Москва сохранит социальную направленность бюджета и в 2016 году. Об этом мэр заявил сегодня, представив проект бюджета-2016 после отчета о своей работе за последние пять лет в Мосгордуме. Он рассказал, что более половины средств или свыше 1 триллиона рублей планируется направить на социальные обязательства города перед москвичами.
В частности, бюджет возьмет на себя полностью или частично уплату взносов за капремонт 4 миллионов нуждающихся в поддержке москвичей. Но откладывать программу и дальше при том, что Москва берется за капремонт последней в стране, власти не намерены. "Если это сделать, мы дождется того, что дома начнут падать", - заявил Собянин. И заверил: "В ближайшие годы мы приведем в порядок весь жилой фонд".
В отчете о своей пятилетке он уделил большое внимание транспортному развитию города. В 2010-м году, когда мэр заступал на свой пост, на дорогах Москвы неотвратимо наступал транспортный коллапс. Машины по несколько часов стояли на дорогах в безумных пробках - их в 2011-м году было в городе 380 на 1000 жителей. Это как раз столько, сколько Москва всего лишь за год до этого, в 2010-м, согласно генплану своего развития планировала иметь к 2025 году. "Москва уже прошла точку невозврата и глухие дорожные заторы - навсегда", предрекали эксперты.
- Я никогда не разделял эту фатальную точку зрения, - признался вчера мэр.
По примеру Европы город отдал приоритет общественному транспорту, создав для него более 200 км выделенных полос. Возобновил строительство метро - за пять лет кропотливой работы открылось 15 новых станций метро, до 2018 года откроется еще 30. Вместе с РЖД Москва начала прокладку новых главных железнодорожных путей в Москву. Недавно электричка пришла уже в Зеленоград, для жителей которого время в пути сократилось вдвое. В целом же количество пассажиров на пригородных поездах выросло на 40%. И что еще важно, напомнил Собянин, Москва фактически заморозила тарифы на проезд в общественном транспорте. В сопоставимых ценах (с учетом инфляции) разовая поездка в метро или на автобусе сегодня стоит даже на 35% дешевле, чем в 2010-м году.
Пошел мэр и на такую непопулярную меру, как платная парковка, на что прежние власти никак не решались.
- Было много спекуляций вокруг этого проекта, куда идут эти деньги, - счел он нужным внести ясность: все поступившие за время действия платной парковки 4 млрд рублей, до копейки истрачены на благоустройство улиц и дворов, а так же на капитальный ремонт жилых домов в зоне платной парковки. И вот результат: при том, что за эти годы в городе добавилось еще 2 млн машин, Москва поехала быстрее. Средняя скорость на дорогах выросла на 12%. С эти согласился даже оппонент мэра член фракции КП РФ в Мосгордуме Андрей Клычков.
Понимая, что транспортная проблема для Москвы полностью не решена, команда Собянина продолжает дорожное строительство, хотя строить дороги в Москве дорого, сложно, а порой вообще невозможно. Итог этой работы: 400 км новых трасс, 100 транспортных тоннелей и развязок, 136 пешеходных переходов, или в 2,5 раза больше, чем за предыдущую пятилетку.
Создавая условия для более быстрого передвижения по Москве, городские власти все это время помнили и о пешеходах, о том, что "любая поездка начинается и заканчивается пешком. Для того, чтобы передвигаться на своих двоих было комфортно, сначала ликвидировали стихийные парковки на тротуарах. Затем началось создание пешеходных улиц - ведь долгие годы погулять в Москве, не опасаясь попасть под колеса машин можно было только по Арбату. Как ни странно, больше всего сопротивлялся этому бизнес - владельцы офисов и магазинов боялись, что потеряют клиентов, которые, не имея возможности приехать на автомобиле, к ним не придут. Сейчас, когда таких улиц в Москве уже десятки, стало понятно, что опасения были напрасными. Наоборот, фестивали, городские праздники, которые по несколько раз в год захватывают все пешеходные городские зоны и на которые приходят миллионы москвичей и туристов, приносят малому и среднему бизнесу солидный доход. "А нужны ли эти праздники? Особенно сейчас, в пору кризиса?" - усомнился вчера один из депутатов. "Праздники в Москве были и будут, - ответил мэр. - Они привлекают новые инвестиции и новых креативных людей в Москву. Наши вложения в них окупаются не только настроением людей, но и дополнительными поступлениями в бюджет".
Благоустроили в Москве и дворы, и парки. В них появились велодорожки и роликодромы, зимой катки и лыжни и даже родилась новая традиция: зарядка вместе с олимпийскими чемпионами, на которую минувшим летом выходили тысячи москвичей. Не случайно вместе с благоустройством Москве в последние годы вернулась, казалось, безвозвратно ушедшая мода отдыхать под открытым небом. "Я убежден, что москвичи достойны того, чтобы Москва была благоустроена не хуже, а лучше большинства городов мира", -уверен Сергей Собянин.
Столичное образование традиционно считалось лучшим в стране. Но к 2010-му году и здесь накопилась масса проблем. Для того, чтобы записать ребенка в первый класс, родители ночами стояли в очереди возле выбранной приличной школы. Оказалось достаточно изменить систему управления и внедрить нормативное подушевое финансирование школ. Есть учечинки - есть деньги, нет учеников, нет денег. Так исчезли школы, которые еще недавно не могли к 1 сентября набрать одного-единственного первого класса. На смену им пришли мощные образовательные комплексы, в равной мере способные дать хорошее образование детям и на Кутузовском проспекте, и в районе Марьино. И теперь папы и мамы выбирают, где учиться чаду, сидя с чашкой кофе у компьютера - электронная запись в школы уничтожила очереди. "Зарплата учителей выросла на 80% и достигла 70 тыс руб", - сообщил мэр. Об эффективности реформы в образовании лучше всего осудить по результатам ЕГЭ: среди московских школьников стало вдвое больше отличников, а так же победителей и призеров олимпиад.
Обеспечены местами в детсадах и все дошколята в возрасте от 2,8 до 7 лет.
Здравоохранение тоже потребовало немало усилий от нового правительства столицы. Увеличив в полтора раза его финансирование, город закупил самое лучшее медицинское высокотехнологичное оборудование. По оснащенности им столичные амбулаторно-поликлинические объединения, в которые объединились маломощные поликлиники, теперь не уступают лечебным учреждениям городов Европы. Доступность сложных диагностических исследований для москвичей выросла более чем в вдвое. Для простоты и удобства и здесь введена электронная запись. К узким специалистам, приема к которым еще недавно нужно было ждать по две-три недели, стало можно попасть в течение нескольких дней. На 30% в городе снизилась материнская и детская смертность. А больничная смертность от инфарктов - три раза, до 10% пациентов, поступивших с этим диагнозом. Этот показатель равен аналогичным в США, где на медицину тратится денег в разы больше. И теперь Москва может гордиться еще одним достижением: средняя продолжительность жизни москвичей за пять лет выросла на три года и приблизилась сейчас к 77 годам. "Это уже уровень стран Восточной Европы", - отметил мэр. Впрочем, сам он в дальнейшем намерен равняться на лучшие мировые показатели как в здравоохранении, так и в образовании.
Долгие годы "до Собянина" в Москве спорили: не лучше ли вывести из города всю промышленность, чтобы не коптила небо? Для команды Собянина этот вопрос решен принципиально: за его пятилетку добавилось 600 тысяч новых рабочих мест. Причем, большинство из них - высокотехнологичные, с зарплатами в среднем по 100 тысяч рублей, как например, в технополисе "Москва", созданном правительством Москвы на территории бывшего АЗЛК.
- Мы не конкурируем с Европой за право разместить рестораны "Макдональдс" или супермаркеты "Ашан", - объяснял вчера свою политику Собянин-. - Они будут работать и здесь, и там. Но когда речь идет о высокотехнологичной промышленности, качественных финансовых услугах или мировых событиях, привлекающих туристов, конкуренция разворачивается в полную силу. И если мы хотим победить в этой борьбе, то должны обеспечить условия для ведения бизнеса на уровне мировых городов.
Это уже не только слова. В рамках "новой индустриализации" Москва сохраняет действующие предприятия и привлекают инвестиции в новые производственные проекты. С этой целью предлагает всем желающим налоговые льготы, удобные площадки и другие преференции, требуя от них лишь платить работникам достойную зарплату, рационально использовать землю и выполнять инвестиционную программу. Этого оказывается вполне достаточно для того, чтобы побудить инвесторов разместить свое производство именно в Москве. Уничтожение административных барьеров при получении разрешительной документации сделало российскую столицу еще более привлекательной и для застройщиков. "В итоге Москва, не смотря на кризис, продолжает гармонично развиваться и двигаться вперед", - заключил мэр.
В ходе голосования 36 депутатов Мосгордумы проголосовали за то, чтобы одобрить деятельность Собянина на посту мэра, 5 - против.
Мнения экспертов
Надежда Косарева, президент фонда "Институт экономики города":
- В работе Собянина вижу больше плюсов, хотя недостатки бывают у любой команды. На мой взгляд, город стал проводить более обоснованную градостроительную политику: раньше новые здания и кварталы появлялись в интересах застройщика и о публичных интересах никто не задумывался. Сейчас в ходе строительства внимание уделяется благоустройству и социальной инфраструктуре. Город приступил к наполнению пустот - заброшенных промзон, расположенных в том числе в центре столицы. Очень важно, что эти территории станут многофункциональными, то есть там будут созданы экологичные производства, жилье и парковые зоны.
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:
- Москве нужен был человек, который взял бы на себя ответственность и занялся решением давно назревших проблем. Собянин на это решился. Он упорядочил парковочный режим, наладил связи с Подмосковьем, создав координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и области. Кроме того, вложены большие деньги в развитие общественного транспорта - строительство метро, обновление парка наземного транспорта. Но проблемы транспортного и градостроительного характера копились в Москве десятилетиями, поэтому разгребать их придется долго.
Павел Данилин, политолог:
- Пока трудно оценивать те грандиозные перемены, которые произошли в городе за последние годы. Но если оглянуться назад, заметно, что столица стала цивилизованнее. Можно сколько угодно говорить о целесообразности платных парковок, но очевидно: раньше машины стояли чуть ли не в два-три ряда и мешали проезду транспорта, а теперь этого нет. Еще один момент: многие услуги перевели в электронный вид и центры "Мои документы", безусловно, сыграли революционную роль в нашем общении с чиновниками и во многом улучшили отношение к ним.
Олег Янушевич, ректор Московского государственного медико-стоматологического университета им. Евдокимова:
- Москва преобразилась: стала проще и доступнее. Произошли перемены в образовании: за последние годы значительно изменился приток студентов в медвузы. И дело не только в традиционно высоком интересе к московскому образованию, но и в условиях, которые были созданы: улучшились студенческие общежития и университетские фонды. Много эмоций вызвала реформа здравоохранения. Но я считаю, оценивать нужно по результату, а он есть: сокращены неэффективные койки, закуплено уникальное оборудование - по уровню оснащенности наши клиники не уступают европейским медцентрам. И, наконец, решена проблема взаимодействия больниц и медвузов: снова открываются университетские клиники.
Сергей Жуков