Завтра школьники сдают последние в этом году единые госэкзамены (ЕГЭ). Теперь их ждет нелегкая пора поступления в вузы. А тем временем спецкор «ВМ» решила выяснить, как устраиваются после окончания столичных университетов зарубежные студенты. Тем более что Министерство внутренних дел России планирует предлагать законодательные изменения, которые позволят иностранцам, окончившим российский вуз, остаться в стране без особых проблем.
Антон Дэвидсон в столице учился на стоматолога. Приехал в Россию из Швеции. Выбор на Златоглавую пал по совету матери, которая сама по происхождению — русская. По окончании университета Антон принял решение вернуться в Стокгольм. Там ему удалось устроиться в крупную частную стоматологическую клинику врачом общей практики по программе адаптации молодых врачей.
— В Швеции молодым специалистам в первый год после окончания обучения оказывается поддержка и помощь в поиске работы, — рассказывает Антон. — Меня курируют более опытные специалисты: помогают, направляют, дают задания и следят за приемом.
По словам молодого медика, главное достоинство московского образования — мощная теоретическая база. Однако справедливости ради, есть в этом и оборотная сторона.
— К сожалению, на практике все эти знания оказываются мало применимыми, — считает Антон. — Например, количество часов изучения гинекологии было наравне с детской стоматологией. Очень многие сведения, на мой взгляд, попросту не нужны, а вот то, что хотелось бы изучать углубленно, проходилось «по верхам». Мне кажется, это происходит потому, что образование по медицинскому профилю в России чрезмерно растянуто. Кроме пяти лет основного обучения надо еще поступать в ординатуру на два дополнительных года, где предполагается, что ты изучаешь уже более узкое направление и получаешь навыки, например, хирурга или ортопеда. В Швеции тебе все дают за эти пять лет. На выходе из тебя получается готовый специалист, который умеет и удалять, и лечить, и протезировать.
Еще одним существенным недостатком в плане обучения стоматологии Антон называет запрет в России на прием пациентов студентами, что автоматически ставит крест на приобретении профессионального опыта в процессе обучения. Таким образом, само по себе образование больше направлено на теоретические навыки, а практику приходится добирать позже.
— Что самое удивительное, при разнице в обучении в России и в Швеции, уровень специалистов все равно одинаковый, — признает Антон. — А зачастую врачи из России даже выделяются как раз, как мне кажется, из-за этой теоретической системы обучения: когда все экзамены сдаются в устной форме, студенту надо разговаривать и общаться с преподавателем напрямую.
Серьезный подход к научной деятельности
Александр Фомин приехал в Москву из Украины несколько лет назад. Поступил в магистратуру Российского университета дружбы народов по направлению «Международная журналистика». Уже имея диплом о высшем образовании по специальности «Менеджмент организаций» Киевского политехнического института, он решил связать свою жизнь с правдивой и достоверной информацией. Помогли ли заветные корочки или подлинная заинтересованность в работе, но сейчас Александр — шеф-редактор крупного информационного портала.
— В первую очередь, думаю, что успешные поиски работы связаны не с оконченным вузом, а с тем, что ты делал во время этой учебы, — рассказывает журналист. — Ни для кого не тайна, что конкуренция сейчас высокая, как и требования работодателей. Так, в журнале, специализирующемся на автомобилях, предпочтут сотрудника с опытом и пусть непрофильным образованием, чем выпускника со специальностью в сфере журналистики, но ничего не понимающего в автомобильных новинках.
Одно из главных преимуществ выпускников российских вузов, по словам Александра, — возможность с самого начала попасть на корпоративную программу стажировок, чтобы затем реально конкурировать за рабочее место.
— В некоторых случаях при поиске работы университет может стать некоей вишенкой на тортике, — говорит Фомин. — Мое обучение в РУДН в какой-то мере помогло мне с трудоустройством. Думаю, что срабатывает некий психологический фактор, так как к выпускнику российского вуза более лояльное отношение. Ведь этот человек уже частично адаптирован под реалии жизни в России. Кроме того, поскольку я сам из Украины, обучение за границей, пусть даже и в соседнем государстве, всегда считается немного более престижным, чем учеба дома.
Системы образования и на Украине, и в России, по мнению Александра, чем-то схожи.
— Тем не менее в Российской Федерации все серьезнее и качественнее, — добавляет он. — К примеру, на Украине я не встречал такого количества иностранных студентов. Если есть, то они преимущественно из стран Африки или кавказских республик. Здесь же, в России, часто встречаю учащуюся молодежь из Европы. Я считаю, что это показатель.
Кроме того, как говорит Александр, здесь на порядок выше требования к уникальности научных работ. Есть жесткая проверка на плагиат, минимум по количеству публикаций и так далее.
— Основной минус образования, по аналогии с Украиной, заключается в том, что в России при изучении гуманитарных дисциплин сделан акцент на теорию, — отмечает журналист. — Считаю, что нужно делать упор на практику. Я не вижу смысла пять лет изучать принципы менеджмента или повторять десять раз журналистские стандарты в мире. Ведь на выходе мы нередко получаем тех, кто может рассуждать, но не делать. Хотя все зависит от человека.
Российский диплом — гарант качества
Мария Фесто приехала в Москву из Танзании. Девушка с детства и абсолютно искренне мечтала помогать людям в родной стране, а потому решила получить профессию фармацевта. По ее словам, отучившись в российской столице и получив диплом даже с самыми низкими оценками, в сфере медицины и здравоохранения, в Африке карьеру ты сделаешь гарантировано.
— Для любой африканской компании российское высшее образование — гарант качественных и настоящих знаний, — объясняет Мария. — Даже без первоначального опыта работы ты можешь рассчитывать на престижную должность. А свободное владение русским языком — прямая дорога к должностям, требующим постоянных командировок и участия в конференциях.
Несмотря на то, что сейчас Мария на родине, с момента окончания университета в полюбившуюся Москву она приезжала не раз. И всегда — по долгу службы.
— Фармацевтическая компания, в которой я работаю, сотрудничает с российским рынком, а поскольку я хорошо знаю и город, и язык, и образ жизни русских, на все встречи и переговоры отправляют, разумеется, меня, — рассказывает специалист. — Я бы хотела назвать еще один огромный плюс: очень насыщенная и интересная студенческая жизнь в московских вузах. Мы постоянно участвовали в разных мероприятиях, ездили на экскурсии в другие города большими интернациональными компаниями, дружили, общались, что-то делали. И это несмотря на то, что учеба на фармацевта отнимает очень и очень много времени.
Сейчас в Танзании Мария воспитывает подрастающего ребенка и серьезно увлечена профессией. Не забывает и о русском языке: практикует при первой попавшейся возможности. Но самое главное — каждый день ждет и надеется на очередную командировку в Москву.
Известные иностранцы, окончившие российские вузы
Карим Масимов
Дважды премьер-министр Республики Казахстан, экс-руководитель администрации президента Республики Казахстан. Окончил Российский университет дружбы народов. Специалист по международному праву, экономист. Доктор экономических наук. Владеет русским, английским, китайским и арабским языками.
Винсент Меритон
Политический и государственный деятель Сейшельских Островов. Окончил Социологический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Указом президента Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 1300 награжден медалью Пушкина.
Аббас Юсуф Салех
Африканский политический деятель, экс-премьер-министр Республики Чад (2008–2010 годы). Окончил Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне РУДН) по специальности «Международное государственное право».
Георгий Гахария
Грузинский политический деятель. Министр внутренних дел и вице-премьер Грузии. Учился в Московском государственном университете имени Ломоносова на факультете политологии, где получил звание магистра политических наук.
Петко Драганов
Болгарский политический и общественный деятель, дипломат. С 1 мая 2009 года назначен заместителем генерального секретаря Конференции ООН по торговле и развитию. Окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «Международное право».
Гарольд Олусегун Демюрен
Нигерийский авиационный инженер, экс-глава Национального управления гражданской авиации Нигерии. В 1965 году выиграл стипендию правительства Советского Союза на изучение авиационной техники в СССР. На протяжении года он изучал русский язык в Московском государственном университете.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов:
— Если взять и среднюю школу, и вузы, то система образования в Москве — одна из лучших в мире. Московское школьное образование — лучшее в стране, занимает ведущие позиции в мировых рейтингах. Кроме того, в Москве сконцентрированы очень сильные университеты. В отличие, например, от Франции, Германии и США, где они разбросаны по разным городам. Государство заинтересовано в том, чтобы как можно крепче соединить науку и университеты. В этом плане Москва имеет колоссальные преимущества. А учитывая, что столичные вузы постепенно развивают исследовательские направления, потенциал далеко не исчерпан.