Риз Уизерспун впервые отстранили от занятий в третьем классе за подпольный бизнес: она разукрашивала заколки для волос и перепродавала их, а выдал ее протекший на парту фломастер. Второй раз случился, когда она только перешла в среднюю частную школу для девочек в Нэшвилле и пожаловалась учителю английского, что задания слишком легкие. Уизерспун была образцовой ученицей — хорошие оценки, популярность, сборная по футболу, группа поддержки. «А еще я всегда открыто высказывала свое мнение, — говорит актриса. — К месту или нет, не важно!»
С тех пор не так много изменилось. Голливуд — это, по сути, гипертрофированная модель средней школы, аквариум, внутри которого хрупкие эго, неуверенность в себе и зачастую не туда направленная сексуальная энергия, — так что Риз взяла на себя роль защитницы всех незамеченных и недооцененных. Спустя 20 лет после «Блондинки в законе», сделавшей ее любимицей Америки (кстати, на следующий год назначена третья часть), Уизерспун стала солидной бизнес-леди (запустила компанию, которая так или иначе вовлечена почти во все сферы современных медиа), а еще активисткой, борющейся за то, чтобы в Голливуде были представлены актеры с разным цветом кожи, гендером, физическими особенностями, и прежде всего — женщины.
«Смысл в том, чтобы поместить женщин в центр истории», — говорит босоногая Уизерспун, сидя на кухне своего большого солнечного дома в Лос-Анджелесе, а вокруг носятся немецкая овчарка Нэш, французский бульдог Пеппер и лабрадор Хэнк. «Мне надоело сниматься в фильмах, где я была единственной главной героиней. Устала читать сценарии с одной женской ролью, да и та ужасно написана, но при этом все актрисы в городе мечтали ее заполучить, потому что больше ничего не было».
Пожалуй, лучшее воплощение ее желаний — сериал «Большая маленькая ложь», получивший восемь «Эмми». Уизерспун и Николь Кидман стали исполнительными продюсерами картины и сыграли в ней вместе с Лорой Дерн, Зои Кравиц и Шейлин Вудли. Во втором сезоне, который выходит в конце весны, появится и Мерил Стрип.
Но сериал — лишь начало. «Я наконец спросила саму себя, почему все фильмы снимают одни и те же 20 человек? — говорит она. — Может быть, пришло время расширить круг как тех, кто появляется на экране, так и тех, кто финансирует? Вероятно, разные способы производства помогут сделать так, чтобы кино больше походило на реальный мир».
Так появилась медиакомпания Hello Sunshine. Вернее, сначала у Риз был продюсерский центр Pacific Standard, на счету которого такие кинохиты, как триллер «Исчезнувшая» и драма «Дикая». В 2016 году, чтобы закрепить и продолжить свой продюсерский успех, Уизерспун и основала Hello Sunshine. Сейчас у компании в работе примерно два десятка медиапроектов на разных этапах производства.
Многие из этих проектов выросли из книг, выбранных Уизерспун для ее книжного клуба, он чем-то напоминает шоу Опры и живет в основном в Instagram с 800 тысяч подписчиков. Так, сериал по бестселлеру Селесты Инг «И повсюду тлеют пожары» выйдет на стриминг-сервисе Hulu в этом году, в нем снялись Риз Уизерспун и Керри Вашингтон. Компания Apple, которая тоже хочет производить свой контент, дала зеленый свет трем проектам Hello Sunshine, в том числе «Утреннему шоу» — закулисной драме о «кухне» утренних теленовостей с Дженнифер Энистон и Стивом Кареллом. С бюджетом 240 миллионов долларов проект стал одним из самых дорогих в истории телевидения.
А еще у Риз есть (тут уже легко сбиться со счета) два подкаста, программа наставничества для молодых женщин-режиссеров, канал на YouTube, план по созданию аудиокниги с сервисом Audible и подписной канал на сервисе DirecTV, где все программы создали женщины, включая ток-шоу «Сияй с Риз» — в нем хозяйка берет интервью у знаменитых современниц. В первом эпизоде она заглянула в полный сияющих нарядов гардероб Долли Партон. Помимо Hello Sunshine у Риз есть собственная линия одежды и аксессуаров для Дома Draper James, к тому же недавно она выпустила автобиографическую книгу-бестселлер «Виски в чайной чашке: Чему научило меня детство на Юге».
Уизерспун снялась в своем первом фильме в 14. В свои 42 она выглядит на десять лет моложе — голубые глаза, сияющее гладкое лицо — и говорит как человек, который полностью принял зрелую версию себя. Она любит обсуждать источники финансирования, соцсети и метрики. И отлично владеет современным дискурсом равноправия, рассуждая о «большей представленности людей из маргинализованных групп и независимости от структур власти».
Все это началось примерно лет пять назад, когда Уизерспун на свои деньги сняла фильм «Дикая» по мемуарам Шерил Стрэйд. Для актрисы это была возможность сыграть абсолютно новую героиню. Перевоплощение в женщину, которая уходит от своих проблем в трехмесячное пешее путешествие вдоль Тихоокеанского хребта, принесло Риз номинацию на «Оскар» и укрепило ее желание найти интересные роли для других актрис.
«С самого начала было понятно, что Риз осознает свою миссию феминистки, — говорит Шерил Стрэйд, ставшая актрисе близкой подругой. — Но ее публичный образ, казалось, расходился с «Дикой». Во время пресс-тура люди говорили: «Но вы — любимица Америки! Та самая милая маленькая белокурая девочка!» Больше нет. Эта роль стала началом нового этапа в карьере и жизни Риз. В мире есть очень четкие представления о том, кто должен заниматься политикой, кто главный, кому можно быть активистом, и перебороть их трудно. А Риз очень мягко, по-южному послала эти теории куда подальше. Это ее дело, кто управляет страной и кто стоит у власти, она борется за права не только женщин, но и всех угнетенных и при этом остается милой блондинкой с Юга».
Уизерспун ходит по лаконичному офису Hello Sunshine в Санта-Монике в приталенном платье ее марки Draper James, туфлях из коллекции Sarah Flint x Cindy Crawford и с ярко-красной помадой — словно в луче следующего за ней прожектора. Когда она ведет свою команду топ-менеджеров (все женщины) в соседний ресторан на еженедельный ланч-совещание — с сумочкой Fendi и в массивных очках Ray-Ban, — все оборачиваются и осторожно глазеют. Никто не беспокоит ее, но среди сплошных черных свитеров и дорогого денима трудно не вспомнить Эль Вудс, плывущую по Гарварду в розовой коже.
«Ее невозможно не заметить, она — королева любой ситуации, — говорит писательница Селеста Инг. — Она воплощает постулат о том, что можно быть шикарной блондинкой в милых платьицах и при этом умной деловой женщиной, тут нет никакого противоречия!»
А еще Уизерспун воспитывает 19-летнюю дочь Аву и 15-летнего сына Дикона (от ее бывшего мужа Райана Филлиппа). В 2011-м она вышла замуж за агента по актерам Джима Тота, у пары 6-летний сын Теннесси. Кроме того, Риз следит за домом в Нэшвилле, где все еще живут ее родители, брат и большая часть их многочисленной семьи. В ее книге масса советов по ведению домашнего хозяйства: как подать традиционный десерт «Грязь Миссисипи» или сделать альбом с монограммой, и очевидно, что Уизерспун знает, о чем пишет.
«Она делает все! — поражается Мерил Стрип. — Снимается, продюсирует, пишет книги, выпускает одежду, а еще вырезает тыквы на Хеллоуин! Воспитывает троих детей. И поддерживает отношения с друзьями. Я знаю, каково это — быть в актерском бизнесе и воспитывать детей. Помните книгу «Я не знаю, как она делает это»? Так вот она — про Риз!»
Уизерспун была молодой мамой. Она родила Аву в 23, за год до «Блондинки в законе». «Есть фото с малышкой на площадке», — вспоминает она. Ее мать Бетти была акушеркой и медсестрой в больнице Нэшвилла, и Уизерспун, приходя к ней на работу, наблюдала, как мама «заботится о 17 младенцах сразу. Обычно их с коллегой было двое, и они делали все — пеленали, кормили — одновременно. Крик стоял! Но мама говорит, что даже его не замечала. Я с таким почтением отношусь к ней. Она всегда была в отличном настроении, всегда шутила, и у нее был миллиард подруг в больнице. Она просто любила женщин, с которыми работала».
Про Риз можно сказать то же самое. «Не могу описать, как это весело и как нам повезло», — рассказывает Кидман об атмосфере на съемках «Большой маленькой лжи». Но, пожалуй, самое сильное проявление любви к женщинам — это участие Уизерспун в движениях #MeToo и Time’s Up, цель которых — лучшие условия труда для женщин в Голливуде и за его пределами. Уизерспун публично рассказала, как подверглась харассменту на съемках, когда ей было всего 16, хотя она и не очень любит об этом вспоминать. Что касается скандала с Харви Вайнштейном, она говорит, что осознала, что нужно срочно что-то делать, не только из-за шока после публичных обвинений, но и из-за чувства беспомощности от своего неведения. «Я думаю, что многие были в таком же шоке, — говорит она. — Слухи ходили, но, с другой стороны, слухи ходят и обо мне! Я всегда стараюсь не судить людей. Я никогда и вообразить не могла, что это правда. Но, поверив, стала частью движения».
Сегодня Уизерспун и сама себя ощущает более защищенной и уверенной. После стольких лет «безрезультатного битья головой об стену что-то стало меняться. Я не думала, что этот момент настанет, — говорит актриса, баюкая французского бульдога Пеппера. — Нам, конечно, еще предстоит пройти большой путь. Но я засыпала с мечтами о переменах семь или восемь лет назад, и теперь они наконец начинают сбываться. Думаю, что пришла пора новых мечтаний».