К своим двадцати пяти годам актриса была уже трижды номинирована на «Оскар». Причем первый раз — в тринадцать лет. По силе дарования ирландского вундеркинда сравнивают с Мерил Стрип. Сравнение, конечно, лестное, но поначалу Сирша злилась: она хочет быть собой, единственной, как и сама Стрип, разве непонятно?
Тогда, в 2007 году, ее впервые номинировали на премию американской Киноакадемии за роль в «Искуплении», затем в 2015-м — за картину «Бруклин», а через два года за «Леди Берд», где Сирша сыграла старшеклассницу, переживающую трудный подростковый период.
Наверняка за работу в «Маленьких женщинах» режиссера Греты Гервиг о судьбе и жизненных перипетиях американской семьи после окончания войны Севера и Юга актрису номинируют в четвертый раз. В экранизации популярного романа Луизы Мэй Олкотт она играет Джо, одну из четырех сестер Марш. По крайней мере, критики в перспективах мисс Ронан не сомневаются.
Общее мнение подытожил Марк Малкин из авторитетного издания Variety: «Маленькие женщины» могут получить множество номинаций на «Оскар» — и за лучший фильм, и за режиссуру, и за адаптированный сценарий. А Сирша Ронан, разумеется, попадет в номинацию «Лучшая актриса»... Возможно, за роли второго плана этой чести удостоят Флоренс Пью и Тимоти Шаламе».
Кстати, чтобы заполучить роль в картине, ирландка не стала прибегать к услугам своего агента, а обратилась к режиссеру напрямую: они подружились еще на съемках «Леди Берд». «Никогда еще так не поступала, но очень хочу играть Джо, — призналась Грете Сирша во время церемонии Film Independent Spirit Awards. — И я единственная, кто сможет. Когда читаю роман и слышу голос Джо, понимаю — это же меня описывает Луиза Олкотт! Упрямую, нескладную, прямолинейную, стремящуюся заполучить то, чего хочет». Гервиг поразилась: она и впрямь словно только что сошла со страниц книги и озвучила свое место в пространстве «Это — мое!»
А ведь изначально Грете доверили лишь написать сценарий, но после успеха «Леди Берд» (две номинации — за режиссуру и сценарий) привлекли и в качестве режиссера. Ее фильм — не первая экранизация культового романа, не считая телепостановок, спектаклей, мюзиклов и даже оперы. В киноверсии 1933 года, например, Джо сыграла Кэтрин Хепберн, в 1994-м Вайнона Райдер, причем была номинирована на «Оскар». Но Сирша абсолютно не сомневалась: любимый персонаж раскрыт далеко не полностью, ей тоже будет что сказать.
Помимо Ронан в «Маленьких женщинах» заняты Эмма Уотсон (Гермиона из «Гарри Поттера»), Флоренс Пью и совсем юная Элайза Сканлен. Лора Дерн выступила в роли их матери, и к ней, как к родной душе, молодые актрисы в трудную минуту прибегали поплакаться в жилетку. Острую на язычок тетушку Марш сыграла Мерил Стрип, которая, как и Сирша, сама обратилась к Грете с просьбой включить ее в ансамбль, поскольку с детства обожает роман. «Конечно, мэм!» — по-военному кратко ответила Гервиг, чуть ли не взяв под козырек и не щелкнув каблуками.
С Тимоти Шаламе Сирша уже снималась в «Леди Берд». Как-то фанатка актера спросила: неужели она не мечтает выйти за него замуж? «Ну уж нет! — рассмеялась Ронан. — Хотя знаю, все хотят. Тимми очень талантливый и милый, но наши отношения в реальности похожи на те, что у моей героини с его героем в «Маленьких женщинах». Могу его толкнуть, дать подзатыльник, велеть стоять прямо и не горбиться, и все в таком духе!»
И откуда же она такая взялась — звезда, тихо взошедшая и уверенно занявшая свое место на голливудском небосклоне?
Сирша Уна Ронан родилась двенадцатого апреля 1994 года в Нью-Йорке, в ирландском районе Бронкса, куда в надежде на более сытую и стабильную жизнь в восьмидесятых перебрались ее будущие родители Пол Ронан и Моника Бреннан. В 1992-м они поженились, сняли крохотную квартирку. Моника работала няней и уборщицей, Пол некоторое время трудился на стройке. Потом ему подвернулось место бармена в популярном среди выходцев из Ирландии баре, куда заглядывали и актеры из близлежащих офф-бродвейских театров и студий.
Публика тут собиралась разношерстная, часто склонная к буйным вспышкам. Но посетители любили общительного бармена за умение развеселить, а если надо — и посочувствовать. За стойкой его и приметил соотечественник Крис О’Нилл. В 1991 году вместе с приятелем, таким же энтузиастом, как сам, он открыл Бронкский Ирландский театр. Зрителями были земляки, в основном нелегальные иммигранты.
Крис пригласил туда отца Сирши, с детства мечтавшего об актерстве, пообещав дать роль в спектакле. С тех пор жизнь изменилась. И пусть денег по-прежнему не хватало и семья жила на двадцать центов в день, все невзгоды отступали, когда Пол выходил на сцену. Моника свободными вечерами с девочкой на руках сидела в пропахшем пылью и табаком тесном зальчике, любуясь мужем и переживая за его героев. Вот так буквально с младенчества Сирша приобщалась к искусству. Обзаведясь кое-какими знакомствами, ее отец немного поснимался и в кино: засветился в «Собственности дьявола» с Брэдом Питтом в главной роли, потом сыграл брата героини Кейт Бланшетт в «Охоте на Веронику».
В 1997 году умер основатель театра, и семья решила вернуться в Ирландию. С работой в Нью-Йорке по-прежнему не ладилось, своим парнем в Голливуде Пол Ронан не стал, так что терять особенно было нечего. Поселились в сонном деревенском уголке графства Карлоу: маленький домик на акре земли, собаки, лошади, овцы, неподалеку речка. Здесь Сирша пошла в школу и в девять лет начала сниматься в кино.
Вскоре родители перевели дочь на домашнее обучение. Причиной явились не столько частые «рабочие» отлучки, сколько неспособность довольно замкнутой девочки найти общий язык с одноклассниками. Когда Сирша возвращалась с очередных съемок, ее осыпали градом насмешек. «Ой, посмотрите, наша звезда вернулась! Ну давай, покажи, что умеешь!» — с издевкой, а скорее с завистью кричали ребята.
Первую роль она получила благодаря отцу. Пол в основном перебивался маленькими эпизодами в телепроектах. Он как раз снимался в сериале «Клиника» и замолвил за дочку словечко. Вот как Сирша вспоминает свой первый актерский опыт: «После того как все закончилось, на несколько недель я впала в меланхолию. Помню, сидела рядом с мамой и упрямо твердила, что больше никогда не буду этим заниматься».
Ей было грустно от того, что на площадке все сдружились, став, по сути, одной семьей и она словно бы обрела новых родственников, а потом те, к кому ее одинокая душа потянулась и прикипела, вдруг разъехались... Однако печаль скоро развеялась, Сирша плавно переместилась на большой экран и сыграла дочку персонажа Мишель Пфайффер в картине «Я никогда не стану твоей». Поворотным же в ее судьбе стал 2007 год.
Джо Райт, задумав «Искупление», месяц за месяцем безуспешно прочесывал частные английские школы в поисках девочки, подходящей на роль юной двуличной аристократки Брайони Таллис, сломавшей судьбы старшей сестры и ее избранника. Случайно ему попалось видео Сирши, читающей написанный для героини текст. Режиссер был буквально сражен ее безупречным произношением и истинно британской сдержанностью. Невозможно было и представить кого-то другого на ее месте. Райт вызвал незнакомку на пробы и утвердил.
Кира Найтли и Джеймс Макэвой, наблюдая, как в кадре их партнерша легко выдает богатейший спектр эмоций, которые не всякому взрослому актеру по плечу, сошлись во мнении: «Эта тринадцатилетняя барышня заставит нас попотеть».
Джо Райт не показывал Сирше отснятые кадры. Боялся, что занимаясь анализом и разбором, она перестанет полагаться на природный инстинкт и утратит свободу самовыражения. За роль в «Искуплении» ее номинировали на «Оскар». Актриса призналась, что во время церемонии на нервной почве страшно проголодалась и улыбаясь камерам, мечтала больше не о награде, а о пасте или пончике с повидлом.
Вскоре необычной ирландкой заинтересовался Питер Джексон, пожелав снять ее в картине «Милые кости», но режиссеру далеко не сразу удалось убедить родителей девушки. В итоге она все же сыграла в фильме жертву жестокого насилия. Причем это было ее решением. Критики в отличие от «Властелина колец» работу Джексона встретили прохладно, но Сиршу отметили. «Чрезвычайно талантливая исполнительница мисс Ронан — единственное, что есть в этом фильме стоящего», — писала Los Angeles Times.
Сирша не устает повторять, что своим успехом в огромной мере она обязана родителям и в первую очередь маме, которую называет «своей второй половинкой» и уверяет, что они ни разу в жизни не поссорились. Часто дочь начинает предложение — Моника его заканчивает. Или наоборот. Она никогда не стремилась вылепить из Сирши звезду, и если бы та вдруг решила завязать с кино, слова бы не сказала. Ей ли не знать, как прихотлива актерская доля: сегодня ты на коне, а завтра о тебе все забыли.
На площадке мать старалась держать своего драгоценного ребенка подальше от всякой «взрослой чепухи», поэтому они всегда жили отдельно от съемочной группы и маленькая Сирша не видела веселого закулисья актерской жизни с обязательными интрижками и попойками. А еще Моника бдительно следила, чтобы в киногруппе относились к дочери с уважением. Например немедленно требовала прекратить съемку, если видела, что ее девочка устала.
В 2018-м Ронан получила свой первый «Золотой глобус» за роль в «Леди Берд» и посвятила награду Монике: «Я, как всем известно, очень близка с мамой, и если наша картина поможет родителям и детям стать ближе, лучше понять друг друга, это по-настоящему здорово».
Сирша повзрослела и присутствие матери на съемках стало вовсе необязательным. Она жаловалась, что лишилась «подушки безопасности» и теперь не у кого спросить: «Как думаешь, им понравилось?»
В самостоятельный полет актриса отправилась с фильмом «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона и неожиданно поняла, что теперь должна научиться заботиться о себе и побыстрее наладить связи с коллегами. Со стороны, надо сказать, первые опыты выглядели несколько странно — Сирша ко всем приставала с вопросом «Хотите, я вымою вам полы?» Ничего личного, просто она любит убираться.
За «Отелем...» последовала куда менее веселая картина «Как поймать монстра». Ее снимал Райан Гослинг, с которым Сирша познакомилась на «Милых костях». «Мировую столицу убийств» изображал Детройт. Моника по телефону жизнерадостно заверила дочку, что та отлично справится, она в нее верит. А ведь Сирша втайне мечтала, что мама прилетит к ней в Америку. Так началась настоящая взрослая жизнь.
Вскоре она перебралась в Лондон, сняла квартиру в Хайгейте, но район показался чересчур «нарядным». «Я себя здесь чувствую слишком уж взрослой, понимаешь?» — жаловалась матери Сирша. Она безумно скучала по дому, даже частенько плакала в трубку. И тут, будто на заказ, подвернулась роль, созвучная ее тогдашнему состоянию, в фильме «Бруклин». Режиссер Джон Кроули рассказал историю ирландки, перебравшейся в Нью-Йорк и страдающей от одиночества. Сирша была благодарна за этот подарок — к двадцати одному году она поняла, как нелегко стало получить желанную роль. Кинобоссы по-прежнему воспринимали ее подростком, не желая увидеть в талантливой актрисе женщину.
«Бруклин» не только принес вторую номинацию на «Оскар», но и позволил сделать своеобразное актерское заявление: «Эй, вы, я выросла!» Она считает, что именно с той поры и сформировалась как настоящая актриса. Сирша вообще часто повторяет, что «никогда и не ощущала себя ребенком». А Марго Робби, сыгравшая с ней в 2018-м в «Двух королевах» Елизавету I, как-то обмолвилась, что мисс Ронан вообще «вне времени и возраста и поэтому мудра не по годам».
Она долго ждала, когда фильму о легендарном противостоянии двух монархинь дадут зеленый свет. Впервые к актрисе обратились с предложением примерить на себя роль Марии Стюарт около шести лет назад. Что тогда знала Сирша о правительнице Шотландии? В сущности, немного — и с энтузиазмом погрузилась в изучение ее биографии.
Сценарий картины основан на труде историка Джона Гая, где соперница Елизаветы предстает дамой смелой и решительной, а вовсе не «роковой женщиной» и манипуляторшей, как описывали королеву-католичку ее враги. По версии автора, она была успешным политиком, которую погубило излишнее доверие к советникам-мужчинам, предавшим своего сюзерена. По задумке создателей фильма, единственный человек, способный понять Стюарт, как раз Елизавета. Две незаурядные женщины могли бы договориться, и дальнейшая история потекла бы совсем иначе. Поэтому в фильме происходит то, чего в реальности не было, — королевы встречаются.
Сирша запоем читала сценарий. Сидела на кухне в родительском доме за столом, накрытым голубой клетчатой скатертью, перелистывала страницы и заедала волнение мамиными шоколадными бисквитами.
Главную сцену — встречу соперниц — они с Марго Робби не репетировали (положились на адреналин и накопленные эмоции) и не видели друг друга в костюмах своих героинь. Распахнув на площадке муслиновый занавес, Сирша оторопела: Елизавета выглядела как статуя, а не как женщина из плоти и крови по сравнению с живой и страстной Марией. Ее затопила волна жалости и сочувствия, которые зафиксировала камера.
— Переживаете ли вы, что мало соответствуете принятым в Голливуде стандартам красоты? — время от времени интересуются у Сирши репортеры.
— Нисколько.
Она же понимает, что режиссеры ценят ее отнюдь не за красивые глаза. Хотя глаза у нее и впрямь необычные.
— А как обстоит дело на личном фронте? — обязательно спрашивает кто-нибудь из газетчиков.
— Нормально...
Это максимум, что можно выдавить из скрытной ирландки. Она — крепкий орешек.
Впрочем, известно, что первым ее серьезным увлечением стал актер Джордж Маккей, с которым девятнадцатилетняя Сирша снималась в драме Кевина Макдональда «Как я теперь люблю». Режиссер полагал, что это типичный случай, когда юная актриса искренне проживала такие же чувства, что и ее героиня.
Однажды Ронан спросили, как долго ей надо встречаться с бойфрендом, чтобы пригласить его на оскаровскую церемонию. «Зависит от того, как складываются отношения. Если он — не любовь всей моей жизни, потребовалось бы минимум десять свиданий», — ответила актриса. А поскольку «любовь навек» пока не случилась, предпочитает ходить на вручение «Оскаров» с лучшей подругой или с мамой: «Кто лучше них утешит, если проиграю?»
Эллен Дедженерес на своем телешоу любит затеять с гостями игру «С кем бы вы хотели пойти на свидание?». Мисс Ронан к изумлению зрителей и Эллен ответила: «Я не умею ходить на свидания». Однако ведущая не отставала и предложила выбрать между Гарри Стайлсом и Тимоти Шаламе. «Пожалуй, предпочту Тимми, — ответила гостья. — Хотя у нас и платонические отношения, зато с ним комфортно, мы дружим».
В «Двух королевах» ее экранным мужем стал Джек Лауден. По словам Сирши, он «за ней приглядывал». Она не пожелала признаться, что отношения с Джеком с самого начала съемок вышли за рамки дружеских и они с тех пор не только «экранные любовники». Забавно, но поначалу ей приписывали роман с его братом Калумом, бывшим солистом Эдинбургского балета. Когда в 2018 году Сирша появилась на церемонии BAFTA — она удостоилась номинации за «Леди Берд», возникла даже некоторая путаница. В Альберт-холл пожаловали оба Лаудена, и окружающие ломали головы: кто же из них ее бойфренд?
До этого актриса вроде бы тайно встречалась с ирландским певцом и композитором Хозиером. Он сочинил композицию Take Me to Church, под которую танцевал Сергей Полунин. Сирша снялась в его клипе Cherry Wine.
Пока же для актрисы сердечные увлечения скорее инструмент в работе. С каждым следующим романом она узнает что-то новое об отношениях и о себе, использует эти знания в профессии, обогащая актерскую палитру. Задумывается ли Сирша о семье? Пока нет. «Я еще испытываю потребность все портить, путаться, словом, совершать ошибки», — признается она.
Мечтает сыграть в мюзикле и в немом кино. А еще, наверное, об «Оскаре», но такие мечты принято держать при себе. Чтобы не сглазить и не рассмешить Бога.