Священный скарабей (Scarabaeus sacer, из семейства Пластинчатоусые) — вероятно, самый известный в мире жук. В Древнем Египте его считали олицетворением созидательной силы бога утреннего солнца Хепри. Умение скарабея лепить и перекатывать по земле навозные шарики египтяне ассоциировали с ежесуточным движением солнца по небосклону от восхода до заката. Хепри изображали в образе человека с головой скарабея. Жители долины Нила воздавали ему почести и поклонялись в надежде, что он поможет преодолеть все трудности и испытания. Изображениями священного скарабея украшали гробницы, его рисовали на папирусах, выбивали в камне. Среди бесценных находок, обнаруженных в захоронении фараона Тутанхамона, тоже были предметы со скарабеями — золотая пряжка и кулон с тронным именем. В наши дни амулеты, броши, кольца, сувениры с изображением этого жука пользуются спросом не только в Египте, но и по всему миру.
Те же, кто интересуется биологией, возможно, знакомы с наблюдениями за скарабеями Жана-Анри Фабра, знаменитого французского натуралиста и учёного, в начале прошлого века живо и очень подробно описавшего их поведение и образ жизни. Вот небольшая цитата из книги Фабра «Жизнь насекомых»: «Странное поведение скарабея ещё несколько тысяч лет назад заинтересовало египетского земледельца. С удивлением смотрел он, как этот жук, опустив вниз голову и приподняв вверх задние ноги, толкает шар. Конечно, наивный зритель спрашивал себя, для чего нужен жуку этот шар… Это совсем не жилище для яйца и личинки, а только пища жука. Он спешит утащить её подальше, чтобы зарыть в землю и съесть в темноте подземной столовой. Я вскрыл сотни шаров и ни в одном из них не нашёл яйца. Жуки, которых я содержал в садках, лепили великолепные шары, но они служили им только пищей. Позвав на помощь школьников из соседней деревни, я обещал им награду за каждый шар, в котором окажется яйцо или личинка. Напрасно! Все доставленные шары были только запасами пищи жуков».
Отмечу сразу, что в этой части своих наблюдений Фабр был не совсем прав. Дело в том, что скарабеи всё же откладывают яйца в навозные образования, но не на земле, а в глубине норок, поэтому понаблюдать за этим процессом у знаменитого натуралиста просто не было возможности.
Много лет назад, готовясь к поступлению на биологический факультет МГУ, я буквально зачитывалась сочинениями Фабра, но даже не надеялась когда-нибудь увидеть описываемые им чудеса своими глазами. Тогда у меня сложилось впечатление, что эти волшебные жуки водятся только в Египте, куда мне, конечно, никогда не попасть… Но оказалось, что скарабеи живут и в нашей стране, в степных зонах Крыма, Предкавказье, Дагестане, Калмыкии. Позже, во время студенческой практики в песчано-пустынном заповеднике Репетек в Туркменистане, мы находили засохшие шарики, сделанные скарабеями, однако их самих не встречали — был февраль, и хотя днём солнце пригревало вполне ощутимо, для жуков было ещё прохладно.
И вот, наконец, спустя много лет в Меклетинском заказнике в Калмыкии мне удалось не только увидеть живых скарабеев, но и понаблюдать за их весьма насыщенной жизнью. На территории заказника разрешён выпас скота, а где коровы, там и еда для скарабеев. Вблизи пасущегося стада воздух буквально гудит от десятков снующих туда-сюда жуков.
Навоз, которым питаются эти насекомые, — продукт «скоропортящийся», если он высыхает, то становится непригодным к употреблению. Поэтому у всех капрофагов (так называются существа, питающиеся экскрементами животных) прекрасное обоняние, позволяющее им определить, где искать корм для себя и будущего потомства. Кроме того, все они быстро летают, ведь им необходимо добраться до корма, опередив многочисленных конкурентов: скорость их полёта может достигать 11 км/ч. Остаётся только удивляться, как такой тяжёлый и, казалось бы, неуклюжий жук совершает сложные воздушные манёвры.
Но вот цель достигнута, скарабей прибыл на место. Тут уже вовсю кипит работа — десятки таких же чёрных, блестящих, очень активных навозников формируют и растаскивают навозные шарики. Пока жук катит шарик к своей норке (обычно это несколько метров), на него может совершить нападение кто-нибудь из сородичей и отобрать шарик. И тогда начинается драка — соперники падают на спину, размахивают в воздухе шипастыми лапками, но травм друг другу не наносят. В большинстве случаев скарабей со своим обедом благополучно добирается до убежища, закапывает шарик, зарывается вместе с ним сам и спокойно приступает к трапезе.
Пары у скарабеев образуются тоже во время катания шариков, после чего они вдвоём ищут укромное место для хранения припасов, выкапывают норку и прокладывают в ней туннель глубиной 10—30 см, куда закладывают припасы и прячутся сами. После спаривания самка выбирает несколько шариков и приступает к формированию овоидов (грушевидных навозных образований). В каждый овоид она откладывает по одному яйцу. Затем пара закапывает норку с запасом еды и овоидами и покидает её навсегда. Самка способна за сезон размножения выкопать более десятка таких норок.
Ближайший родственник священного скарабея навозник весенний (Trypocopris vernalis) живёт и в средней полосе России, его часто можно встретить в конце весны в широколист-
венных лесах и даже в московских парках. Конечно, эти жуки по размеру уступают своим священным собратьям, но образ жизни ведут похожий.
Все навозники — очень полезные насекомые, их умение перерабатывать экскременты животных в почвенный гумус играет важную роль в почвообразовании. Неслучайно этих жуков называют санитарами почвы. К сожалению, сокращение животноводства и использование инсектицидов ставит под угрозу их существование и ведёт к заметному сокращению численности. Поэтому во многих странах, в том числе в России, Беларуси и Украине, эти жуки внесены в Красную книгу и находятся под охраной.