Во вторник, 28 августа, в Музее Москвы в рамках VII Московского кинофестиваля российского кино «Будем жить!» состоялась презентация Московской кинокомиссии для режиссеров.
Еще год назад в Москве существовала реальная проблема. Из-за многочисленных административных «рогаток» в столице постепенно снижалось количество киносъемок. Режиссеры и продюсеры тратили много времени для того, чтобы согласовать возможность съемок на улицах города в десятках инстанций. Причем сталкивались с этими барьерами не только российские, но и иностранные съемочные группы, которые предпочитали снимать наш замечательный город в Праге или Будапеште.
Между тем в современной Москве сегодня есть самые разные локации — от классической архитектуры до модернизма, есть самое красивое в мире метро, станции которого сильно смахивают на дворцы, существуют большие съемочные павильоны, в наличии все необходимое оборудование, студии постпродакшена и талантливые англоязычные актеры разных этнических групп.
В конце концов, больше года назад с идеей создания кинокомиссии, которая могла бы на себя взять согласование всех административных проволочек, к мэру Москвы Сергею Собянину обратилась генеральный директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе.
— Москва — один из самых благоустроенных городов мира, — считает она. — Проблемы безопасности остались далеко в 90-х, а разница в валютных курсах делает Москву удобной по сравнению с большинством европейских кинолокаций. Тем более, что снимая Москву в других странах, невозможно передать дух нашего уникального мегаполиса. К тому же здесь множество архитектурных стилей, похожих на другие города, что удобно и экономно для съемок.
Сергей Собянин поддержал инициативу, выразив уверенность, что «современная Москва достойна того, чтобы ее чаще снимали в кино». Он не просто запустил работу Московской кинокомиссии на базе Департамента культуры города Москвы и организации «Московское кино», но и учредил приз мэра «За создание образа Москвы в киноискусстве».
На днях, кстати, этот приз получили сразу три картины — фильм «Большой» Валерия Тодоровского, второе место досталось Федору Бондарчуку за картину «Притяжение», а третье — Александру Войтинскому за фильм «Дед Мороз. Битва магов».
Сегодня кинокомиссия уже активно оказывает помощь в организации киносъемок.
— Одна из неожиданных проблем, с которой мы столкнулись, — говорит Светлана Максимченко, ответственный секретарь кинокомиссии, — это необходимость воспитания ответственности у самих производителей фильмов. Бывает так, что группа просит перекрыть для съемок одну полосу на дороге, а блокирует движение на мосту целиком.
На все согласования между инстанциями и предоставление итогового разрешения на проведение киносъемок сегодня тратится не больше 30 дней. Соискателю же в заявлении нужно всего лишь указать реквизиты компании, название фильма, фамилии продюсера и режиссера, желаемые места проведения съемок и сроки. Само содействие в организации киносъемок (быстрая обратная связь) осуществляется в течение одного рабочего дня. На содействие в выборе локаций уходит максимум семь дней. Столько же на предоставление списка рекомендуемых аккредитованных продакшн-компаний.
В тестовом режиме работа кинокомиссии проводилась в течение всего прошлого года, но официальным днем ее рождения стало 20 февраля 2018 года — дата выхода распоряжения правительства Москвы. Поддержку на сегодня получили уже 115 картин.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Светлана Максимченко, генеральный директор ГБУК «Московское кино», ответственный секретарь кинокомиссии:
— Для нас важна популяризация имиджа Москвы во всем многообразии. В соответствии с мировыми стандартами консультация и помощь Московской кинокомиссии в доступе к локациям являются бесплатными.
КСТАТИ
Съемки картины «Один день Ивана Денисовича», которые недавно прошли на Васильевском спуске, смогли состояться только при участии кинокомиссии. Ведь для того чтобы Глеб Панфилов смог снимать рядом с Казанским собором, пришлось перекрывать часть Кремлевской набережной.
ЦИФРА
115 кинокартин отечественных и зарубежных кинематографистов уже получили поддержку кинокомиссии в этом году после проведения ее заседаний.