Российским автовладельцам в 2020 году предстоит привыкать к новым правилам прохождения техосмотра. Перемены связаны с принятием закона о фотофиксации процедуры ТО. Обязательное фотографирование каждой машины на линии диагностики – компромиссный вариант, к которому пришли правительство и Госдума. Первоначально предлагалось ввести видеозапись. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) объясняют решение тем, что видео можно подделать и смонтировать, а фото, на котором указано место и время съемки, сфальсифицировать нельзя.
Власти считают, что нововведение поможет навести порядок на рынке – ликвидирует мошеннические схемы при оформлении диагностических карт и снизит коррупцию в этой сфере. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя документ, также выразил уверенность, что усиление контроля за техосмотром сократит количество ДТП, причиной которых становятся неисправные автомобили.
Справедливая цена
Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов рассказал журналистам, что изменится для всех участников рынка, включая автовладельцев. По его словам, основная цель поправок – противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения ТО. По новым правилам карты будут вноситься в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) в форме электронного документа с заверением усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта. Кроме того, операторы ТО должны передавать в ЕАИСТО фото автомобиля с указанием координат места нахождения, даты, времени начала и окончания проведения процедуры техосмотра.
Еще один барьер для мошенничества и коррупции – введение методики расчета значения пропускной способности пунктов ТО. Иными словами, на диагностику каждой машины будет отводиться определенное время. Ударный труд не приветствуется: за рабочую смену через ПТО должно проходить не больше автомобилей, чем определено нормативом.
Закон закрепляет за РСА полномочия осуществлять аккредитацию операторов технического осмотра в форме документарной проверки и в форме выездной проверки. Поводом могут стать публикации СМИ о нарушениях правил технического осмотра. Кроме того, вводится государственный контроль (надзор) со стороны ГИБДД, сотрудникам которой вменено в обязанность участвовать в ТО пассажирских автобусов. Также они получили полномочия для проведения контрольных закупок на пунктах техосмотра, что важно для противодействия коррупции и выявления мошеннических схем. Не факт, что все меры оправдают себя, но одно Сергей Ефремов знает определенно – стоимость прохождения ТО должна повыситься. По его словам, «справедливая» цена техосмотра составляет около 1 тысячи рублей. Примерно столько платят, например, автовладельцы в Приморском крае. Но есть регионы, где затраты на прохождение ТО существенно ниже. В Дагестане – 305 рублей, в Тюменской области – 290 рублей, в Москве – около 700 рублей.
Отметим, что ценообразованием в этой сфере занимаются власти субъектов Федерации. Сейчас они ориентируются только на «верхнюю планку», установленную законом. «Нижней планки» не существует в принципе, а она нужна. Сергей Ефремов считает, что без нее не обойтись, в противном случае многие ПТО после введения суточных лимитов на прохождение техосмотра окажутся нерентабельными и уйдут с рынка.
Не в те руки
В прошлом году, согласно данным ГИБДД, произошло около 6 тысяч ДТП по причине эксплуатации неисправных автомобилей. Общее же количество аварий составило примерно 160 тысяч, говорит доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им Г. В. Плеханова Алексей Яшкин. Таким образом, доля ДТП, случившихся из-за технических проблем, не превышает 4%. «Много это или мало, можно трактовать по-разному, но пока в ДТП по причине технического состояния автомобиля будут погибать или становиться инвалидами люди, с этим необходимо бороться», – подчеркнул эксперт.
По его словам, в правилах проведения ТО транспортных средств, утвержденных постановлением правительства РФ в декабре 2011 года, закреплены 82 показателя, характеризующих состояние автомобиля, которые позволяют выявить практически все неисправности. Перечень, можно сказать, исчерпывающий. Узкое место – организация самого технического осмотра. Количество «купленных» диагностических карт по некоторым оценкам достигает 80%, отметил Алексей Яшин.
«В рамках борьбы с коррупцией 6 лет назад ГИБДД лишили права контроля за проведением техосмотра в пользу операторов ТО, то есть передали в частные руки. При этом функции и права переданы были, а ответственность – нет, что, по сути, является грубейшим нарушением принципов управления, породило и будет порождать коррупцию в этой сфере», – продолжил Алексей Яшин.
Он считает, что исправить просчет можно двумя способами – либо вернуть в полном объеме полномочия ГИБДД, либо внести изменения в антикоррупционное законодательство, наложив на организации, проводящие техосмотр, все требования и ограничения, предусмотренные 273‑ФЗ «О противодействии коррупции в Российской Федерации».
Фото на долгую память
«Технический осмотр автотранспортных средств давно превратился в фикцию, поэтому его и не воспринимают всерьез. Это побор, санкционированный государством, смысл которого утрачен и непонятен», – заявил «Профилю» президент Общества потребителей автотехники России Антон Недзвецкий. Примерно 80% автовладельцев покупают техосмотр вместе с ОСАГО. Это несложно – достаточно задать поисковый запрос о приобретении диагностической карты, и в свободном доступе окажутся десятки предложений о ее приобретении без показа автомобиля, с внесением в ЕАИСТО.
Но из года в год такая причина ДТП, как техническая неисправность транспортных средств, фиксируется на уровне нескольких процентов. Статистика наверняка была бы больше, если бы техническое состояние всех транспортных средств, попавших в ДТП, исследовалось. Есть объективные причины, почему неисправных машин на дорогах становится все больше. В кризис доходы населения падают, автопарк не обновляется, на ремонте и техобслуживании многие вынуждены экономить, утверждает Антон Недзвецкий.
Но в любом случае существующая система технического осмотра неэффективна, полагает он. Какой-либо сформированной судебной практики по привлечению к ответственности операторов ТО за аварии и катастрофы, произошедшие по причине технической неисправности автомобиля, даже если это случилось немногим позже выдачи диагностической карты, нет.
«Реформа системы ТО необходима, и принятый законопроект недостаточно жесток. Правила фотофиксации автомобиля на пункте техосмотра – это возврат к практике прошлых лет», – считает Антон Недзвецкий. Шаг правильный, поскольку эта мера когда-то способствовала реальному предоставлению автомобилей на пункты ТО, хотя и не решила проблему полностью, поскольку определить, проводится ли ТО, по фотоснимку невозможно, напоминает эксперт.
Окончательный диагноз
Сколько реально происходит ДТП из-за технических неисправностей, достоверно неизвестно, соглашается с коллегой руководитель аналитической службы Национального общественного центра безопасности движения (НОЦБД) Андрей Веселков. «На месте это определить сложно, ведь средств диагностики у ГИБДД нет. Так что причины ДТП инспекторы определяют «на глаз». Им проще написать «не справился с управлением» или что-то подобное. Расследование и экспертиза технического состояния ТС проводятся только при выяснении обстоятельств тяжких аварий и катастроф на дорогах», – поясняет он.
Систему техосмотра можно или нужно отменить, уверен Андрей Веселков. Другое дело – реальный, а не бумажный техосмотр автобусов и пассажирских такси, а также грузовиков, особенно тяжелых. Неисправность этих транспортных средств, как правило, приводит к резонансным ДТП, о которых известно общественности. Для легковых машин, по мнению эксперта, можно оставить добровольный техосмотр, который можно будет проходить по пробегу, установленному производителем, а не по календарным срокам.
Логично, чтобы владелец машины получал диагностическую карту в автосервисе, предварительно устранив выявленные при диагностике неисправности. Если же он обслуживает свое авто сам, то тогда должен будет пройти техосмотр у оператора, полагает Андрей Веселков. Но в этом случае автосервисы и пункты ТО должны нести ответственность за выдачу заведомо ложных заключений. «В идеале транспортное средство на всем протяжении его жизненного цикла должен сопровождать производитель, обеспечивая безопасность и техническую исправность», – резюмировал эксперт.