Роструд и Ространснадзор выявили нарушения у авиакомпании "СиЛА". Она эксплуатировала самолёт L-410, совершивший 12 сентября жёсткую посадку в Иркутской области. В частности, пилоты компании неоднократно превышали допустимую высоту полётов. Опрошенные "Известиями" эксперты назвали эти нарушения грубыми. Основными версиями трагедии, произошедшей 12 сентября с самолётом компании, следствие считает ошибку пилотирования и отказ техники. В подробностях случившегося разбирались "Известия".
По данным "Спарк", которые изучили "Известия", в январе 2021 года Роструд и Ространснадзор выявили несколько нарушений у авиакомпании "СиЛА", которая выполняла рейс на самолёте L-410, совершившем 12 сентября жёсткую посадку в Иркутской области.
Как указано в представленных в базе результатах проверок, среди нарушений значатся невыполнение проверки свободного хода управления самолётом перед взлётом, неточное выдерживание заданных высот полёта, а также полёт на высотах, превышающих допустимые. Кроме того, используемая компанией система управления безопасностью полётов не обеспечивала выявления потенциальных угроз, свидетельствуют данные в базе "Спарк".
Все эти нарушения - грубые, считает генеральный директор компании "Альянс авиационных технологий "Авинтел"" Виктор Прядка.
- Отклонение от воздушного коридора может стать причиной столкновения двух бортов в воздухе. А проверка самолёта перед вылетом - вообще святая святых всех пилотов. Нужно полностью следовать регламенту эксплуатации воздушного судна. Его нарушение грозит разрушением самолёта, - отметил эксперт.
"Известия" направили запросы в авиакомпанию, Ространснадзор и Роструд с просьбой сообщить, были ли устранены эти нарушения.
ЛЮДИ ИЛИ ТЕХНИКА
Пассажирский самолёт L-410 совершил жёсткую посадку в тайге Иркутской области вечером 12 сентября. Трагедия случилась при заходе на посадку у села Казачинское. На борту находились 16 человек. В результате происшествия погибли четверо, в том числе пилот, 10 человек были госпитализированы.
Работы по освобождению людей, оставшихся зажатыми в корпусе воздушного судна, завершились 13 сентября, сообщается на сайте местного управления МЧС. По данным Минздрава, трое из госпитализированных находятся в тяжёлом состоянии, а семеро - в состоянии средней тяжести. Оставшимся двум пассажирам медики оказывали помощь амбулаторно.
Вечером 12 сентября Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту крушения самолёта L-410 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил эксплуатации и движения воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц"). Глава СК Александр Бастрыкин взял расследование аварии на контроль.
Сейчас следствие рассматривает две версии произошедшего: ошибка пилотирования при выполнении маневрирования на посадке и отказ техники. Об этом сказано на сайте Следственного комитета РФ.
- Это надёжный самолёт. Трудно точно определить, что могло произойти, но я склоняюсь к тому, что это отказ техники. Учитывая, что он совершил вынужденную аварийную посадку вне аэродрома, что-то могло произойти как с двигателем, так и с топливом. То есть, видимо, возможности продолжить полёт не было, - считает заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.
К этой же версии склоняется и Виктор Прядка. Впрочем, по мнению эксперта, трагедия могла произойти и из-за совокупности факторов - отказа двигателей и ошибки пилотов.
- По статистике, причиной порядка 80% всех авиапроисшествий является человеческий фактор, - отметил гендиректор ассоциации гражданской авиации "Аэропорт" Виктор Горбачёв. - Отказ техники маловероятен, но на этот случай пилоты проходят обучение посадке в условиях неполадок с электроникой. Другой вопрос, что на подготовке экипажа иногда экономят. Более того, зарплата пилотов зависит от регулярности рейсов, экономии топлива и других факторов, поэтому они могли решиться на посадку в опасных условиях, руководствуясь именно материальным фактором.
"Известия" направили запрос в авиакомпанию "СиЛА". На момент выхода материала там не ответили.
ПОД ЧЕШСКИМ КРЫЛОМ
Совершивший жёсткую посадку 12 сентября в Иркутской области двухдвигательный турбовинтовой региональный самолёт L-410 UVP-E20 с бортовым номером
RA-67042 принадлежит ООО "Аэросервис". "Сибирская лёгкая авиация" ("СиЛА") приобрела эту компанию в 2019 году. Ространснадзор начал внеплановую проверку "Аэросервиса", сказано на сайте службы.
Гендиректор обеих компаний - Андрей Богданов, которому принадлежит 36% акций "СиЛА". Другими владельцами авиакомпании, по данным "Спарк-Интерфакс", в равной степени являются гендиректор авиакомпании "ИрАэро" Юрий Лапин (32%) и совладелец аэропорта Мама в Иркутской области Владимир Миронов (32%).
По данным Росавиации, во флоте двух авиакомпаний эксплуатируется десять L-410: три у "Аэросервиса" и семь - у "СиЛА". Машина предназначена для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими взлётно-посадочными полосами. Самолёт рассчитан на перевозку до 19 пассажиров или 1,8 т груза на расстояние до 1,5 тыс. км. "Аэросервис" на этих бортах летает из Читы в Краснокаменск, Иркутск и Мензу через Красный Чикой, следует из опубликованного расписания рейсов на официальном сайте перевозчика. В отчётности "Аэросервиса" за 2020 год сказано, что маршруты и частота полётов определяются министерством территориального развития Забайкальского края, а расписание рейсов согласовывается ежемесячно.
Производство чешских самолётов L-410 в 2016 году было локализовано Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) в России, в "Титановой долине" в Свердловской области. Весной этого года российские авиакомпании эксплуатировали 35 таких самолётов, из них 21 - производства УЗГА.
По словам представителя УЗГА Олега Богомолова, завод в 2014-м не производил эти самолёты и не располагает сведениями, какая навигационная система может быть установлена на самолёт L-410 этого года выпуска.
- Но можно с уверенностью сказать, что на самолётах L-410 2014 года выпуска устанавливалась навигационная система, сертифицированная и допущенная к эксплуатации в установленном порядке, - сказал он "Известиям".
По данным СМИ, пострадавший при жёсткой посадке самолёт с бортовым номером RA-67042 был собран в 2014 году на заводе чешского производителя Aircraft Industries, принадлежащего российской Уральской горнометаллургической компании (УГМК). Машина начала выполнять коммерческие полёты в 2015 году. Этот борт бы л приобретён в финансовый лизинг через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК, 100% принадлежит Минтрансу) при помощи "Норильского никеля" и правительства Забайкальского края. Летом 2014-го они подписали соглашение о совместном финансировании покупки самолёта L-410UVP-E20 общей стоимостью 206 млн рублей по схеме "50 на 50".