Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов стал гостем "Российской газеты".
Ему было задано множество вопросов на тему безопасности дорожного движения. Ни от одного из них он не ушел. Изначально заявив об открытости службы, он поддержал этот девиз накануне юбилея Госавтоинспекции. Напомним, что 3 июля службе исполняется 80 лет!
Мы поздравили главу российской Госавтоинспекции с юбилеем, но начали разговор с грядущих реформ.
"РГ": Виктор Иванович, автовладельцам, казалось бы, даны все возможные свободы. И тут - новая история: электронные паспорта транспортных средств. Что это?
Виктор Нилов: Переход на электронный паспорт транспортного средства в большей степени сориентирован на таможенное пространство, для того, чтобы внутри этого таможенного образования передача машин стала бы более прозрачной. А позже начали появляться идеи, предложения, инструменты, которые позволили бы этот процесс сделать унифицированным. Допустим, для нас это упрощает многое: не надо, к примеру, выписывать паспорт транспортного средства. А это документ, который производится за бюджетные деньги и обладает высокой степенью защиты.
Впрочем, для Госавтоинспекции, определяющим является свидетельство о регистрации, которое выдается, когда машина ставится на учет.
"РГ":Так что же такое электронный паспорт транспортного средства? Какие плюсы и минусы получат автовладельцы?
Виктор Нилов: Здесь больше плюсов, чем минусов. Автовладельцу не придется хранить дома огромную простыню с данными о его машине. К истории купли-продажи автомобиля можно совершенно спокойно в дальнейшем подвесить и другую информацию, связанную с проведением технического обслуживания, ремонта, замены. Все, что угодно. Фактически это может получиться российский аналог системы "Carfax". В какой-то степени история автомобиля во всех ее проявлениях не очень нужна, но по идее это не обременительная функция. А главное, автовладелец не должен за нее доплачивать. История его машины ведется на электронных носителях. А в случае продажи покупатель может с ней ознакомиться.
"РГ": При, скажем, продаже машины ваши сотрудники не будут требовать эту большую синюю простыню под названием ПТС?
Виктор Нилов: У автовладельца на руках должно быть свидетельство о регистрации транспортного средства. Так называемый "СТС". Его достаточно. ПТС нужен был в период, когда еще информатизация не была столь глобальной. Не охватывала все подразделения, всех автовладельцев.
"РГ": И когда все это заработает?
"Виктор Нилов: Если брать с точки зрения постановления Правительства, переходный период на окончательный электронный Паспорт транспортного средства, намечен на 1 июля следующего года. До этой даты мы должны привести всю базу данных в соответствие с новыми требованиями.
"РГ": Какие еще нововведения планируются по регистрации транспорта?
Виктор Нилов: Вы знаете, что в Госдуме прошел в первом чтении закон о регистрации. В эту сессию второго и третьего чтения уже не будет. Слишком много замечаний, обсуждений. К сожалению, вместо того, чтобы принять его за основу и потом двигаться вперед и дорабатывать при возникновении проблем, законодатель идет другим путем. Последние изменения, которые были внесены в этот проект закона, связаны с введением электронного ПТС. Хотя мы говорили, что регистрация и электронные паспорта с точки зрения исполнения государственной функции по учету транспортных средств друг с другом не связаны.
"РГ":В чем суть закона о регистрации? Какие новшества он принесет автовладельцам?
Виктор Нилов: Для нас в нем есть несколько основных составляющих. С одной стороны, мы хотим подключить сегодня официальных дилеров к процессу подготовки продаваемого автомобиля к регистрации. То есть, попросту уйти от серых схем. Ни для кого не секрет, что сейчас, за отдельную плату, дилер может продать машину и самостоятельно поставить ее на учет. То есть продать с номерами. Но делается это полузаконно. В проекте закона, как раз, предусматривается возможность участия дилера в этом процессе. Его услуги будут узаконены. Это облегчит и жизнь автовладельца, повысит престиж самого дилера, а также облегчит работу инспекторам. Ведь дилер полностью подготовит и укомплектует автомобиль, чтобы его можно было поставить на учет. Он потом будет представлять интересы покупателя в ГИБДД. А ГИБДД, это удобно тем, что можно было бы организовать взаимодействие с продавцом в электронном виде. Чтобы упростить процедуру.
"РГ": Но это не единственное преимущество этого закона? Есть еще новации в области регистрации?
Виктор Нилов: Еще одно преимущество заключается в том, что предусматривается переход от выдачи государственного регистрационного знака к его присвоению. Сейчас мы изготавливаем регистрационные номера, присваиваем их автомобилям и выдаем. Но планируется изменить эту схему. При прохождении процедуры регистрации водитель в конечном итоге получит на руки только свидетельство о регистрации транспортного средства, которому присвоен определенный регистрационный номер. Возможно этот номер ему просто присвоят по случайному выбору, возможно он купит его на аукционе. Номер будет уже в свидетельстве о регистрации. А дальше автовладелец идет в одну из официальных организаций, которая занимается изготовлением номеров, и за свой счет по свидетельству о регистрации транспортного средства изготавливает себе присвоенный ему номер. Это значительно сохранит бюджет. Ведь сегодня нам приходится не только заказывать эту спецпродукцию, распределять ее по отделениям. Ее надо перевозить и хранить. А все это стоит денег, причем бюджетных.
"РГ": Водитель просто покажет СТС и ему изготовят прописанный там номер?
Виктор Нилов: Да, эта процедура уже отработана. Если у вас украли номер или вы его потеряли вы можете изготовить его просто предъявив свидетельство о регистрации транспортного средства в любом месте, где изготавливают регистрационные знаки.