С марта свою деятельность в России приостановили 3 тыс. иностранных организаций, 500 зарубежных предприятий уже ликвидировано. Это следует из данных Федеральной службы по труду и занятости, направленных в Госдуму. "Известия" ознакомились с документами. Согласно бумагам, к июлю число сотрудников, которые находятся в простое, достигло 125,5 тыс. человек - это втрое больше, чем на 1 марта. Практически столько же работников обратились в Роструд за защитой своих прав. Ранее сотрудники уходящей из РФ IKEA призывали правительство и Госдуму вмешаться в ситуацию и ввести в компании внешнее управление, чтобы они смогли сохранить работу. Кроме того, появились новости об увольнениях в Zara.
В Роструде подготовили статистику об ушедших из России компаниях и числе сотрудников, которые находятся в режиме простоя и жалуются на нарушение своих прав в службу. Сведения направили в комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов - парламентарии разрабатывают меры поддержки населения в сфере труда. "Известия" ознакомились с официальными данными.
Согласно информации ведомства, с 1 марта по 1 июля в России приостановили работу 3 тыс. организаций, 527 иностранных компаний ликвидировали. Численность сотрудников, которые находятся в простое, выросла с 39 тыс. человек на 1 марта до 125,5 тыс. на 1 июля.
Практически столько же работников обратились в Роструд за защитой своих прав, но на иностранных работодателей пожаловались только 483 работника. В правительстве уже прогнозировали, что по итогам третьего квартала в РФ до 200 тыс. человек могут потерять работу.
В конце июня в кабмин и комитет Госдумы по труду обращался профсоюз "Торговое единство". Это произошло после того, как в IKEA заявили о намерении заблокировать свой розничный бизнес в России и продать четыре завода. По данным профсоюза, без работы рискуют остаться около 20 тыс. человек. Сотрудники, которые попадут под увольнение, получат семь окладов, сообщали тогда в Минпромторге. Но профсоюз предлагал чиновникам и депутатам ускорить рассмотрение закона о внешнем управлении, чтобы передать бизнес IKEA в руки отечественного менеджмента - таким образом сотрудники хотели сохранить работу.
30 августа СМИ писали, что другой крупный работодатель - испанская компания Zara - начала увольнять сотрудников. Торговая сеть приостановила продажи ещё весной и до сих не вернулась к активной деятельности. Впрочем, в пресс-службе Inditex (объединяет Zara, Pull&Bear и другие бренды) "Известиям" сказали, что корпорация увольнений не проводит.
- С момента приостановки нашей розничной деятельности в марте некоторые сотрудники покинули компанию по соглашению сторон, - уточнил представитель торговой сети.
В пресс-службе правительства запрос "Известий" переадресовали в Минтруд. Там напомнили, что всего в РФ почти 3,6 млн работодателей, порядка 54 млн человек работают по найму. В ведомстве отметили: правительство приняло ряд мер для того, чтобы поддержать занятость, а также доходы граждан, которые оказались под риском увольнения. Например, потерявшим постоянную работу предлагают временные варианты - так называемые общественные работы, которые оплачивают параллельно с пособием по безработице. Такой поддержкой воспользовались почти 65 тыс. человек. При этом сами предприятия, которые пока не функционируют и вывели сотрудников в простой или перевели на неполный день, могут получить финансовую поддержку от государства. Средства используют для оплаты труда временных работников. В этой программе участвуют 10,7 тыс. предприятий и более 111 тыс. работников.
Есть и программа бесплатного переобучения - новые знания уже получают почти 98 тыс. человек, а завершили курсы свыше 51 тыс. человек. Плюс к этому действует опция временного перевода сотрудника от одного работодателя к другому. Центры занятости и трудовые инспекции перешли в проактивный режим - взаимодействуют с предприятиями и сотрудниками сразу после того, как получили первые сигналы о переходе человека в режим неполной занятости или его возможном сокращении.
Основная проблема при ликвидации российских подразделений иностранных компаний - нарушение порядка увольнения работников, отметила ведущий юрисконсульт ФБК Legal Анастасия Шашкова.
- Людей принуждают уволиться по собственному желанию даже в тех случаях, когда такого желания у работника нет. Ликвидация занимает много времени и сил, поэтому компании давят на работников. Им легче провести процедуру в предприятии без персонала. В такой ситуации в выигрыше остаются только владельцы и бенефициары ликвидируемой компании, - сказала эксперт.
Но не все организации выбирают эту необратимую процедуру, заметила она. Некоторые приостанавливают свою деятельность на неопределенный период - в это время компании начинают скрыто сокращать работников, утверждает Анастасия Шашкова. Основная проблема в таких ситуациях - в том, что сотрудники недостаточно информированы о своих трудовых правах; чтобы дополнительно защитить их, можно создать реестр иностранных предприятий, которые планируют уйти из РФ, предложила юрист. Это позволит отслеживать их деятельность, а на время ликвидации вводить внешнее управление, чтобы процедура шла с соблюдением требований законодательства, считает эксперт.
Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов сказал "Известиям", что парламентарии приступают к выработке дополнительных мер, которые будут способствовать занятости людей и противостоять безработице. По мнению депутата, в создавшейся ситуации фокус следует сделать на просвещении: люди должны понимать, как работают центры занятости, почему стоит вставать в них на у чёт, какие пр ограммы по повышению квалификации есть в регионе, как получить дополнительное образование. Кроме того, можно масштабировать лучшие региональные практики: например, столичные чиновники ещё в марте начали консультации с крупнейшими работодателями, чтобы понять их потребности в сотрудниках и содействовать трудоустройству людей из зоны риска в такие организации, напомнил парламентарий.
Сейчас на бирже труда зарегистрированы менее 1 млн россиян.