— Насколько трогательным получилось ваше расставание с «Уфой»? — спрашиваю Газизова. — Говорят, что после матча с «Ростовом» вы даже пустили слезу.
— Знаете, когда рождается ребенок, то нужно перерезать пуповину, чтобы отделить его от мамы. По-человечески это было, пожалуй, тяжелое решение. Но с профессиональной точки зрения я понял для себя, что пора брать другие высоты. Несколько встреч и разговоров с Леонидом Арнольдовичем Федуном показали, что наши точки зрения во многих вопросах совпадают. Это очень важно!
— Я покидаю ее с чистой совестью. Команда находится на высоком месте. Значит, сначала я достиг определенного результата, а уже потом оставил дело своим последователям. Своей команде, которой доверяю. Уверен, что у этих людей все получится. Потому что в моем восприятии модель «Уфы» как клуба выстроена почти идеально.
— Кандидатура будет согласована с руководителем республики Башкирия в понедельник. Мне бы сейчас не хотелось опережать события. А мое расставание действительно получилось сентиментальным. Все-таки столько лет отдал «Уфе»... Очень много людей со мной работало — тренеры, игроки, персонал.
Менеджеры в «Спартаке» работают недолго? Надеюсь, переломлю ситуацию
— Какая конкретная фраза Федуна окончательно убедила вас в том, что нужно принять этот большой вызов?
— Я оставлю эти разговоры между нами. Леонид Арнольдович нашел ко мне подход. Но, поверьте, это не деньги.
— Если честно, вам не страшно идти в «Спартак»? Это же совсем другой уровень давления по сравнению с «Уфой. При первой же ошибке вас начнут серьезно критиковать...
— Я — менеджер и профессионально отношусь к своей работе. Понимаю, что не все будут довольны моими решениями. Но раз выбрал такой путь, то надо по нему и идти. Должен быть готов к критике, прессу и так далее. Однако не зацикливаюсь на том, что обо мне станут говорить. На первом месте — результат, дело. Для меня самое важное — договориться обо всем на берегу с руководителем клуба, выработать общую стратегию и двигаться в заданном направлении. А Москва это или Уфа — в данном случае большого значения не имеет.
— Но будет ли у вас «Спартаке» такая же свобода в принятии решений, как в «Уфе»?
— «Спартак» — это огромная армия болельщиков. Это самый популярный футбольный бренд в стране. Я готов к давлению. Но работать буду только с первым лицом — с Леонидом Арнольдовичем.
— Принимая предложение Федуна, вы держали в голове тот факт, что менеджеры и тренеры в «Спартаке», как правило, работают недолго?
— Не стоит все подводить под какую-то тенденцию. История — наука, которая, что называется, «гнется». Везде есть свои нюансы. Надеюсь, мне удастся переломить ситуацию. А вообще я на такие факты внимания не обращаю. Раз принял этот вызов, значит, готов идти только вперед.
— В чем с профессиональной точки вам, прежде всего, придется перестроиться в «Спартаке»?
— А как можно перестроиться? Всегда стоят две конкретные задачи. Достижение спортивных результатов и ведение правильной экономической политики. Вот два базиса, на котором зиждется успешный футбольный проект. Никто ничего нового пока не придумал.
Если немного изменить состав, то появятся огромные шансы побороться за золото
— Максимальная спортивная цель, которую вы перед собой ставите у красно-белых? Золото РПЛ, выход из группы в Лиге чемпионов, что-то еще?
— Если ты работаешь в «Спартаке», то у тебя может быть только одна цель — первое место. Все остальное отходит на второй план. Не собираюсь сейчас заниматься шапкозакидательством, однако прекрасно отдаю себе отчет в том, в какой клуб, с какими большими традициями я пришел.
— Нынешний состав красно-белых, на ваш взгляд, способен бороться за золото?
— В моем понимании если внести совсем небольшие изменения, то появится огромный шанс.
— Огромный?
— Я прихожу для того, чтобы выполнить именно эту задачу. Знаю, что у меня будет много помощников. В «Спартаке» очень грамотно выстроена работа.
— Вы говорите про совсем небольшие изменения в составе. Значит, усиление станет точечным?
— В некоторых матчах «Спартак» играл очень хорошо. Просто это пока еще молодая команда, которой свойственны некоторые спады. Это естественно. Моя задача — создать баланс, добиться стабильности во всем — в результатах и экономике.
— Значит, глобальных изменений в коллективе ждать не стоит?
— Нет, конечно! Повторяю — надо все сбалансировать. Это и имеет в виду Леонид Арнольдович. Каких-то огромных покупок и серьезной распродажи точно не будет.
Гегемония «Зенита»? Будем бороться!
— Вы говорите про огромный шанс на чемпионство. Но как быть с «Зенитом»? Многие считают, что сейчас в российском футболе установилась гегемония питерского клуба.
— Если специалисты отдают явное предпочтение питерцам, то тем интереснее задача составить этому клубу конкуренцию. Меня это и заводит. Да, нужно где-то усилиться. Но трансферная политика должна проводиться в согласии с владельцем и главным тренером. Если мы все со своей стороны сделаем правильно, то позволю себе не согласиться с гегемонией одной конкретной команды. Будем бороться! Если бы я в это не верил, то не пошел бы в «Спартак».
— Значит, лично вас заводит борьба за чемпионство с «Зенитом»?
— Конечно! Не то слово. В «Зените» есть люди, с которыми я работал. Мне интересно с ними пободаться.
— С Семаком?
— Не только. Сергей Богданович — тренер. Там много других знакомых. Мне приятно кинуть им перчатку, вызов — при помощи Леонида Арнольдовича и Доменико Тедеско.
Почему я не должен сработаться с Тедеско? Не обращаю внимания на слухи про Евсеева
— «Уфа» при вас зарекомендовала себя клубом, который умеет раскручивать футболистов и продавать их в топовые команды. Кто из игроков «Спартака» перейдет в «Манчестер Сити» по примеру Александра Зинченко?
— (Смеется). Для начала нам нужно добиться тех спортивных результатов, которые были у «Спартака» буквально совсем недавно. А потом уже думать о продаже и чем-то еще. Сбалансированная экономика — это не обязательно выгодные трансферы на выход. За попадание в Лигу чемпионов ты тоже получаешь неплохие деньги. Согласны? С одной стороны, необходимо думать о росте своих футболистов, но с другой — о титулах и трофеях.
— Как вы будете уживаться с Доменико Тедеско? Ведь он креатура вашего предшественника.
— А почему я не должен с ним сработаться? Томас Цорн пригласил хорошего специалиста. Тедеско зарекомендовал себя в «Шальке». Мне интересно с ним познакомиться и потрудиться. Думаю, у нас получится. О каких-то трениях даже не думаю. Считаю себя довольно компромиссным человеком. Доменико — профессионал. Мы должны делать общее дело — я обязан ему помогать. У меня другой задачи быть не может. Вот и все.
— Однако вы наверняка читали сообщения — мол, в связи с вашим приходом в «Спартак» новым главным тренером красно-белых в обозримом будущем может стать Вадим Евсеев.
— Евсеев — пример российской тренерской школы. Вадим был очень серьезным футболистом. А сегодня показывает себя на другом поприще. Он успешен, доказывает свою состоятельность. Мне с ним очень комфортно работалось в «Уфе». А слухам не верю — я же профессионал.
— Тогда может ли вслед за вами из «Уфы» в «Спартак» проследовать полузащитник Даниил Фомин? Правда, что именно его вы позовете в Москву?
— Бизнес-модель «Уфы» заключается в развитии и продаже футболистов. Это основной источник доходов для этого клуба. Естественно, Фомин сейчас один из самых серьезных активов. Допускаю, что его кандидатура рассматривают другие клубы РПЛ. Но если человек доказывает состоятельность своей игрой, то и «Спартак» может обратить на него внимание. Конечно, я знаю ребят из «Уфы» досконально. Но это не повод сразу кого-то сватать к красно-белым.
— Так окажется ли Фомин в вашем новом клубе?
— Время покажет.
О фразе про «Какой-то на хрен «Спартак»
— Допускаете, что по итогам этого сезона «Уфа» окажется выше «Спартака»? Тогда формально получится, что вы пошли на понижение.
— «Спартак» — клуб, который всегда должен бороться только за чемпионство. «Уфа» в глобальном смысле находится все-таки в другой весовой категории. Со временем и этот клуб приобретет более серьезные амбиции. Проект пока только развивается, движется вперед. А за «Спартаком» стоят его богатейшая история и славные традиции. Им надо соответствовать.
— Не боитесь, что болельщики красно-белых вам будут припоминать фразу из одного интервью: «Я вижу болельщиков, которые идут на топовый матч. Это уфимец, ему много лет, он ведет своих детей, свою жену. Они идут в шарфах «Спартака», ЦСКА. И он такой гордый и своим детям показывает, что я, живя в Уфе, болею за какой-то на хрен «Спартак», ну смешно. Да ему вообще не стыдно?»
— На тот момент я был руководителем «Уфы» и делал все для того, чтобы болельщики нашего города поддерживали ее — переманивал на свою сторону поклонников топовых клубов. Не считаю, что этим высказыванием кого-то задел. Я работал на благо «Уфы». Вот и все. И произнесено это в другом контексте: ты не должен болеть против клуба из своего города. Повторяю, я не хотел обидеть «Спартак» или ЦСКА. Просто на тот момент отстаивал свои интересы.