Маленькая девочка лет шести, держась за руку мамы, вышла со станции метро "Арбатская" и замерла в восхищении: "Как красиво!" Еще интереснее было наблюдать за реакцией взрослых. Сделав шаг на улицу из вестибюля подземки, многие из них начинали недоуменно оглядываться. На лицах так и читалось: "Где это я?"
И немудрено: перед пассажирами метро, привыкшими тут к толчее, теперь открывается великолепная площадь, главное украшение которой - простор и много воздуха. А еще свежий изумрудный газон, топтать который, что называется, нога не поднимется, а главное, незачем - через него сделан гранитный проход, по которому удобно выйти и на соседнюю Воздвиженку, и к подземному переходу, ведущему на Гоголевский бульвар. Рядом лавочки, уже обжитые влюбленными, гранитная плитка под ногами, которую в жаркий день начинаешь особо ценить: ведь будь тут прежний асфальт, плавился бы на солнце, и дышать стало бы нечем. Вот в таком замечательном месте и назначил встречу корреспондентам "РГ" мэр Москвы Сергей Собянин в ответ на предложение прогуляться вместе по площади, на которой только что закончились работы по программе "Моя улица". Очень хотелось узнать, что сам градоначальник думает о благоустройстве Москвы, какие еще планы вынашивает.
Мы встретились у кинотеатра "Художественный".
Сергей Семенович, предлагаем вам отправиться сегодня одиннадцатым маршрутом.
Сергей Собянин: А что это такое?
Ну, как что? На своих двоих. Любите гулять пешком?
Сергей Собянин: Согласен. Это одно из моих главных удовольствий.
Тут разговор пришлось прервать: Собянина узнали. Дети, женщины, мужчины, москвичи и гости столицы. В многоголосье обступивших людей рефреном звучало:
- Спасибо вам за красивую Москву!
Он шел по площади и все, кто хотел, жали мэру руку, желали: "Продолжайте в том же духе!" Так мы дошли до столиков под белыми тентами - еще одним новшеством Арбатской площади, присели выпить чаю и наконец поговорить.
Сергей Семенович, мало кто даже из москвичей знал, что есть такая площадь Арбатская. Новый Арбат, Старый Арбат - это да, достопримечательности Москвы. А площадь - кто и где ее видел?
Сергей Собянин: Действительно, последние два десятка лет ее, можно сказать, и не было. Был только огромный поток людей, зажатый узким коридором между оградой станции метро и зданиями магазинов. Откуда они здесь взялись? Сначала один ларек когда-то появился, потом второй, затем над ними второй этаж построили... Самострой рядом с минобороны. И так все стояло годами. Не просто некрасиво, а реально опасно для пассажиров метро и прохожих. Лишь в феврале нам удалось снести эти постройки. Теперь на месте ларьков стоят лавочки, люди там отдыхают.
Мы прошли с вами всю площадь и видели реакцию людей, благодарных за эти изменения. Но вот читаешь социальные сети - и оторопь берет: столько критики, нелестных слов... Вы как к этому относитесь?
Сергей Собянин: Я думаю так: жить надо не в соцсетях, а в реальной жизни. Встреч, какие вы наблюдали сегодня, большинство.
Ну хотя бы одного человека вы встретили, который сказал: мэр, ну что ты такое творишь на московских улицах!
Сергей Собянин: Ни одного! Хотя критики хватает. Но другой. Чаще всего мне говорят так: здесь вы, конечно, сделали все хорошо. Плохо другое: не на нашей улице. Этим людям я со спокойной совестью говорю: мы придем и к вам. Как пришли уже на 142 улицы и магистрали, благоустроенные за 2011-2015 годы.
Программа "Моя улица" в 2016 году - это еще 59 улиц. На 27 из них уже завершено создание комфортного общественного пространства, убраны ограждения, и они вновь открыты для движения людей и машин. Среди них Тверская, Новый Арбат, Знаменка, Воздвиженка, Охотный Ряд, Крестовоздвиженский, Староваганьковский, Газетный, Никитский, Романов, Калашный, Большой Кисловский и Вознесенский переулки, Театральный проезд, улица Моховая, Манежная площадь и целый ряд других.
Арбатская площадь завершает ансамбль улицы Новый Арбат, который сейчас тоже обретает новую жизнь. Вы видели уже, как там идут работы и что в итоге изменится на этой магистрали?
Сергей Собянин: Я не согласен с такой постановкой вопроса - завершает. Точнее сказать, продолжает ансамбль. И дальше продолжается Воздвиженкой, Знаменкой с переходом на Моховую. Большая часть работ на Арбате уже выполнена. Осталось благоустроить отдельные участки и осенью посадить большие восьмиметровые деревья - зеленые вязы вдоль домов-книжек, где много кафе, ресторанов и магазинов, а на противоположной стороне у жилых домов - бордовые клены. В целом деревьев станет в 2,5 раз больше.
Новый Арбат, можно сказать, - главная торговая улица Москвы. Вы не рассматривали проект сделать его полностью пешеходным? Вот, например, новый мэр Лондона Садик Хан недавно заявил, что он к 2020 году полностью закроет для автомобильного движения Оксфорд-стрит - главную торговую магистраль в британской столице. Да и вспомним: Москва тоже не раз подступалась с такой же идеей к Новому Арбату. Первый раз, еще в 1996 году, ее выдвигал Михаил Посохин - глава Моспроекта-2. Он предлагал пустить под землю весь транспортный поток с магистрали, построенной по проекту его отца, Михаила Посохина-старшего, которую в народе прозвали вставной челюстью за ее инородность в исторической московской застройке. А спустя десять лет предыдущее правительство Москвы даже создавало комплекс "Арбатский бульвар" для реализации этого проекта.
Сергей Собянин: Мы не планируем делать Новый Арбат полностью пешеходным. Эта одна из главных транспортных артерий города. Москва же построена таким образом, что если перекроем центр, то остановится весь город. Все надо делать в меру. В процессе проходящей сейчас реконструкции магистрали автомобильное движение не пострадало: полос движения для машин как было, так и осталось семь. Изменилась лишь их ширина: две крайние по прежнему по 3,5 метра, четыре средних - по 3,25, а центральная - 3,2. Это позволило выкроить возможности для расширения тротуара возле домов-книжек на 1-1,5 метра. И теперь по Новому Арбату в обновленной пешеходной зоне смогут гулять вместо прежних 36 тысяч около 43 тысяч человек в час. То есть без всяких крайностей мы учли интересы и автомобилистов, и пешеходов. Кстати, был благоустроен не только сам Новый Арбат, но и все прилегающие дворы.
Еще раньше, в июле, была закончена реконструкция главной магистрали столицы - улицы Тверской на участке от Моховой до Пушкинской площади. Оставшаяся часть станет такой же красивой: без проводов в небе, с хорошим покрытием, массой площадок для летних веранд?
Сергей Собянин: Да, обязательно доведем реконструкцию Тверской до площади Белорусского вокзала. Работы у нас впереди еще очень много. Надо до конца приводить в порядок Бульварное кольцо, Садовое кольцо, да и другие улицы, чтобы в городе было комфортно везде и всегда.
И все-таки, Сергей Семенович, в этом году Москва начала одновременно реконструкцию 59 улиц. Два десятка готовы. А на остальных работают еще почти 20 тысяч рабочих. Прямо Бородинское сражение! Нужен ли такой масштаб? Может быть, хватило бы для начала10-20...
Сергей Собянин: Можно делать и по одной улице в год. Но тогда будем заниматься благоустройством 3,5 тысячи лет! А мы хотим обустроить город как можно быстрее!
В начале лета в Париже проходили Дни Москвы, вы участвовали в них, вместе с вашей французской коллегой Анн Идальго подписали соглашение о сотрудничестве двух столиц. Нас, журналистов, освещавших это событие, удивило состояние парижских дорог - сплошь в выбоинах. Коллеги объяснили: кризис, у Парижа нет денег на ремонт...А в Москве нет кризиса? Такое грандиозное благоустройство!
Сергей Собянин: По сравнению с Парижем у Москвы действительно нет кризиса. У них бюджет постоянно дефицитный, а у нас нет дефицитного бюджета, у них безработица 10%, а у нас в 2016-м она не превысит 1%. Проблемы, конечно, есть и у Москвы. Но не настолько, чтобы прекращать развитие города.
Возвращаясь к программе "Моя улица". Пешеходных зон в Москве все больше - свыше 100 км. И в тех, что сформировались уже, жизнь вовсю кипит. Круглый год идут один за другим фестивали. А на Новом Арбате тоже что-то будет происходить?
Сергей Собянин: Безусловно. Нужно, чтобы на всех площадях и улицах Москвы было не только красиво, но и интересно. Вот и на Новом Арбате сегодня открывается фестиваль "Снова в школу". Точно знаю: детям с родителями там будет чем заняться.
Подробности
- На Новом Арбате установлена самая длинная лавочка для свиданий из термообработанной древесины длиной 150 м. Она двухсторонняя, сидеть на ней спина к спине смогут одновременно 700 влюбленных. По размеру она занимает пятое место в мире. На 1-м находится скамейка в болгарском городе Пазарджик - ее длина 1111 м, места хватает для 2020 человек. На 2-м так называемая китайская красная лента длиной 500 м, предназначенная для 1000 человек, на 3-м - 324-метровая скамья из Литлхэмптона в Великобритании и на 4-м - лавочка в испанской Барселоне. Она длиннее московской на 2 м и на ней тоже помещаются 700 человек.
- Здесь же для удобства пешеходов и водителей появилась парковка-трансформер, которая может превратиться в бульвар. Ее замостили в одном стиле с тротуаром. Места для машин не стали размечать как обычно, а обозначили вкраплениями из гранита, отличающегося по цвету от остальной пешеходной зоны.
- Всего по итогам 2016-го года будет произведена замена покрытий тротуаров и проезжей части общей площадью более 1 млн кв. м.
- На улицах города дополнительно появится 2220 новых опор освещения, 1962 скамьи, урны и другие малые архитектурные формы;
- Осенью в городе высадят 2875 деревьев и 55 тысяч кустарников.