Как скажется на поездках в летние лагеря запрет на групповые детские перевозки в автобусах старше десяти лет, вступающий в силу с 1 июля? Насколько повысятся цены на аренду автобусов из-за чемпионата мира по футболу? Почему именно маршрут Москва - Петербург выбран пилотным маршрутом, на котором детей в поездах будут перевозить без взрослых, в сопровождении проводников? В преддверии школьных каникул эти и другие вопросы эксперты обсудили на круглом столе "Известий".
В ЛАГЕРЯ - СВОИМ ХОДОМ
"Известия": С 1 июля 2018 года вводится запрет на перевозку организованных групп детей в автобусах, выпущенных больше десяти лет назад. Пока это касается автобусов до 5 т, с октября ограничение затронет уже все автобусы. Хватит ли новых автомобилей для перевозки школьников в летние лагеря? И сколько машин уже не прошли проверку?
Станислав Измайлов: "Мосгортранс" ежегодно принимает участие в организованных перевозках групп детей. В этом году мы пока справляемся с объемом. На предприятие поступили 170 предварительных заявок на перевозку организованных групп детей. Весь подвижной состав соответствует действующим требованиям постановления правительства № 1177. Пока у нас лишь 40 автобусов, которые не допустят к перевозкам.
В 2017 году мы обновили парк - в эксплуатацию поступили автобусы Setra. В этом году их задействуют в обслуживании чемпионата мира по фут болу и в перевозке детских групп.
"Известия": Сколько заявок было в прошлом году?
Станислав Измайлов: Более 300.
"Известия": Сколько в Москве автобусов старше десяти лет?
Станислав Измайлов: В Москве есть и коммерческие перевозчики, о них я ничего не могу сказать. В ГУП "Мосгортранс" из 6,7 тыс. линейных автобусов около 10% старше 10 лет, это 600-670 единиц. При организации городских линейных пассажирских перевозок возраст не говорит о качестве автобусов: все исправны, проходят технический контроль перед выходом на линию. Вместе с тем мы постоянно обновляем парк подвижного состава. До конца года мы планируем получить около 500 новых автобусов. Это позволит нам заменить устаревшие.
"Известия": А какова ситуация в регионах?
Наталья Агре: Ситуация крайне тяжелая, автобусный парк очень старый. Но не всегда возраст автобуса - ключевой фактор, большое внимание должно уделяться именно техническому осмотру и ремонту. И новый автобус можно содержать так, что он не будет соответствовать требованиям.
Автобусы должны быть оборудованы специальными удерживающими устройствами. Это не только ремни, но и специальные сиденья для детей дошкольного возраста. Проблема в том, что требование есть, но выпускать такие автобусы будут только через два года.
"Известия": Получается, в большинстве автобусов нельзя перевозить детей ростом до 120 см?
Наталья Агре: Да. На это жалуются министерства образования в регионах. Это серьезная претензия, потому что мы еще больше подталкиваем родителей к отказу от групповых перевозок в пользу перевозки самостоятельной.
"Известия": К чему готовиться организаторам лагерей и родителям этим летом? Будут ли сложности, связанные с перевозками?
Елена Сутормина: Автобусов не хватает, перевозчики поднимают цены.
Станислав Измайлов: Проблема одна: ограниченное количество автобусов. У нас их немного. С учетом запланированных на летний период мероприятий общероссийского и общегородского масштаба будем вынуждены ограничивать выполнение заявок.
"Известия": Родители должны быть готовы к тому, что в лагерь им придется отвезти ребенка самим? И надо ли в этой ситуации руководителям лагерей заранее заказывать транспорт?
Станислав Измайлов: Пока свободные транспортные средства есть. Но дело в том, что для нас приоритетно выполнение постановления правительства Москвы об организации перевозок детей во время летних школьных каникул. Участие "Мосгортранса" регламентировано соответствующим городским постановлением. В прошлом году оно вышло 26 мая. В этом году по состоянию на апрель проект постановления проходил согласование. Мы максимально будем оттягивать срок приема заявок, пока не получим постановление, чтобы понимать, какое именно задание для нас запланировал город. Но мы можем оказаться в ситуации, когда примем заявки на даты, а потом, получив распределительный городской документ, будем вынуждены отказывать. Чтобы обеспечивать то, что запланировал город.
Елена Сутормина: Мой прогноз таков: некоторым родителям придется самим везти детей в лагеря. При этом не у всех есть возможность, машины. Но есть и другой вариант - я думаю, сроки введения ограничений для старых автобусов могут опять перенести.
ПОЕЗДКА БЕЗ ОПАСНОСТИ
"Известия": Как скажется ужесточение правил перевозки детей на количестве ДТП? И снижается ли число жертв аварий среди детей?
Наталья Агре: За десятилетие наезды на детей-пешеходов сократились на 50%. Образовательная работа с детьми дает результаты: детей-пешеходов меньше сбивают, количество ДТП, когда детей сбивают по их вине, значительно меньше. А вот структура ДТП с детьми-пассажирами другая: за десять лет сокращение только на 10%. Среди погибших все большую и большую долю занимают дети-пассажиры. Нужно очень серьезно подойти к групповым перевозкам. Отмечу, что в школьных автобусах за 2017 год не погиб ни один ребенок. За четыре месяца 2018 года погибли 85 детей-пассажиров и опять ни одного случая со школьным автобусом.
Елена Сутормина: По данным МВД, доля ДТП при осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами относительно общего количества ДТП с автобусами в 2017 году - 0,35%.
"Известия": Как в регионах обеспечивают безопасность групповых детских перевозок?
Наталья Агре: В регионах разные экономические ситуации. Состоятельные и не очень регионы часто находят свои решения. По заявке, если едет не меньше трех автобусов, их сопровождает автомобиль Госавтоинспекции. Но есть регионы, где руководители ГИБДД принимают решение сопровождать каждый автобус.
Последние два года велась серьезная информационная работа, в первую очередь с Минобразования и ГИБДД, направленная на организацию перевозок. Мы составили пошаговое руководство. Часть регионов выделили транспортные компании, на которые стали опираться.
"Известия": В каких регионах ситуация с перевозкой детей наиболее благополучная, а в каких есть проблемы?
Елена Сутормина: Лучше всего в Москве и Санкт-Петербурге. Тут и средства другие. Сейчас хороший автобус стоит 20-30 млн рублей, окупаемость десять лет и более. Рынок наводнили автобусы китайского производства.
У экспертов сразу возник вопрос, почему нельзя пользоваться автобусами старше десяти лет. Если это был качественный автобус, который регулярно обслуживают и проверяют.
Состоялся координационный совет по развитию туризма, который возглавляла Ольга Голодец. Там она беседовала с замминистра транспорта. Вот ситуация: закупаются автобусы, и производитель в паспорте пишет, что срок службы транспортного средства 28 лет. Как с ними быть, если через десять лет их нельзя использовать?
В итоге многие регионы отказываются от групповых перевозок детей. Потому что вывезти школьников на ту же экскурсию очень сложно. К нам поступает много обращений на эту тему.
"Известия": Насколько в регионах снизилось количество экскурсий?
Елена Сутормина: По данным Общественной палаты, на 50%, а в некоторых регионах - еще больше, потому что там пошли по пути запретов.
Вот пример: из подмосковного города автобус уехал в Санкт-Петербург и там сломался. По существующим требованиям невозможно обратиться к транспортной компании в Санкт-Петербурге, не разработаны положения и нормы Минтрансом. Поэтому необходимо ждать, чтобы приехал автобус из города отправления.
Чтобы решить проблему детских перевозок, нужна, на наш взгляд, большая федеральная программа. Потому что автопарк во многих регионах старый.
"Известия": На железной дороге будут какие-то изменения в перевозке детей?
Петр Иванов: Мы рассматриваем возможность внедрения услуги сопровождения ребенка проводником.
"Известия": То есть ребенка можно будет отправить одного, без взрослых?
Петр Иванов: Да, мы сейчас прорабатываем нормативную базу по проведению пилотного проекта на направлении Москва - Санкт-Петербург, там минимальное количество остановок в пути следования.
"Известия": Вы успеете к лету?
Петр Иванов: Пока не могу сказать. Мы не хотели бы торопиться в этом вопросе, потому что, беря ответственность за ребенка, хочется подойти к этому предельно внимательно. У авиакомпаний давно есть такая услуга. Но особенность авиации в том, что ребенок находится в общем пространстве и не может выйти с момента отправления до прибытия. В поезде ситуация несколько иная, поэтому нужно более внимательно разработать регламенты и правила, более тщательно отобрать проводников, которые будут этим заниматься. Но могу уже точно сказать, что пилотным маршрутом будет Москва - Петербург. Такая услуга уже предоставляется в "Сапсане".
"Известия": Но даже на маршруте Москва - Петербург есть остановки. Приставленный к ребенку проводник не будет выходить из купе? Петр Иванов: Именно эти вопросы мы должны решить. Но запирать детей точно не планируем.
ПРОПУСКНАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ
"Известия": Трудности этим летом возникнут только с автобусными перевозками? На железной дороге таких проблем нет?
Петр Иванов: У всех перевозчиков примерно одинаковые проблемы в летний период, поэтому могу присоединиться к Станиславу Владимировичу с рекомендацией организаторам и родителям планировать поездки заранее. Чем раньше они подадут заявку, тем больше шансов.
"Известия": Министерство образования заранее предоставляет ФПК информацию о количестве детей, которых надо перевезти в летний период?
Петр Иванов: При организации детских перевозок мы взаимодействуем с организаторами поездок на местах. Они подают заявки в железнодорожные агентства, которые расположены в наших филиалах. Мы стараемся удовлетворять их независимо от срока поступления, но чем раньше заявка поступает, тем больше времени у нас остается для планирования.
"Известия": Сколько детей вы перевезли прошлым летом?
Петр Иванов: Порядка 500 тыс. с мая по сентябрь. В этом году цифры на уровне прошлого года. А по решению гендиректора РЖД мы предоставляем скид-кув50%детямот Юдо 17лет.
В 2017 году 27 специальных составов было выделено под организованные детские группы. В этом году мы выделили 29 таких составов и рассчитываем, что они в полном объеме удовлетворят потребность в перевозках.
Места под организованные детские группы мы резервируем не только в специальных составах, но и в обычных регулярных поездах. В этом году планируем перевезти около 480 тыс. пассажиров организованных детских групп.
"Известия": Скидка только для организованных групп детей?
Петр Иванов: Для всех детей, которые едут в плацкарте. На купе мы скидку предоставляем с 25 мая по 1 июня и с 25 августа по 1 сентября. Пять дней до начала летнего сезона и пять дней в конце. На плацкарт скидка действует все лето и для организованных детских групп, и для обычных пассажиров.
"Известия": Могут ли организаторы поездок столкнуться с тем, что на самые "горячие" южные направления просто не будет билетов?
Петр Иванов: Могут. Технологически пропускная способность железной дороги ограничена производственными возможностями. Такое бывало и в прошлом году. В пик сезона спрос превышает предложение: и самолетов, и поездов не хватает на это время. Ни одна транспортная компания не будет покупать подвижной состав, который перевозит пассажиров только две недели в году, а остальное время простаивает. Естественно, существует определенный дефицит на пиковые даты.
ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
"Известия": Есть особые дополнительные требования к подготовке водителей и проводников на железной дороге при перевозке детей?
Станислав Измайлов: Постановлением № 1177 установлены требования к допуску водителей при организованной перевозке групп детей: отсутствие административных нарушений у водителя и непрерывный стаж работы на предприятии более года. На предприятии "Мосгортранс" более 16 тыс. водителей. Мы устанавливаем даже более жесткие требования к отбору водителей, потому что понимаем, как это важно. Наши внутренние требования: стаж работы более трех лет, отсутствие нарушений должностной инструкции, ПДД, а также аварий. Допускаются водители, прошедшие курсы по соответствующим направлениям в нашем филиале "Учебно-курсовой комбинат". С конца 2017 года мы запустили программу по контраварийному вождению. Другими словами, к перевозке детей допускаются лучшие из лучших водителей, имеющие самый высокий класс, разряд и опыт работы.
Петр Иванов: Подбираются наиболее квалифицированные проводники, но у нас нет требований к стажу работы именно в ФПК. Проводники, которые занимаются обслуживанием детей, проходят специальную подготовку, мы их тестируем. То же самое касается первой доврачебной помощи, но если едет организованная группа детей, их обязательно сопровождает медработник. Если есть профессиональный медработник, родителям будет спокойнее. Также есть сопровождающий и старший группы или несколько сопровождающих. Контроль за детьми осуществляется в полной мере.
Но у меня убедительная просьба к родителям - не давайте детям скоропортящиеся продукты. Во всех поездах, которые перевозят организованные детские группы, есть вагон-ресторан. Абсолютное большинство организаторов заранее заботятся о том, чтобы у детей было горячее питание в вагоне-ресторане, и закладывают его в стоимость путевки. Но каждый год находится кто-то, кто дает детям с собой курочку, яичко, или те, кто выбегает на промежуточных остановках, чтобы купить что-то с рук.
Наталья Агре: Водителей, которые работают на детских перевозках, в регионах очень часто хорошо знают, особенно тех, кто водит школьные автобусы. Это любимые детьми люди. Они их встречают, провожают, знают.
ДОРОГАЯ ДОРОГА
"Известия": В этом году многие транспортные компании значительно повысили цены на время чемпионата мира. Раньше час стоил в среднем 1,2 тыс. рублей, теперь 5 тыс., минимальное время перевозки увеличили до 20 часов. Получается, что один трансфер в подмосковный лагерь будет стоить 100 тыс. рублей. "Мосгортранс" может решить эту проблему?
Станислав Измайлов: В "Мосгортрансе" повышений цен из-за предстоящих мероприятий не было. У нас есть ежегодное увеличение, заложена минимальная рентабельность. Стоимость часа зависит от автобуса. Минимальное количество часов в заказе не поменялось: 4 часа поездки плюс 2 часа на подачу к месту и возвращение в парк. 6 часов транспортной работы. Час работы автобуса ЛиАЗ 5256.13 или 5256.23 стоит 1,7-1,9 тыс. рублей. На новых автобусах марки Setra 2017 года поставки тариф в 1,5 раза выше - в районе 3 тыс. рублей. Но это не заоблачные цены.
Елена Сутормина: Цены повышают частные транспортные компании.
"Известия": Потому что "Мосгортранс" не может обеспечить все перевозки?
Станислав Измайлов: Да, не можем, потому что они сезонные.
"Известия": Должна ли в эту ситуацию до начала летнего сезона вмешаться ФАС? Елена Сутормина: Должна. Я обращалась к ним и в правительство по поводу завышенных цен. 100 тыс. за перевозку детей - заоблачная цена. Кроме того, повышение стоимости перевозки приведет к повышению стоимости путевки в лагеря.
"Известия": В чем главная причина всех проблем детских групповых перевозок?
Наталья Агре: У нас есть информационный диссонанс. С одной стороны, Министерство образования отвечает за то, чтобы дети ездили, повышали культурный уровень, занимались спортом, музыкой, танцами. С другой стороны, есть Госавтоинспекция, которая определяет госполитику и отвечает за безопасность. Минтранс регламентирует организацию перевозки, требования к водителю и транспортным средствам.
Наверное, это основная проблема, потому что организацией групповых перевозок детей уже года три плотно занимаются несколько ведомств - и Минтранс, и Минобрнауки, и Госавтоинспекция. Но когда принимаются определенные решения, они долго и не очень ясно доносятся.