На фоне продолжающихся обстрелов населенных пунктов Донецкой и Луганской народных республик со стороны украинских вооруженных сил официальные представители Украины продолжают предпринимать действия, направленные на срыв Минских соглашений, по сути выбрав тактику ведения войны до победного конца.
Вместе с тем президент Украины Петр Порошенко утверждает, что в рамках Минских договоренностей Киев выполнил 95% политических обязательств и 100% — в секторе безопасности. Об этом он заявил на брифинге после встречи с премьер-министром Канады Джастином Трюдо. То есть в очередной раз со стороны украинской власти мы наблюдаем обыкновенное жульничество, ориентированное на внешнюю аудиторию, не совсем разбирающуюся в Минских соглашениях и процессах, происходящих в Донбассе.
Напомним, официальный Киев до сих пор не принял основополагающие документы, связанные с урегулированием конфликта в Донбассе, а именно: закон «Об особом статусе», интегрированный в Конституцию, закон «Об амнистии», закон «О выборах» и изменения в Конституцию Украины относительно децентрализации. То есть по факту Киев не выполнил ничего. Что не мешает Петру Порошенко публично провозглашать ложь о выполнении 95% взятых на себя обязательств по политическому урегулированию конфликта.
По закону нынешняя неделя является последней сессионной неделей для Верховной рады. Это означает, что на ней необходимо рассмотреть законопроекты, необходимые для урегулирования конфликта в Донбассе. Существует реальная угроза того, что Киев в очередной раз попытается продемонстрировать выполнение Минских соглашений в одностороннем порядке, по сути грубо нарушая договоренности, и принять за эти несколько дней по крайней мере Закон «О выборах» на территориях ДНР и ЛНР.
Эта тема — самая обсуждаемая в Верховной раде, особенно после посещения Украины госсекретарем США Джоном Керри и его помощницей Викторией Нуланд, для которых принятие Киевом закона «О выборах» создаст возможность для начала очередной информационной кампании, представляющей Украину как ответственную страну, выполняющую взятые на себя обязательства. Хотя по факту это, конечно, будет откровенное передергивание.
В то же время со стороны представителей ДНР звучат постоянные призывы к формализации переговорного процесса в Минске и вполне конкретные предложения относительно аспектов выполнения Минских соглашений.
В недавнем заявлении Дениса Пушилина, полпреда ДНР в Контактной группе по Украине, говорится: «Без особого статуса невозможно политическое урегулирование ситуации на Донбассе. Киев должен принять закон об особом статусе, предварительно согласовав его в «нормандском формате» и на контактной группе в Минске». Кроме того, отмечает Пушилин, целесообразно разработать и утвердить на контактной группе «дорожную карту», которая позволит в конкретные сроки, пункт за пунктом исполнить взятые на себя обязательства сторонами конфликта. «Формула Штанмайера» также «является компромиссным решением по запуску закона».
Напомним, что «формула Штайнмайера» заключается в том, чтобы закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» временно вступил в силу в день местных выборов в Донбассе. А после опубликования экспертами миссии БДИПЧ ОБСЕ отчета с подтверждением факта проведения демократических выборов этот закон должен был бы обрести постоянное действие.
В аналогичном ключе, но по другому аспекту проблемы высказалась Наталья Никонорова, и.о. главы МИД самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, представитель ДНР в политической подгруппе. По ее мнению, закон об амнистии и недопущении преследования лиц — участников конфликта в Донбассе является одним из пунктов, предшествующих проведению местных выборов.
Между тем украинская сторона и ее западные партнеры озаботилась не столько выполнением минских соглашений, сколько изобретением альтернативных форматов.
Новый формат консультаций по урегулированию конфликта в Донбассе получил предварительное наименование «большая пятерка» плюс Украина» и должен включать в себя представителей США, Франции, Германии, Великобритании, Италии и, соответственно, Украины. Двойные стандарты дипломатии западных партнеров в очередной раз проявляются в не самое подходящее время. Ведь наряду с заявлениями о приверженности Минским соглашениям, получившим одобрение Совета безопасности ООН, они предлагают введение нового формата переговоров по кризису в Донбассе и, что самое важное, — без участия России.
В то же время американская дипломатия фактически добилась включения своей страны в процесс урегулирования конфликта, и очевидно, на чьей стороне она теперь будет играть. А исходя из того что в рамках этого формата уже анонсируется разработка «дорожной карты» по разрешению конфликта, с высокой долей вероятности можно предположить, что, додавив европейских союзников, США напрямую включатся в процесс, в котором Донбассу отводится роль в лучшем случае «серой зоны».
С другой стороны, подобные действия западных переговорщиков в очередной раз свидетельствуют о несамостоятельности внешней политики европейских государств и об особой роли России в урегулировании конфликта. Для всех очевидно, что именно Россия является гарантом обеспечения прав ДНР и ЛНР в рамках международной политики, именно Россия в настоящий момент выполняет роль сдерживающего фактора на евразийском пространстве и препятствует процессам дестабилизации и хаоса, провоцируемым заокеанскими партнерами. Видимо, геополитическое противостояние США и России приобретает новый качественный уровень, от наполнения и результатов которого зависят перспективы развития и стабильности всего мира.