После странных нерабочих дней, когда все продолжали работать, наступил не менее странный период, когда вроде бы все открылось, но на самом деле не открылось. И если с государственными и муниципальными организациями все понятно, то частники продолжают лавировать между отсутствующими в Трудовом кодексе требованиями и понятиями и поводами для штрафов, которые для местных властей превратились то ли в новую национальную идею, то ли в единственный источник пополнения на глазах мелеющих бюджетов.
Российское правительство должно было разработать меры поддержки бизнеса еще 5 мая, но пока Кабинет министров сумел справиться только с нормативной базой для новых преференций, предназначенных исключительно для системообразующих предприятий, таких как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», экспортеры нефти и добытчики золота.
Сколько-нибудь существенную помощь для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей пообещал президент Владимир Путин в очередном обращении к нации 11 мая. Например, пострадавшим отраслям предложено полностью списать налоги за второй квартал и перечислить по одному МРОТ на покрытие страховых взносов. Однако когда будет подготовлена необходимая нормативная база и как именно будут реализованы те меры, которые сейчас выглядят разумно, но явно недостаточно, пока непонятно.
Ведь нельзя исключать, что с коммерсантами обойдутся так же, как с медиками, — им глава государства тоже пообещал доплаты за работу с коронавирусными больными: от 80 тысяч рублей для врачей до 25 тысяч — для фельдшеров и медсестер скорой помощи. Но когда пришло время для выплаты апрельских зарплат, оказалось, что эти суммы никому не дадут целиком — их разделят на отработанное количество часов и подсчитают, сколько именно времени тот или иной работник находился рядом с пациентом. Так 25 тысяч для скоропомощных экипажей превратились в 200-300 рублей. Можете представить чувство людей, столкнувшихся с такими фокусами.
Зато традиции выдаивания бизнеса досуха никуда не делись, а борьба с коронавирусом и карантинные меры только подкинули для этого новые поводы. Так, например, в Москве сотрудники предприятий, продолжающие работать, теперь обязаны без промедления сообщать своему работодателю о наличии у них целого ряда заболеваний. Так же незамедлительно извещать его о наступившей беременности (причем в документах не уточняется, после появления двух полосочек на тесте или прямо с момента зачатия).
Работать при наличии диагнозов из списка или беременности нельзя, но оформить больничный или уволить сотрудника тоже практически невозможно. При этом в стоп-лист каким-то образом попало, например, ожирение, которым, по данным Росстата, в стране страдает каждый пятый гражданин. Не правда ли, трогательная забота о здоровье и очень своевременный стимул к физическому самосовершенствованию?!
Правда, загадкой остается, каким образом это распоряжение соотносится с медицинской тайной. Как и то, каким образом оформлять оплачиваемые каникулы по Трудовому кодексу. Еще один сомнительный момент — это отсутствие в нормативных документах требования каким-либо образом подтверждать наличие упомянутых диагнозов или беременности. То есть, по сути, любой человек может просто на словах сказать работодателю, что у него астма или гипертония, — и сидеть дома, продолжая получать зарплату? Гуманно, конечно, но с реальной жизнью несовместимо.
Помимо расходов на содержание прогульщиков пережившим месяц-другой без выручки бизнесменам предлагается организовать регулярное измерение всем своим сотрудникам температуры (стоимость подходящих для такой цели термометров — от 4 до 15 тысяч рублей за штуку) и каждые две недели оплачивать для каждого 10-го работника тесты на коронавирус (от 2 тысяч рублей) и тесты на антитела (стоимость пока неизвестна, ориентировочно — 3-5 тысяч). Каким образом работодатель должен принудить сотрудников выполнять медицинскую процедуру, обязательность которой не прописана в законодательстве, тоже никто не объясняет.
На этом фоне обязанность установить разделительные перегородки между рабочими местами и расходы на маски, перчатки и средства дезинфекции — это семечки. В отличие от штрафов, которые предпринимателю в любом случае придется заплатить — и если работники пожалуются на незаконные требования, и за нарушения санитарно-гигиенических требований.
«Мы за два дня получили четыре запроса от клиентов о том, куда можно перерегистрировать бизнес, чтобы не платить налоги в Москве. При таком качестве городского менеджмента бизнес повалит очень скоро», — комментирует Татьяна Григоренко, основатель 4BS — компании, помогающей создавать и развивать бизнес.
В Подмосковье ситуация не менее абсурдная. Там от владельцев работающего бизнеса требуют нарядить стюардов в красные шапочки, тестировать сотрудников на коронавирус, ежедневно отправлять отчет куда следует и выполнять требования, отношение которых к борьбе с инфекцией вызывает большие сомнения.
«От меня, например, требуют установить видеокамеры около кассы, обеспечить запись трансляции в открытый источник, а на воротах предприятия повесить QR-код, который позволит получить доступ к записи любому желающему, даже не информируя меня об этом. И все это якобы в моих же интересах... А почему, спрашивается, я должна давать доступ через QR-код к просмотру моей бизнес-информации всем желающим, в том числе и моим конкурентам? Мои права как объекта малого бизнеса хоть кого-то волнуют в этой истории?» — возмущается хозяйка семейного питомника садовых растений Ирина Савватьева новым стандартом организации объектов розничной торговли, реализующих строительные, отделочные материалы и товары для сада.
Допустим, говорит предприниматель, территорию питомника можно посчитать общественным пространством, где можно снимать граждан на видео без их письменного согласия. Но как быть с тем фактом, что компаниям, продающим и устанавливающим системы видеонаблюдения, пока запрещено работать? Как поступать с покупателями, которые не захотят надевать маски и перчатки на входе? А если наденут, но снимут их по дороге к кассе? Нужно вызывать полицию? Или за свой счет нанимать охранника? А на каком основании охранник будет принимать меры к тем, кто игнорирует карантинные требования? И что делать питомнику, если на его территории нет интернета?
Вопросы, вопросы, вопросы, повисающие в воздухе... Они весьма красноречиво характеризуют качество управленческих решений, на язык которых власти переводят пожелания и обещания президента, высказанные им в обращениях к россиянам.
И в то же время можно не сомневаться, что те же власти будут с редким самозабвением штрафовать предпринимателей (75 тысяч рублей за каждое нарушение), так же как сейчас с упоением каждый день штрафуют на 4 тысячи рублей людей с подтвержденным коронавирусом за то, что у них не устанавливается приложение «Мобильный карантин», если у них нет телефона, поддерживающего это приложение, если не работал интернет, если они спали ночью и не сделали селфи сразу же, как только пришло уведомление, на которое невозможно подключить звуковой сигнал...
P.S. Когда эпидемия в России только-только набирала силу, в соцсетях репостили анекдот про министра безопасности, который на совещании по борьбе с инфекцией предлагает вывести на улицы полицию и Росгвардию, дать силовикам право применять дубинки, вскрывать машины и хватать всех без разбору, но на вопрос о том, как эти меры помогут в борьбе с коронавирусом, удивленно переспрашивает: какой еще коронавирус?
Сейчас этот анекдот кажется уже не смешным, а грустным. Потому что, похоже, решения о противодействии коронавирусной инфекции принимают люди, ничего не слышавшие об эпидемиологии, психологии, экономике. Этих «эффективных менеджеров» заботит только одно: как выгоднее монетизировать свалившуюся на нашу страну напасть.
А в это время
Общероссийский народный фронт провел опрос представителей малого и среднего бизнеса, чтобы выяснить, как исполняются поручения президента. Как сообщил руководитель исполкома ОНФ Михаил Кузнецов, четверть предпринимателей воспользовались существующими мерами поддержки, остальные не смогли этого сделать либо не знали как. Руководитель штаба ОНФ Евгения Лазарева добавила, что лишь у 9% респондентов не возникло проблем в получении грантов на зарплату в размере 12 130 рублей на работника. И только 30% участников мониторинга сообщили, что смогли воспользоваться кредитными каникулами. Причем этот способ поддержки льготным назвать нельзя, поскольку кредиты придется возвращать, да еще с процентами.