Какая из ветвей христианства возникла раньше — православная или католическая? Споры не смолкают на протяжении многих веков, внося раскол между двумя великими церквями — католической и православной. Возможно, свет на эту загадку могло бы пролить Евангелие от апостола Андрея. Но вот загвоздка: книга считается утерянной. Более того, многие историки убеждены, что ее вовсе не было. Так это или не так, мы попросили ответить Андрея СИНЕЛЬНИКОВА — известного писателя, режиссера, автора книги «Евангелие от Андрея».
— Сам термин «евангелие» переводится как «благая весть» и в принципе лишь описывает жизнь Иисуса Христа. Канонических Евангелий в мире всего четыре: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Но наравне с ними сущест вует более двух десятков Евангелий, не признанных церковью. Как раз к их числу и относится легендарное Евангелие от Андрея. Напомню, Андрей был первым апостолом Христа. Потому он и звался Андрей Первозванный. Брат его, Симон, принял имя Петр, что значит «камень». Его еще величали «скалой, на которой Христос построил свою Церковь». Так вот от этих апостолов Евангелий почему-то не осталось.
— Не исключено. Говорят, что Андрей и Петр были воинами, а не философами или летописцами, потому от них и нет Евангелий. Но это звучит очень неубедительно. Чтобы два ключевых апостола Христа и не оставили о нем воспоминаний? Разгадка может крыться в широко известной фразе, взятой якобы как раз из Евангелия от Андрея: «И спросил Андрей Ионин, ученик Его: «Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном?» И ответил ему Иисус: «Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева».
— Иисус сам признал, что народы Севера безгрешны? Наверное, такая постановка вопроса очень не понравилась бы сегодня адептам западных церквей…
— Совершенно верно. Для Запада неудобно не только Евангелие от Андрея, но и сам апостол: с его именем связаны тайны, пролив свет на которые можно переписывать всю историю христианской церкви с белого листа. Многочисленные апокрифы утверждают, что апостол Андрей, первый из учеников Спасителя, крестил Русь. И это автоматически делает нашу церковь апостольской, то есть снимает с нее любой налет вторичности, как по отношению к Ватикану, так и по отношению к Византии. Поговаривают, будто в секретных архивах Ватикана хранятся документы, свидетельствующие о первенстве святого Андрея. Он крестил Скифию раньше, чем святой Петр Рим. Главенство же Ватикана в католической церкви строится на строгой иерархии, управляемой папой. Ее, как считается, основал первый — по достоинству — из 12 последователей Христа апостол Петр. Это почитается важнейшей истиной, каноном католической церкви: кто его не признает — тот еретик. Но принцип такого верховенства испокон веков оспаривается восточной церковью — византийской, которая исходит из первозванности святого Андр ея, ведь именно его Иисус призвал к себе первым.
— Получается, все дело в церковной политике?
— Конечно! Это главный вопрос: на чьей стороне — католиков или православных — первенство и церковное главенство? Не стану вмешиваться в богословские споры, но достоверно известно, что канонические Евангелия были составлены в IV веке при определяющем влиянии Рима. Вот почему в богословских трудах подвижническая деятельность апостола Андрея оказалась резко усеченной, ее истинное значение смазанным, а деяния апостолов Петра и Павла на Западе, наоборот, выпяченными…
— Но в преданиях говорится, что апостол Андрей посещал Скифию, а не Русь…
— В то время Скифия, по сути, и являлась Русью. Балтийское море — исконное место расселения славян — одно время именовалось Скифским океаном: так его называли географы поздней Античности. Кстати, над русским флотом неспроста развевается Анд реевский стяг. Ведь апостол Андрей не только был рыбаком, но и пришел на Русь по воде, совершив большое путешествие по маршруту Ладога — Нева — Балтийское море.
— А известно достоверно, где именно на Руси побывал Андрей и что увидел?
— На Западе бытует мнение, будто Андрей никогда не был на Руси: дескать, это лишь тщеславная выдумка. Но я много лет занимаюсь изучением этого вопроса и потому могу сказать совершенно точно: Андрей не только побывал на Руси, но и дошел до самой северной ее части — Белого моря. Упоминания об этом путешествии есть в «Повести временных лет». Там прямо говорится: «И сказал св. Андрей: «Видите эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церк вей». Некоторые историки убеждены, что Анд рей поднялся по Днепру до того места, где ныне расположен Киев. Судя по летописям, от Киевских гор апостол отправился к Словенску: сейчас на этом месте находится Великий Новгород. Благословив этот край, он дошел до Валаама, где основал первый на Руси православный монастырь. В честь этого события на Валааме до сих пор стоит каменный крест, вытесанный учениками апостола и благословленный им лично.
— Но откуда такая информация?
— Как ни странно, но о походе апостола Андрея на Валаам рассказывают многочисленные письменные источники. Самый подробный из них — манускрипт «Оповедь», хранящийся в библиотеке Валаамского монастыря. В этом документе говорится: «Св. Андр ей от Иерусалима прошел Голядь, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска и Славянска Великого и, Ладогу оставя, в ладью сев, в Бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, он поставлял по всем местам кресты каменные». Об этом же сообщается и во «Вселетнике» митрополита Иллариона, датируемом 1051 годом. Кроме того, в Хлебниковском летописце и рукописи стольника Мусина-Пушкина рассказывается о путешествии Андрея Первозванного на Святой остров мертвых в Белом море и о его дружбе с волховскими князьями Переем-Тучей и Мунгой. Так что апостол ходил по достаточно обжитому и развитому государству.
— А как вы думаете, что могло скрывать Евангелие от Андрея?
— Нам стало известно, что этим Евангелием интересовались и братья «Общества Иисуса», более известные как иезуиты, и гитлеровское «Аненербе» во главе с профессором Виртом, и спецслужбы многих стран Запада и Востока. Эти серьезные организации зря своего времени не тратили, значит, Евангелие наверняка скрывало какую-то тайну. К сожалению, она пог ребена в веках. Но по косвенным признакам мы можем догадываться, что на самом деле там было написано. Во-первых, Андрей мог оставить воспоминания о том, как он крестил Русь. В таком случае она автоматически становится первокрещенной, причем добровольно. А сказка про крещение «огнем и мечом» оказывается ложью. Во-вторых, Андрей ходил на Соловки, где, согласно мифам и легендам, находится вход в мир духов — вход в Навь, в мир иных, в мир предков и героев. Не исключено, что апостол нашел этот вход: он же был Первозванный, то есть Посвященный высоких степеней. А раз он его нашел, то наверняка описал в своем Евангелии.