За три месяца после начала военной спецоперации на Украине и обвала рубля в ее начале рекордсменом по удорожанию стала капуста. Не в том смысле, в каком некоторые привыкли называть деньги, а в самом обычном, белокочанном. Капуста, без которой и борща не сваришь, и без квашеной ее в российской глубинке не проживешь. Так вот, эта самая капуста подорожала в три с лишним раза! Такой вывод сделала РБК, проанализировав данные Росстата о ценах на 528 товарных позиций.
В десятке рекордсменов по росту цен оказались также мыло, бытовая техника, автомобили и другие товары. Впрочем, как мы видим и без Росстата, подорожало буквально все, причем в разы. Только зарплаты остались практически на прежнем уровне.
Причины роста цен на отечественные овощи в этом году зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов видит в низких урожаях 2021 года, а на импортные — в резком падении курса рубля. Капуста, по его словам, подорожала больше остальных овощей потому, что ее производство в агрохолдингах упало в 2021 году на 25%. Снижение отечественного производства, в свою очередь, связано с тем, что посевные площади капусты в прошлом году уменьшились, поскольку предыдущие два года цены на эту культуру были низкие, поясняет исполнительный директор Национального плодоовощного союза Гурий Шилов...
Вам все понятно из этих речей? Посеяли капусты на 25% меньше, поэтому цена выросла в три с лишним раза. Это же элементарно, Ватсон. Как дважды два — четыре. В период межсезонья в марте — мае, когда капуста и другие отечественные овощи в хранилищах заканчиваются, начинают расти поставки продукции из-за рубежа, поэтому на их стоимость влияет курс валют, разъясняет нам, неразумным, господин Шилов. И добавляет: капуста завозится в Россию из стран бывшего СССР, например из Узбекистана. Вот, оказывается, кто виноват: алчные узбекские дехкане, которые нынешней весной гребли капусту лопатами!
Правда, помимо капусты этой весной также необычно подорожали и другие завозившиеся из-за рубежа овощи, например лук и чеснок (почти на 56 и 51% соответственно, до 51,9 и 355,4 рубля за кило). Но, как ни странно, рост тут случился не в три раза, за что надо благодарить судьбу.
А еще, как явствует из расследования РБК, в росте цен (например на сахар) виноваты сами потребители. В первые недели после начала военной спецоперации на Украине они бросились покупать продукты длительного хранения, в том числе и сахар. В результате его стоимость в рознице выросла по сравнению с 2021 годом. Тогда, как мы помним, на сахар были введены предельные розничные цены, а ФАС подозревала, что ажиотажный спрос подогревался «недобросовестными организациями»...
Как видно из данных Росстата, приводимых РБК, среди наиболее подорожавших товаров оказались также фотоаппараты (почти на 82%, до 17,2 тысячи рублей за штуку), мониторы для компьютеров (на 60%, до 15,5 тысячи за штуку), стиральные машины (на 50%, до 37,5 тысячи за штуку). Объяснение одного из крупнейших продавцов такое: «В марте на среднюю стоимость электроники влияли как инфляционные факторы — волатильность рубля, резкие изменения в цепочках поставок и финансовых инструментах, так и инвестиционный спрос: на фоне общей нестабильности люди покупали более дорогие модели техники».
Опять потребитель виноват! Идем дальше по списку.
Рост цен на строительные товары был существенным еще в 2020 и 2021 годах из-за пандемии, напоминает в расследовании РБК коммерческий директор строительного торгового дома «Петрович» Константин Мельников. Тогда сформировался огромный спрос на фоне разорванных логистических цепочек. В марте 2022-го произошел очередной скачок: стройматериалы по сравнению с прошлым годом в среднем подорожали, по данным Росстата, почти на треть. Здесь причин несколько: пресловутая логистика, ковидные ограничения. Лукавство обнаруживается, если вспомнить высказывание первого вице-премьера Белоусова о том, что металлурги «нахлобучили» государство на 100 млрд рублей. А на сколько они нахлобучили потребителя, ведь без металла дом не построишь?
Что обо всем этом можно сказать? Как известно, официальная инфляция в прошлом году у нас превысила 8%. Инфляция «для бедных», то есть рост стоимости товаров широкого потребления, вероятно, была двузначной. Тогда всевозможные эксперты объясняли это девальвацией рубля. Но к концу года рубль укрепился, однако на ценах это никак не отразилось. Вот и сейчас при еще более крепком (вполне официальные оценки!) рубле мы видим трехкратный рост цен на некоторые товары и инфляцию, которая зашкаливает за двузначную отметку.
Если спросить интернет о причинах того, почему при укрепляющемся рубле цены продолжают расти, можно найти немало невнятных комментариев так называемых экономистов, которые ссылаются на неопределенность на рынках, удлинение логистических цепочек, увеличение транспортных расходов и так далее и тому подобное. Следуют путаные разъяснения, которые имеют целью потопить истину в заумных терминах и теоретических построениях. В целом же все это напоминало бы ответ двоечника, если бы не было столь очевидно, что цель одна: попытаться оправдать безудержный рост цен и бездействие государства (подчеркнем, речь здесь вовсе не о госрегулировании, а о применении вполне рыночных механизмов гарантий прав потребителя и защиты от картелей и сговоров).
Если в каком-то эфире появляется руководитель какого-нибудь союза производителей или продавцов (коих ныне несчитано!), он непременно воспользуется моментом, чтобы попугать: да, цены высоки, но они будут расти к заоблачным высям. Обязательно, неизбежно. А далее следует невнятная аргументация, за которой скрывается одно: вековая мечта капитала о прибыли хотя бы в 100%.
Вот и сейчас мотивировки фантастического роста цен на все и вся сводятся к девальвации рубля. Ныне ведь нельзя оправдаться всегдашним удорожанием топлива, цены на него стабильны. Рубль действительно обесценился к доллару на 40-50% после начала спецоперации на Украине, но на очень короткий период. И с тех пор он стал даже крепче, чем прежде. Однако цены все равно не падают. Даже на те товары (например на мыло), которые производятся в России из российских компонентов. В качестве объяснения вы услышите те же туманные объяснения про логистику, цепочки поставок и оберточную бумагу.
А в последнее время стало модным рассказывать о вреде дефляции, то есть падения цен. Но на поверку за всем этим стоит безудержная жажда прибыли. А еще корысть чиновников (в широком смысле этого слова), которые сами ничего не производят, но «имеют свой интерес в деле». Можно бы было назвать это государственным рэкетом, да за языком нынче приходится следить строже обычного.
Взять хотя бы подорожание автомобилей более чем вдвое. Его объясняют тем, что машин на четырех колесах теперь якобы в России вообще не будет. Поэтому то, что было завезено при долларе за 75 рублей, будет продано вдвое дороже. В результате продажи авто в России уже рухнули почти на 85%, потому что люди не способны или не хотят платить требуемую цену. Как выяснил портал BFM, подмосковные площадки хранения новых автомобилей забиты как никогда. Те, кто их приобрел, рискуют потерять добро в результате стихийных бедствий, воздействия окружающей среды, но машины в салоны все равно не поступают. Точно по Островскому: «Так не доставайся ж ты никому!». И государство молчит и потворствует.
Не раз и не два мы убеждались в том, что рост цен вызван искусственно, ажиотаж создается сознательно, но реакции на все это очень мало. В итоге Россия становится одной из самых нестабильных стран, где невозможно планировать жизнь, обеспечить приемлемый уровень потребления людям с низкими доходами.
Постоянно нас уверяют, что маржа бизнеса минимальна, что он еле сводит концы с концами. Предъявляют цифры, расчеты и прочие «аргументы» для обывателей. Но под разговоры об «умирании» бизнеса в пандемийный и постпандемийный период улицы крупнейших городов России буквально наполнились люксовыми иномарками по цене трехкомнатной квартиры в московской «элитке». Приглядитесь; такого числа «ламборгини», «феррари», «роллс-ройсов», какое ныне колесит по не очень гладким дорогам Москвы и Подмосковья, нет даже ни в одном Арабском Эмирате. Не говоря уж о зажиточной Европе, где деньги принято считать и зарабатывать, а не «отжимать у лохов». Очевидно, что эти атрибуты супербогатой жизни куплены не на последние деньги.
Вместо послесловия
Для того чтобы экономика функционировала исправно, в ней помимо рынка должны присутствовать элементарная логика и справедливость. Чтобы деньги не делались из воздуха, а человек, зарабатывающий своим трудом, мог обеспечить себя и свою семью, не выбиваясь из сил на трех работах, и при этом имел стимул. Но если одни мечутся в поисках еще одного атрибута сладкой жизни, а другим не хватает капусты для борща, то это не экономика, а рвачество. И государство должно регулировать эту ситуацию, не доверяя «стихии рынка». Ну или законодательно обеспечить индексацию заработных плат в соответствии с инфляцией. Причем реальной, а не официальной.