В деньгах или в их количестве ?
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Эльза Лествицкая. Psychologies
Когда кто-то произносит фразу «Не в деньгах счастье», так и тянет продолжить: «…а в их количестве». Многие уверены, что увеличение доходов сделает нас счастливее. Так ли это?
Когда мы говорим «много денег», то понимаем под этим обычно «возможность иметь и делать то, что хочется». Исполнение желаний – разве это не прекрасно? Однако социологам так и не удалось установить прочной связи между понятиями «быть счастливым» и «обладать большим количеством денег». Некоторые даже полагают, что ее вообще нет.
СЧАСТЬЕ НЕ КУПИШЬ
Но почему? Вот что думает об этом доктор психологии Джереми Дин, автор книги Убей привычку, создай привычку (Эксмо-Пресс, 2017).
1. Деньги — категория относительная. Нас не особенно волнует фактический уровень дохода, если мы зарабатываем больше знакомых. Но по мере того как повышается наш доход, в окружении все чаще появляется кто-то богаче нас. И это сравнение многих расстраивает.
2. Даже такие крупные приобретения, как дома и машины, приносят лишь кратковременное удовольствие. Увы, стремление к материальным ценностям растет едва ли не быстрее заработной платы. Поэтому те, кто владеет предметами роскоши, нисколько не счастливее других. Более того, доказано, что жажда потребления отнимает способность радоваться жизни.
3. Стать богаче вовсе не означает наслаждаться жизнью. Тем, кто много зарабатывает, некогда развлекаться. Все их время занимает работа, которая вызывает стресс и нервное напряжение. Мы совершаем ошибку, известную под названием «иллюзия фокусировки»: размышляя о том, сколько нам заплатят, представляем, как потратим эти деньги на приятный отдых. В действительности же, стараясь увеличить доход, мы тратим все больше времени на работу.
Но если деньги не приносят счастья, большинство давно должно было в этом убедиться. Однако это не так. В чем дело? Объяснение предложил нобелевский лауреат психолог Даниель Канеман: мы верим, что деньги делают нас счастливее, потому что в погоне за ними достигаем ощутимых успехов: нас повышают в должности, мы покупаем двухэтажную квартиру и можем заявить: «Я молодец, смотрите, чего я добился!» На самом деле деньги и статус приносят не счастье, а удовлетворение. По той же причине недостоверна и значительная часть социологических опросов о счастье: вместо него оценивается уровень удовлетворенности.
МАТЕРИАЛИЗМ И САМООЦЕНКА
Ставить материальные ценности во главу угла могут и обладатели небольшого достатка, и миллионеры – но всеми ими движет неудовлетворенная потребность в безопасности, утверждает специалист по психологии материализма Тим Кассер, автор книги Быть или иметь? (Манн, Иванов и Фербер, 2015). Термин «материализм» он употребляет не в привычном смысле – «учение о первичности материи», а в значении «приоритет материальных благ». Такую стратегию выживания используют те, кто пытается избавиться от мучительного чувства тревоги. Материалисты часто вырастают в семьях с жестким стилем воспитания, который обычно негативно влияет на самоуважение. Поэтому материалистические ценности часто сочетаются с низкой самооценкой. Если такой человек добивается своих целей — делает карьеру, зарабатывает миллион, — он испытывает к себе позитивные чувства. Но они, увы, недолговечны, а его самоуважение неустойчиво. Скоро перед ним встают новые вызовы и угрозы, которые легко могут «уронить» его самооценку. Это так называемое условное самоуважение, которое зависит от внешних факторов, таких как деньги, статус, восхищение окружающих. Поэтому, резюмирует Тим Кассер, погоня за материальными ценностями — неэффективная стратегия борьбы с трудностями. Если она и позволяет на короткое время улучшить свое самочувствие, то в долгосрочной перспективе только обостряет ощущение незащищенности. На первый взгляд это может показаться противоречием, однако прочную уверенность нам придает как раз то, что нельзя пощупать руками, купить и продать: отношения с близкими, увлеченность своим делом. «Люди с «мышлением бедности» работают, чтобы выжить, покупают вещи, которые им необходимы, а не те, что действительно нравятся, – замечает психолог и финансовый консультант Виталия Шарлай. – Успешные зарабатывают для того, чтобы самореализовываться, заниматься тем, что по душе, и тратить деньги на то, что любят».
ДЕЛАТЬ ВЫБОР
Деньги сами по себе не гарантируют полного благополучия. Однако трудно чувствовать себя счастливым, когда голова занята мыслями о том, как обеспечить себе прожиточный минимум. У поговорки «не в деньгах счастье» есть и другое продолжение: «...но и без денег счастья нет». Когда что-то не получается, есть два пути. Первый – взять ответственность на себя, признать, что у нас нет пока нужных знаний, чтобы преуспеть. «Это сложно, приходится принять свое несовершенство и пойти учиться у тех, кто разобрался в теме, – подчеркивает финансовый эксперт Роман Аргашоков, автор книги Деньги есть всегда (Бомбора, 2016). – Есть и второй путь – найти виноватого «вовне». Это могут быть как отвлеченные враги, конкуренты, кризис, отсутствие программ поддержки бизнеса, занятость всех ниш, так и вполне конкретные налоги, работодатель или правительство». Изменить что-то мы можем только в первом случае. Даже в ситуации мирового экономического спада есть выбор: рассматривать эти обстоятельства как личную неудачу или как возможность развития, бояться за свою семью или верить в то, что трудности сплотят ее еще больше, бороться в одиночку или обращаться за помощью, опираться на прежний опыт – или приобретать новый. «Грамотно распоряжаясь финансами, можно не только существенно снизить расходы, но и значительно увеличить толщину кошелька, – обнадеживает Виталия Шарлай. – Финансовая грамотность обеспечивает определенный уровень престижа, помогает в поисках источников дохода, отличающихся от работы по найму. У нас появляются не только знания и умения, но и психологическая устойчивость». Так что возможный ответ на заданный в начале вопрос таков: счастье не в деньгах и не в их количестве, а в том, насколько умело мы зарабатываем, разумно расходуем и насколько уверенно чувствуем себя в мире.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.