ПОДПИСАТЬСЯ НА ОДИН ИЗ МАРАФОНОВ И ЧЕСТНО РАССКАЗАТЬ О СВОЕМ ОПЫТЕ? DONE! СВЕТЛАНА КОЛЬЧИК ДЕЛИТСЯ МЫСЛЯМИ О ТРЕХ НЕДЕЛЯХ, ПРОВЕДЕННЫХ «В СЕМЬЕ»
«Ты что, вступила в секту?» – спрашивает меня муж, видя, как в любую свободную минуту я надеваю наушники, делаю сложное лицо и что-то прослушиваю в телефоне. Он, кстати, не так уж далек от истины. Правда, попала я не в секту, а в Семью. «Дорогая, добро пожаловать в семью!» – я действительно получила email с таким обращением, по заданию редакции зарегистрировавшись на сайте у Милы Левчук (@milalevchuk), одного из самых охватных в русскоязычном онлайн-пространстве блогеров по отношениям. У нее более 1,7 млн подписчиков в Инстаграм, почти полмиллиона – в YouTube, несколько книг, телеграм-канал и онлайн-магазин. И разумеется – ассортимент «инфопродуктов»: онлайн-курсы, марафоны, вебинары, интенсивы. Самый известный – двухмесячный курс за 8900 рублей под названием «Как стать Девушкой-плюс». Он, как написано в рассылке, «изменил жизни более 25 000 девушек».
Но число тех, кто с целью быстрых перемен в душе и теле покупает в соцсетях всевозможные курсы, на самом деле в разы больше. Индустрия экспресс-обучения онлайн в нашей стране сегодня одна из самых быстрорастущих – по данным экспертов GetСourse, одной из самых крупных платформ по продаже онлайн-курсов, в 2018 году оборот рынка инфобизнеса составил не менее 20 млрд рублей, в 2019-м – вырос вдвое, а в ближайшие пять лет увеличится аж в 10 раз. Если раньше у блогеров с большой аудиторией основным заработком была реклама, то буквально за последний год главным источником монетизации стала именно продажа инфопродуктов. И занимаются этим не только блогеры-миллионники, но и микро– и наноинлюэнсеры. Наиболее активные потребители инфо-фастфуда – женская аудитория 18–34 года.
Моя близкая подруга, завотдела во Всемирном банке, поставила свой личный рекорд: между zoom’ами на хоум-офисе она в карантин занималась онлайн балетом, брала уроки танго, коучинг-сессии, консультации у таролога, а еще проходила марафон по личностному росту. Время, по ее словам, летело незаметно. Деньги – тоже. Правда, семьи у моей подруги нет и она могла себе это позволить. Но есть немало тех, кто за быстрый доступ к «лучшей версии себя» и «изменениям в жизни с космической скоростью» (цитаты из рассылок Милы Левчук) готов отдать последние средства. Онлайн-тренинги и прочий экспресс-«улучшайзинг», по данным Яндекс.Кассы, занимает второе место по доле оплат в кредит, уступая лишь магазинам товаров для дома и сада.
Почему мы так рвемся обучаться у людей, которых в глаза не видели и экспертиза которых порой исчисляется лишь количеством подписчиков? «Мне требовалась срочная подзарядка, пинок, – делится со мной 30-летняя Юля, моя новая подруга в Гамбурге, где я живу последние четыре года. – Я ушла с работы, мы с мужем переехали в новую страну. Марафон желаний пришелся более чем кстати». Юля прошла его у живущей в Сингапуре блогерши с 350 тысячами подписчиков. Марафон стоил 5000 рублей, но Юля убеждена, что дело того стоило: до этого она жила «не своими желаниями, а мужа и родителей». Чего не скажешь о двух марафонах по продвижению в соцсетях, за которые девушка в начале года отдала около 70 000 рублей. Да, ее блог сейчас активно развивается – и, кстати, она сама недавно стала вести инстаграм-марафоны, хотя теперь считает, что всю эту информацию можно было найти и за гораздо меньшие деньги. «Блогеры с кучей подписчиков стали кумирами, мы верим в их экспертность, – продолжает Юля. – Хотя иногда все это сомнительно».
Последнюю неделю я только и делаю, что читаю отзывы, смотрю видео и изучаю Инстаграм Милы Левчук, оформленный в 50 оттенках розового. Особенно – трепетные посты о прошлогоднем разводе с мужем, благодаря перипетиям отношений с которым уроженка Омска и педагог по образованию пять лет назад и начала вести блог. По его мотивам позже вышли книга «Женское достоинство. Сила притяжения мужчин» (экземпляр стоит около 890 рублей за 240 страниц) и курс-бестселлер «Как стать Девушкой-плюс». Эксперимента ради решаю купить у Милы Левчук онлайн-марафон «Как не испортить отношения деньгами и увеличить заработок». Он длится месяц и стоит всего 2999 рублей. Одно из первых заданий – вдохновить мужчину на дорогостоящую покупку. Для этого надо найти убедительные аргументы в пользу того, зачем эта покупка нужна ему самому. И далее – изложить их во «вдохновенной речи», используя типаж мужчины: аудиал, визуал или кинестетик. Я решаю взять планку повыше – поговорить о покупке квартиры в Москве. Сажусь перед мужем, заглядываю ему в глаза и глажу его по руке (он – кинестетик, то есть лучше всего воспринимает информацию через прикосновения). «Дорогой, надо поговорить». Муж, уловив игру в моем поведении, с некоторым раздражением просит побыстрее перейти к делу. Вдохновенная речь не прошла. Но марафон, впрочем, только начался – у меня есть шанс попрактиковаться. Каждый день получаю новый подкаст плюс подборку видео с YouTube-канала Милы Левчук, а также «полезности»: чек-листы (например, для анализа негативных и навязанных извне денежных убеждений), глоссарий по финансовой грамотности, плюс подборка книг, фильмов и сериалов на тему денег. Темы подкастов и видеолекций: «Как привлечь деньги», «Как вести бюджет», «Как найти призвание и зарабатывать на любимом деле», «Как начать копить и разобраться с кредитами», «Как создать подушку безопасности», «Как обеспечить себе достойную пенсию», «Пассивный доход», «Финансовые ошибки» и т. д. Часть лекций – от приглашенных финансовых консультантов, часть – от самой Левчук. Последние – смесь прописных истин вроде «Лучше плакать в “мерседесе”, чем в маршрутке» (кто бы спорил!), практических рекомендаций и достаточно маргинальных жизненных историй. Мне, например, в жизни, к счастью, практически не попадались мужчины, которых Мила Левчук называет «диванные типы», полностью живущие за женский счет. К удивлению, я даже получаю варианты ответов на непростые вопросы, которые последние несколько лет, перейдя на фриланс, задаю самой себе. Не стыдно ли зарабатывать намного меньше мужа? Как быть, если привыкла быть «достигатором», а дети тоже требуют внимания?..
Но примерно на второй неделе марафона я начинаю понимать, что многое здесь мне чтото напоминает. Ну конечно! «Правила»! Мировой бестселлер еще 1995 года, который написали две американки Эллен Файн и Шерри Шнайдер, – The Rules: Time-tested Secrets for Capturing the Heart of Mr. Right. Пожалуй, именно от этой книги и пошла в народ вся индустрия тренингов по межличностным отношениям «на коленке», успешно перекочевав со временем в соцсети и мессенджеры. Главная идея – позволить мужчине быть охотником, добиваться вас, спасать, защищать и в идеале – спонсировать. А если мужчина «не звонит-не пишет» и в целом не безум но влюблен – исчезнуть из его жизни, сославшись на занятость (это будет хорошей проверкой его истинных чувств и намерений). Иначе можно так и остаться «девушкой-ноль» или «девушкой-минус», а вокруг будут крутиться лишь «недостойные гады» или «парни ни о чем» (это уже терминология Милы Левчук). В свое время я повстречалась в Нью-Йорке с авторшами «Правил», которые провели со мной экспресс-тренинг на тему «Как притягивать достойных мужчин». После такого репортажа в Marie Claire – а дело было в нулевых, еще до эпохи соцсетей – меня позвали вести курс на эту тему в самую популярную в Москве на тот момент Школу тренингов для женщин. То, что сама я была «сапожником без сапог» – без постоянного мужчины и с багажом странных личных историй, – никого не смущало. Впрочем, Милы Левчук из меня не вышло.
Любопытно, что на марафоне по деньгам, который я прохожу у Левчук (пошла третья неделя – я уже приноровилась делать домашние дела в наушниках), почти на каждой лекции призывают работать над самооценкой. Дело полезное – для этой цели Мила рекомендует саму себя, точнее – свой марафон «Подними самооценку за 10 дней» за дополнительные 600 рублей (параллельно мне предлагают повысить статус участницы до VIP-уровня за 6999 рублей, докупить конспект, продлить доступ к материалам марафона – тоже за деньги, а также приобрести банковские продукты, которыми «пользуется Мила»). Игнорирую.
Телеграм-чат на нашем марафоне разрывается от сообщений. География широка – от Владивостока до Тель-Авива. Контингент – от студенток и мам в декрете до госслужащих и кандидатов наук. В купленном мной пакете «Стандарт» обратной связи нет – лишь куратор, именуемый «Подруга-плюс», периодически дает в чате короткие звуковые напутствия. Впрочем, многие участницы здесь не впервые и к такому формату привыкли. Меня же быстро стало раздражать постоянное пищание телефона, и он давно на беззвучном режиме. В чат я заглядываю все реже, ограничиваясь лишь прослушиванием подкастов, – заплаченные деньги мотивируют пройти марафон до конца. Оказался ли он в итоге для меня полезным? Не уверена – к заветной квартире в Москве мы с мужем пока так и не приблизились.