Минздрав направил премьер-министру Дмитрию Медведеву новую редакцию Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. В случае одобрения документ приобретет вид правительственного постановления и найдет отражение в новых федеральных законах и подзаконных актах.
Что примечательно, Минздрав уже несколько лет разрабатывает концепцию сбережения здоровья посильными каждому методами — за это время обсуждались различные версии документа. В прошлом году Владимир Путин предложил ускориться, поручив правительству подготовить комплекс мер по повышению средней продолжительности жизни россиян к 2024-му — до 78, а к 2030-му — до 80 лет. На достижение этих показателей во многом и направлена Стратегия Минздрава.
Смысл проекта в следующем: в России чрезвычайно велика смертность среди трудоспособного населения. Как правило, еще не старые мужчины и женщины умирают из-за сердечно-сосудистых заболеваний — инфарктов и инсультов, которые, по мнению медиков, являются следствием неправильного питания (вредная «холестериновая» пища») или чрезмерного увлечения табаком и алкоголем. С учетом пенсионной реформы и продления «трудовой жизни» россиян ЗОЖ прямо-таки обязан стать новой экономической политикой государства.
Успехи есть. Статистические данные, озвученные кабмином в 2018 году, свидетельствуют, что в течение шести лет доля курящих мужчин и женщин снизилась почти на треть. Чиновники связывают положительную тенденцию с принятием федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Запрет курения в поездах, гостиницах, аэропортах, ресторанах и прочих общественных местах, рост акцизов на сигареты, а также ограничение рекламы и торговли табачной продукции — все это принесло реальные плоды.
В 2016 году Минздрав решил распространить отработанную тактику на алкоголь и «вредную» пищу. В предыдущих редакциях Стратегии предлагалось установить акцизы на сладкое и соленое, ввести маркировку на продукты по степени полезности, запретить рекламу вредной еды, а производителей стимулировать к изменению рецептов и использованию полезных ингредиентов. Намечалось также плавно увеличить акцизы на крепкую выпивку и запретить розничную продажу спиртосодержащих жидкостей, которые россияне употребляют в качестве суррогатного алкоголя.
За право кормить и поить нас «как раньше» выступили профильные министерства — Минсельхоз, Минэкономики и ФАС. Ведомства привели свои железные доводы: любое экономическое давление приведет к нарушениям свободной конкуренции и негативно скажется на российском производителе. Запомнилось встречное предложение ФАС — включать в спиртовые суррогаты рвотные компоненты.
К подобной реакции борцам за здоровье россиян не привыкать. В Госдуме уже почти два года дожидается первого чтения законопроект об ограничениях кальянов и электронных сигарет — вейпов. Правительство до сих пор не представило отзыв на этот документ. Говорят, рассмотрению закона мешает некое «табачное лобби».
А в январе Минздрав лишь в последний момент смог перенести принятие закона, разрешающего рекламу пива в ходе спортивных теле- и радиотрансляций.
Предполагалось, что именно средства от рекламы пенного напитка пойдут в том числе и на развитие спорта в стране — как профессионального, так и любительского. Второе чтение законопроекта пока отложено: в непростой экономической ситуации приходится учитывать самые разные интересы.
Сражаясь за наше здоровье, чиновники от медицины идут рука об руку с Роспотребнадзором. Глава ведомства Анна Попова на днях рассказала о разработке еще одной Стратегии — повышения качества пищевой продукции. Специалисты теперь будут оценивать еду не только как опасную или безопасную, но и как полезную по своему составу или вредную для организма. Попова отметила, что одна из ключевых задач Роспотребнадзора сегодня — борьба с ожирением детей и взрослых. А ее фраза об успешном опыте Японии, где обладателей 90-сантиметровых талий принудительно отправляют на обследование, собрала в интернете миллионы просмотров и тысячи комментариев.
Вот и Минздрав в сегодняшней версии Стратегии отказался от жесткого давления на производителей. Их не будут заставлять расписываться во вредности продукта из-за чрезмерно соленого или сладкого вкуса. Взамен ведомство предложило государству вести с населением просветительскую работу о здоровом образе жизни и развивать доступность медицинской помощи при неинфекционных заболеваниях. А преуспевших в сохранении собственного хорошего самочувствия россиян стимулировать экономически.
Похоже, таким стимулом станет анонсированный президентом социальный налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги. Летом 2018-го Владимир Путин предложил подумать о внесении соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Сейчас россияне могут вернуть 13 процентов от средств, потраченных на образование и лечение. По мнению Минфина, подобный налоговый вычет «на фитнес» может быть введен уже с 2020 года.
Добавит ли эта мера позитивной статистики и жизни россиянам? Вероятно. Но не всем.
Сбалансированное питание, дозированный качественный алкоголь вместо «настойки боярышника», регулярные занятия спортом — хорошая история... для Москвы и дохода примерно «сто плюс». Жители остальной России, где конкурентной считается зарплата в 10–20 тысяч рублей, вряд ли станут активными участниками этой Стратегии. На «макарошках» выжить можно, но здоровым подобное существование не назовешь.
В 500 км от столицы — Поддорском районе Новгородской области —почтальонов обучили навыкам первичной медпомощи. Теперь они помощники фельдшеров на добровольной основе. Могут сделать укол, измерить давление, сообщить о результатах врачу. Однако есть опасения, что в медицинских отчетах новгородских «многопрофильных специалистов» с тонометрами тоже запишут в графу «повышение доступности медпомощи».
Значит ли это, что Стратегия Минздрава не нужна? Ни в коем случае.
Но лучшим способом продления жизни россиян, вне всяких сомнений, станет рост зарплат, а также доступные и качественные медицинские услуги. А там уже и до ЗОЖ недалеко. Впрочем, куда важнее мнение экспертов — признанных специалистов в сфере здравоохранения, к которым и обратилась «Культура».
Мнения
Николай Говорин, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, врач-психиатр, д.м.н.:
— Мы должны серьезно изменить или акцентировать внимание на таких видах медицинской помощи, которые бы позволяли не болеть. По экспертным оценкам, до 75 процентов людей заболевают от того, что ведут неправильный образ жизни: потребляют некачественную пищу, мало двигаются, едят много сладкого. Плюс стрессы, избыточный вес, алкоголизация, употребление психоактивных веществ, курение — вот что укорачивает человеческий век. Возьмем продолжительность жизни — почему женщины живут на 11 лет дольше мужчин? Меньше пьют! Один из индикаторов по реализации нацпроекта «Здравоохранение» — снижение смертности населения в трудоспособном возрасте. Тот маркер, за который нам неудобно даже. Смертность очень высокая, она зашкаливает по сравнению с подавляющим большинством стран. Почему так происходит? Половина всех смертей прямо или косвенно связана с пьянством, его социально-медицинскими последствиями. Прибавьте сюда курение и рискованное поведение. Смертность от внешних причин (убийства, самоубийства, отравления, утопления, ДТП) — в основном у молодых и зрелых мужчин — плотно ассоциирована с пьянством.
Меры должны быть последовательными и наступательными. Самое важное — снизить спрос на алкоголь. А для этого необходимо через учреждения культуры, школы, через всю систему воспитания сформировать у детей абсолютное неприятие потребления алкоголя, даже пива. Ведь алкоголизм у взрослых начинается с потребления подростками этого напитка. Я не могу понять, какая может быть связь между спортивными мероприятиями и пивом (закон о рекламе пива во время спортивных трансляций). Получается, одной рукой мы подталкиваем людей к спорту, а другой — к пьянству.
Эти меры, направленные на снижение спроса, являются доминирующими. Мы должны так воспитать наших детей, чтобы они знали — круто быть здоровым.
А для начала — направить усилия и на ограничительные меры. Есть четкие рекомендации ВОЗ: снизить количество потребляемых крепких напитков, ограничить время продажи спиртного, стремиться продавать винно-водочные изделия в специализированных магазинах, уменьшив число последних.
Противникам такого подхода дам совет: делайте бизнес не на алкоголе, развивайте страну как-нибудь по-иному! А то вот некоторые говорят, мол, расстояние от школ до точек продажи алкоголя надо сократить до десяти метров, иначе наша экономика не выживет... Что это за экономика? Кому она нужна, если мы своих же людей изведем.
Евгений Брюн, главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава России, президент Московского научно-практического центра наркологии, д.м.н.:
— Наша работа — это искусство возможного. С одной стороны, мы понимаем, не будь на свете алкоголя и табака, люди не пили бы и не курили. Но они есть, и никакие запреты, ограничения, например, производства и продажи спиртных напитков не работают, мир это проходил уже неоднократно. Поэтому наша стратегия очень проста — постепенное, в течение нескольких лет, снижение доступности алкоголя и табака, за счет сокращения мест и времени продажи, повышения цены и увеличения возрастного ценза покупателей. При этом нужно понимать, что эти ограничения нацелены в первую очередь не на сегодняшних взрослых, а на подрастающие поколения, которые вынуждены будут принять их как естественную норму жизни. Эта государственная стратегия выполняется и будет выполняться в дальнейшем. Прямо сейчас идет работа над законопроектом о повышении возраста тех, кому разрешено покупать спиртное и сигареты, до 21 года. Пока неизвестно, в каком виде он дойдет до Госдумы, но все же надеюсь, что именно с таким возрастным цензом. Тут есть своя логика. Человек созревает неравномерно. К продолжению рода большинство готовы уже годам к 14, к 18-летию, как правило, завершается физическое формирование человеческого организма. А в психологическом смысле люди достигают зрелости только к 21 году, да и то не все. И хотя эти границы условны, до сравнительно недавнего времени практически везде возрастом гражданской зрелости был 21 год. В Америке, кстати, эта норма сохранилась. И хотя граница, повторюсь, во многом условная, мы видим, что к 21 году большинство людей становятся взрослыми, они где-то работают или учатся, а главное — они готовы к принятию ответственных решений не только в общественной жизни, но и в отношении своего здоровья.
Практика показывает, что мы выбрали правильную стратегию, количество курильщиков среди несовершеннолетних снизилось почти наполовину. Среди старших также заметны позитивные изменения. Если раньше доля курящего люда составляла 40–50 процентов взрослых, то сегодня количество любителей никотина снизилось до 30 процентов. Задача на ближайшие годы — уменьшение количества курильщиков до четверти населения, и я думаю, что к этой цифре мы близки.
Статистика по алкоголю также внушает оптимизм. Количество смертей от алкогольного отравления снизилось на 25–30 процентов, заметно меньше стало стоящих на учете больных алкоголизмом. Еще один объективный показатель — количество алкогольных психозов, их также стало меньше. И так на протяжении последних лет десяти — из года в год, достаточно постепенно, но уверенно, все цифры сменяются на меньшие.
Кстати, не исключено, что мы недооцениваем вред, наносимый людям спиртными напитками и табаком. Это большая научная и практическая проблема. Дело в том, что люди, злоупотребляющие алкоголем, за наркологической помощью не обращаются. Они приходят в общесоматические больницы, поликлиники в связи с другими заболеваниями, которые в свою очередь инициированы выпивкой и курением. Наша задача — выявить этих больных и мотивировать их на отказ от вредной привычки. Сейчас мы начали такую программу, работаем в соматических больницах и на сегодня выяснили, что до 15 процентов их пациентов злоупотребляют алкоголем. Это дает основание предположить, что часть болезней или ухудшения течения заболеваний связана со спиртным. Эти люди умирают в работоспособном возрасте, но диагностика не указывает, что одной из причин стало пьянство.
Нана Погосова, заместитель гендиректора Национального медицинского исследовательского центра кардиологии, д.м.н.:
— Переход к здоровому образу жизни крайне важен для снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Кстати, он, помимо прочего, предполагает формирование ответственного отношения человека к обследованиям организма. Без них выявление многих болезней сердца и в целом кровеносной системы затруднительно, поскольку они в течение длительного времени протекают бессимптомно. Это в первую очередь артериальная гипертония, а также некоторые другие заболевания системы кровообращения. Как правило, они проявляют себя лишь к тому моменту, когда развиваются осложнения. Поэтому очень важно информировать людей о правильных подходах к образу жизни, о мерах профилактики.
Сейчас, конечно, действует программа по выявлению заболеваний, проводятся профилактические осмотры, диспансеризации, о необходимости ЗОЖ могут рассказать даже участковые врачи. Беда в том, что значительная часть населения просто не ходит в поликлиники, следовательно, круг людей, с которыми можно было бы провести профилактическую беседу да и просто обследовать их, крайне ограничен. Практикуются профилактические осмотры сотрудников отдельных предприятий, которые проводятся с санкции руководства, но это нельзя назвать тенденцией. Сложившуюся ситуацию можно изменить более активной социальной пропагандой. Например, на телевидении у нас слишком много времени уделено откровенно низкопробным программам, в то время как передач о здоровье крайне мало, серьезных экспертов, как правило, не приглашают, да и транслируются они не в прайм-тайм. Большинству работающих людей смотреть их попросту некогда, то есть необходимой достоверной информации они не получают. Считаю, этой проблеме стоило бы уделять намного больше внимания.
Юрий Бузиашвили, заместитель директора Института кардиохирургии им. В. И. Бураковского НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, академик РАН:
— Основная задача в снижении уровня смертности, приобщения сограждан к ЗОЖ — это подъем уровня жизни населения. Иначе все остальные меры — паллиативы. Объяснять человеку, у которого нет элементарных средств для нормального существования, что ему надо заботиться о своем здоровье, — даже не смешно. Он ответит вам: «А зачем мне такая жизнь?» Также непродуктивно высоконаучным языком пытаться объяснить, допустим, сельскому жителю, вообще человеку в депрессивной глубинке, что ему надо развивать руки-ноги: ежедневно бегать трусцой, не пить всякой дряни, не курить, есть только здоровые продукты. Да он просто пошлет вас, решив, что вы издеваетесь.
Безусловно, здоровый образ жизни должен стать национальным трендом. Его нужно рекламировать, но находя адекватные менталитету соотечественников слова и образы, а не простым «переводом с американского». Следует объяснять, что здоровье — твой самый большой приоритет, поскольку нездоровый ты будешь в обузу даже самым близким людям. Если о себе не хочешь — подумай о маме, жене, детях. Я лично считаю, цель всей жизни — в нашей старости. Дожить до преклонных лет и насладиться итогами пути в окружении любящих внуков и правнуков — что может быть лучше? Но как объяснить это человеку, который уже потерял над собой контроль, отпустил вожжи? А мы, как государство, со своей стороны предоставляем ему продукты, которые его медленно убивают.
Например, пресловутое пальмовое масло в продуктах питания, способствующее тромбообразованию. Сколько бы ни писали, использование этого ингредиента только расширяется. Конечно, кое-что удается подправлять — скажем, программа по борьбе с курением. Правда, есть перегибы, из курильщиков сделали чуть ли не изгоев. Мест для курения с вытяжками практически нет, курящих повсеместно выгоняют на улицы. А они часто без одежды выбегают, простужаются. Но в целом программа сыграла свою роль — дымить действительно стали меньше, чем даже десять лет назад. С алкоголем, боюсь, так не выйдет, слишком большие доходы государство имеет от отрасли.
Потом, смотрите: в некоторых наших городах такая экологическая обстановка, что там просто находиться вредно. Мы сейчас авралом пытаемся решить мусорную проблему — люди живут среди полигонов, свалок. А что мешало раньше ее решать постепенно? При этом многие соотечественники сами позволяют себе мусорить на улицах, где живут, — эта распущенность тоже приводит к болезням. И в Москве, кстати говоря, ситуация со здоровым образом жизни, здравоохранением принципиально не отличается от остальных регионов. Да, было потрачено много средств на закупку дорогого медоборудования. А насколько столичные медработники в массе соответствуют этой аппаратуре знаниями и квалификацией? Я не берусь ответить на этот вопрос. Могу лишь напомнить Евангелие: «Кому много дано, с того много и спросится».
Юрий Белов, директор РНЦХ им. Б. В. Петровского, академик РАН:
— Есть ли ключевой фактор в оздоровлении населения РФ, снижении ранней заболеваемости и смертности? Конечно, есть! Сделать так, чтобы народ был счастлив, что живет в России. Достаточно посмотреть, как ныне существуют люди во многих наших городах, селах, чтобы честно признаться: откуда там здоровью взяться? Отчего народ пьет, курит? Да от жизни такой. Поди убеди его, что это ему вредно...
Для повышения продолжительности жизни нужны огромные ресурсы и продуманное планирование. Сейчас категорически не хватает, например, хосписов, чтобы ухаживать за пожилыми и нездоровыми людьми. Есть ли у нас программа строительства таких учреждений темпами, опережающими старение населения, как в США? Сомневаюсь. Бедные, ослабленные недоеданием люди с онкологией, запущенной сердечной недостаточностью в нашей стране сегодня часто брошены, оставлены на произвол судьбы в своих квартирах, облупленных хрущевках, разваливающихся избах. Так не должно быть.
По отношению к снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в прошлые годы государство действительно сделало немало. Главное — федеральная программа по созданию хирургических центров. Благодаря ей мы практически закрыли проблему оказания высокотехнологической помощи населению в этой сфере. Огромный результат дала программа коронарографии и стентирования сосудов сердца. Эти операции стали доступны, тем более что их включили в систему ОМС. Две эти программы вместе дали самый большой результат по снижению смертности от ССЗ.
У врачей сегодня огромная нагрузка по бумажной отчетности перед многочисленными проверяющими организациями. Знаю это не понаслышке. Надо уменьшать это бумаготворчество, а то врачам подчас лечить некогда, не говоря уже о повышении квалификации, самообразовании.
При этом диспансеризацию населения нужно сделать обязательной, выделив для этого специальный день в году с освобождением от работы, как это было в СССР. Только прохождение врачей-специалистов должно быть не формальным. И обязательный отчет перед работодателем, о том, что ты полностью проверился. Это реально поможет выявить и сердечно-сосудистые заболевания, и онкологию на ранних стадиях.
Ну а в целом, повторюсь, в вопросах ЗОЖ не надо пытаться сделать априори виноватыми самих наших сограждан — дескать, курите и пьете, поэтому болеете и рано умираете. Сделайте достойные зарплаты, качественное и бесплатное образование, жизненные перспективы дайте людям! И увидите сразу, как в стране здоровья прибавится.