, реальные располагаемые доходы населения после роста на 1,2% в 2018 году будут расти символически (на 0,2–0,6% в год), экспорт стабилизируется на уровне чуть ниже $300 млрд в год, импорт — на $220 млрд в год. Приток (и отток) капитала в этом сценарии просто обнулится с 2018 года, а счет текущих операций вне зависимости от того, что будет с Китаем,— к концу 2020 года.
В этой версии развития событий, в сущности, никаких видимых катастрофических последствий для населения, кроме шока ослабления рубля к концу 2018 года до 70,9 руб./$ (71,5 к концу 2019 года, 74,5 руб./$ в 2020 году) и краткосрочного небольшого увеличения инфляции до 4,2% в 2018 году с возвратом к 4% в 2019 году, не ожидается. Для рынков наиболее проблемным «китайский» сценарий является для металлургии, где снизится экспорт, во всех экспортных секторах ожидается давление на цены — от 4% до 15% снижения, а в сельском хозяйстве ожидается в этом сценарии временная приостановка роста на 2018 год. Фактически этот вариант прогноза предполагает, что в этом смысле кризис в экономике РФ, вызванный нефтяным шоком 2014 года, действительно закончен, и $35 за баррель уже не будет экономической катастрофой (реалистические сценарии при нефти ниже $30 за баррель по-прежнему вряд ли корректно просчитываются). Все, что в этом случае произойдет,— двухлетнее снижение темпов роста с возвратом к тем же 1,5% увеличения ВВП (год к году) к 2020 году.
Потолок в 1,5% роста ВВП между тем неявно обсуждается и в очередном бюллетене ЦБ «О чем говорят тренды» за сентябрь 2017 года — и в очень подходящем ключе. В первую очередь ЦБ констатирует, что после пересчетов Росстатом данных о ВВП можно уверенно говорить о завершении рецессии в экономике РФ не в четвертом, а в третьем квартале 2016 года. Дело не в исторической истине — из этого следует, что восстановление экономики было еще более плавным, чем предполагалось. Кроме этого, расчеты ЦБ показывают, что всплеск роста со второго квартала 2017 года следует объяснять все же приростом цены нефти — по расчетам аналитиков ЦБ, годовой темп прироста цен на нефть в 10% в течение квартала сейчас прибавляет годовому приросту ВВП в следующем квартале 0,1 процентного пункта (п. п.). По расчетам ЦБ, экономика в 2017 году действительно вырастет на 2%. Но из них на потенциальный (органический, без учета шоков) рост приходится те же 1,5 п. п. 0,3 п. п. в итоговую цифру внесет «нефтяной» эффект и лишь 0,2 п. п. придется на «отрицательный разрыв выпуска» — в основном эффект высоких ставок кредита.
Таким образом, 1,5% роста ВВП с отклонением в обе стороны в 0,5–0,6 п. п. — видимо, все, что в ближайшие два-три года возможно выжать из экономики РФ при любом реалистичном сценарии, в том числе при осторожном стимулировании роста. Среднесрочные же темпы роста ВВП 4–5% в год теперь требуют многих лет более или менее энергичных реформ.