Вторая по размеру российская авиакомпания «Трансаэро», накопившая 159 млрд руб. долга, не получила господдержки. Теперь 75% компании за рубль получит «Аэрофлот». Вместе «Аэрофлот» и «Трансаэро» перевозят больше половины российских пассажиров.
Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» планирует приобрести 75% плюс одна акция «Трансаэро». «Деятельность «Трансаэро» будет полностью реструктурирована и интегрирована в группу «Аэрофлот», — сообщил представитель «Аэрофлота», которого цитируют РИА Новости. Сделка проводится «в интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп», говорится в сообщении «Трансаэро». «Акционеры «Трансаэро» рассчитывают, что данная мера будет способствовать интересам пассажиров, работников и партнеров авиапредприятия», — подчеркивается в нем.
Решение об организации сделки было принято во вторник на совещании под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, рассказал источник РБК, знакомый с его итогами. Это подтвердила пресс-служба «Трансаэро». После совещания и было дано поручение в ближайшее время провести совет директоров «Аэрофлота», на котором будет принято решение о покупке 75% плюс одна акция «Трансаэро», пояснил собеседник РБК. По данным Интерфакса, заседание совета состоится в четверг, 3 августа. Члены совета директоров «Аэрофлота» уже получили директиву на голосование «за», добавляет источник агентства. Из условий сделки пока известна только сумма: за 75% плюс одна акция «Аэрофлот» заплатит символический один рубль, сообщил РБК источник в Минтрансе.
Крупнейшие акционеры «Трансаэро» — ее основатели Александр и Ольга Плешаковы (на двоих владеют 36,62% акций), еще 13,01% акций принадлежит ее дочерней компании «Трансаэро-Финансы». Совладельцем компании также является мать Александра Плешакова, глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина (3%). По завершении сделки Плешаковы покинут компанию, утверждает источник Интерфакса, участвовавший в совещании под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором вырабатывали план спасения перевозчика. Связаться с Ольгой Плешаковой РБК вчера не удалось.
«Данное решение в сложившейся достаточно сложной ситуации на авиационном рынке является наиболее правильным. Это, с одной стороны, позволит погасить задолженность компании перед кредиторами, а с другой — обеспечить все взятые на себя обязательства перед пассажирами», — говорится в распространенном во вторник вечером сообщении Минэкономразвития. В ведомстве Алексея Улюкаева пока не получали запроса от «Аэрофлота» за поддержкой на спасение «Трансаэро». «При этом считаем, что для выхода отрасли в положительную зону необходимы дополнительные структурные меры государственной поддержки для всех авиаперевозчиков. Действенной мерой поддержки отрасли может быть обнуление НДС для авиакомпаний на два-три года. Данная мера по снижению НДС обеспечит сдерживание роста тарифов для населения и компенсирует авиакомпаниям часть расходов на убыточном сегменте ВВЛ в период стагнации рынка», — говорится в сообщении министерства.
В начале августа «Коммерсантъ» со ссылкой на доклад Минэкономразвития писал, что ведомство не исключает, что проблемные авиакомпании, в том числе «Трансаэро», могут уйти с рынка.
В сентябре 2014‑го руководство «Трансаэро» обратилось в Минтранс за поддержкой. По итогам 2014 года долгосрочные обязательства «Трансаэро» составляли 78,18 млрд руб., краткосрочные — 81,24 млрд руб. (отчет по МСФО). Крупнейшие кредиторы авиакомпании — ВТБ и Сбербанк. Все лето компания вела с кредиторами переговоры о реструктуризации долга, в августе этого года сообщалось, что Сбербанк продлил «Трансаэро» ковенантные каникулы до 1 октября 2015 года. Представитель ВТБ тогда же говорил РБК, что в настоящий момент в финальной стадии находится подготовка обновленной финансовой модели «Трансаэро». Вчера представитель ВТБ отказался от комментариев.
От частного к государственному
«Трансаэро» — старейшая частная авиакомпания в России, сертификат эксплуатанта она получила еще в октябре 1991 года. Основал компанию предприниматель Александр Плешаков — сын одной из самых влиятельных сотрудниц еще советского Министерства гражданской авиации Татьяны Анодиной, в том же году возглавившей Межгосударственный авиационный комитет (МАК) — созданный постсоветскими государствами орган, отвечающий за сертификацию воздушных судов и аэродромного оборудования, а также расследования авиационных происшествий на всей территории бывшего СССР, кроме стран Прибалтики и Грузии. Татьяна Анодина и сейчас входит в число акционеров «Трансаэро» — руководителю МАК принадлежит 3% акций авиакомпании.
«Трансаэро» первым в России после государственного «Аэрофлота» стала эксплуатировать самолеты западного производства, получив в 1993 году первые Boeing 737. В формировании парка компании помогли в том числе и преференции со стороны государства: c 1994‑го по середину 2000‑х «Трансаэро» имела право на беспошлинный импорт западных самолетов, которые были на порядок экономичнее советских (остальные перевозчики платили таможенную пошлину в размере 20%). Среди российских авиаперевозчиков аналогичные льготы были только у государственного «Аэрофлота». Сейчас у компании, которая зарабатывает значительную часть выручки на чартерных туристических направлениях, самый большой в России парк широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов (20 — Boeing 747, 18 — Boeing 767 и 14 — Boeing 777). Кроме того, наряду с «Аэрофлотом» и грузовым «Волга-Днепром» «Трансаэро» была одной из трех российских авиакомпаний — получателей роялти, которые западные авиаперевозчики исторически платят за пролет над российской территорией по транссибирским маршрутам.
В 1990‑е годы у «Трансаэро» был еще один влиятельный акционер — предприниматель Борис Березовский, который активно инвестировал в авиационную отрасль и к 1998 году контролировал 32,1% акций «Трансаэро» и блокпакет «Аэрофлота». В том же году между акционерами компании возник конфликт: как писала газета «Коммерсантъ», Березовский настаивал на объединении авиаперевозчика с более крупным «Аэрофлотом», а Плешаковы были против. После отъезда Березовского из России в 2000 году он вышел из состава акционеров «Трансаэро», а его пакет выкупили остальные акционеры.
Кризис 2009–2010 годов, в отличие от ряда других авиакомпаний (см. справку), «Трансаэро» прошла без серьезных финансовых проблем и необходимости привлечения госгарантий. В 2014 году авиаперевозчику повезло меньше: в предшествовавшие кризису годы компания активно наращивала парк, с девальвацией рубля номинированные в долларах затраты на лизинг самолетов резко выросли, и обслуживать задолженность перед банками ей стало трудно (по данным отчетности по МСФО, на конец 2014 года долгосрочные обязательства «Трансаэро» составляли 78,18 млрд руб., краткосрочные — 81,24 млрд руб.). В конце сентября 2014 года руководство «Трансаэро» обратилось в Минтранс за поддержкой. Перевозчик просил предоставления госгарантий по кредитам. В начале декабря 2014 года, как писал ТАСС, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова отправила в правительство письмо, в котором сообщила, что уже до конца 2014 года существует риск приостановки полетов, так как компании нечем платить контрагентам: «Трансаэро» должна 2,5 млрд руб. «Роснефти» и почти 2 млрд руб. «Газпром-Аэро» за авиатопливо. В результате в конце декабря правительство выделило «Трансаэро» госгарантии в размере 9 млрд руб.
Но этих денег хватило ненадолго. Уже в марте 2015‑го в «Ведомостях» появилась информация, что «Трансаэро» собирается обратиться за новыми госгарантиями на 40–50 млрд руб. В конце мая газета писала, что перевозчику могут потребоваться уже 70 млрд. Одновременно «Трансаэро» ведет переговоры о создании синдиката банков-кредиторов, которые бы реструктурировали ее долг. Организацией синдицированного кредита занимается один из крупнейших кредиторов авиакомпании ВТБ.
В последние месяцы финансовая ситуация компании продолжила ухудшаться: источники, близкие к ее контрагентам, рассказывали, что она задерживала текущие платежи крупным поставщикам даже летом, когда в силу сезонности бизнеса cash-flow авиакомпаний традиционно находится на максимуме. Участников рынка обеспокоило и то, что к концу лета «Трансаэро» начала распродажу на зимний сезон по ценам ниже рыночных. Источники РБК рассказывали, что в правительстве и Минтрансе «были недовольны» тем, что авиакомпания создавала большую глубину продаж, не договорившись о реструктуризации долга и не имея, таким образом, возможности гарантировать перевозку пассажиров.
Как рассказывали РБК источники на рынке, в середине августа в Росавиации прошло совещание, посвященное финансовой устойчивости авиаперевозчиков, в том числе «Трансаэро», на котором были представлены цифры, свидетельствующие, что убыток авиакомпании в пересчете на одного пассажира с момента предоставления предыдущего транша госгарантий вырос (в Росавиации от комментариев тогда отказались). 19 августа новое совещание о ситуации в компании с участием Ольги Плешаковой и банков-кредиторов прошло у вице-премьера Аркадия Дворковича. Тогда источник РБК, знакомый с его ходом, рассказывал, что компании в короткие сроки необходимо получение госгарантии размером 22 млрд руб. Но никаких решений по итогам того совещания принято не было, а после его окончания вице-премьер сказал в эфире телеканала «Россия 24», что правительство готово помогать авиакомпаниям, испытывающим финансовые проблемы, но «делать это нужно только в том случае, если есть понятная финансовая модель выхода из сложной ситуации». «Если нет, тогда придется смириться, что на рынке будет меньше авиакомпаний. Пока таких тяжелых решений мы не принимали», — сказал Дворкович.
Как выйти из штопора
«Аэрофлот» — крупнейшая российская авиакомпания, «Трансаэро» — вторая. Объединенная компания, которая возникнет после сделки, будет перевозить каждого второго авиапассажира в России. В 2014 году «Аэрофлот» перевез 34,7 млн человек (17,1 млн из них за рубеж), «Трансаэро» — 13,198 млн. Всего, по данным Росавиации, в прошлом году услугами авиакомпаний в России воспользовались 93 млн чел.
Отрыв новой компании от конкурентов будет недосягаемым. UTair перевезла в 2014 году 11,2 млн пассажиров, группа S7 (компании «Сибирь» и «Глобус») — 9 млн. Парк UTair насчитывал на апрель 2015 года 71 самолет, S7–58 самолетов, по данным на июль 2015 года.
Во втором квартале 2015 года «Трансаэро» обслуживала 151 направление, в том числе 87 международных и 64 внутренних направления. По некоторым направлениям, таким как Рим, компания была единственным, кроме «Аэрофлота», перевозчиком. После покупки «Аэрофлот» может стать единственной в этом направлении российской авиакомпанией.
Гендиректор отраслевого агентства Infomost Борис Рыбак тем не менее не думает, что сделка позволит»Аэрофлоту» значительно улучшить свои позиции на рынке. «Это скорее санация, а не поглощение. Безусловно, увеличится парк «Аэрофлота», но незначительно — больше половины воздушных судов «Трансаэро», скорее всего, будут переданы лизингодателям», — считает он. «Аэрофлот» могут заинтересовать разве что их Boeing 777 (емкость 299–373 кресла, на конец 2014 года в парке «Трансаэро» таких было всего 14), а самолеты с большими провозными емкостями, как у Boeing 747 (у «Трансаэро» их 20), невыгодны уже с лета 2014 года, утверждает он.
У «Аэрофлота» в парке 163 самолета (данные компании на 1 июля 2015 года). Самая распространенная модель — 63 воздушных судна — среднемагистральный Airbus А320. «Трансаэро» — антипод «Аэрофлота», у нее авиапарк состоит из Boeing — 106 лайнеров, больше всего — 20 машин — это дальнемагистральный Boeing 747–400. Только в 2015 году начали поступать первые самолеты Airbus. Средний возраст самолетов у «Аэрофлота» — 4,2 года, у «Трансаэро» средний возраст самолетов — 16,4 года. Самому старому самолету «Трансаэро» 28 лет.
Долги «Трансаэро», которые перейдут после сделки «Аэрофлоту», скорее всего, будут реструктурированы банками под госгарантии, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. При этом «Аэрофлоту» придется пойти на реструктуризацию бизнеса новой дочерней компании: в преддверии низкого сезона перевозчик постарается частично распродать парк самолетов «Трансаэро». Но за короткое время это будет сделать сложно, поэтому покупателю, чтобы провозные емкости не простаивали, придется увеличивать количество направлений и частоту рейсов, считает эксперт.
Партнеры «Трансаэро» знают о сделке, но уверены, что на обязательствах перевозчика она не отразится. Смена собственников не должна повлиять на зимние полетные программы, считает Александр Туголуков, управляющий директор туроператора «Библио Глобус», одного из ключевых партнеров авиакомпании. Программы на зимний сезон уже сверстаны, например, на Египет объемы перевозки зимой останутся примерно на уровне прошлого года, на дальнемагистральных направлениях (Таиланд, Доминикана, Индия) — будут снижены, уточнил Туголуков. Каким будет партнерство с «Трансаэро» в будущем летнем сезоне, в «Библио Глобусе» пока оценить не берутся: полетные программы на лето начинают формироваться в январе-феврале. Не ждет кардинальных изменений уже заявленных полетных программ «Трансаэро» в этом зимнем сезоне и гендиректор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев.
Вчера Игорь Шувалов дал «Аэрофлоту» поручение выполнить все обязательства перед пассажирами «Трансаэро» и социальные обязательства перед ее сотрудниками. «Не должно быть никаких резких движений», — сказал РБК источник в правительстве. За этим должно следить Министерство труда и социальной защиты. А ФАС должна мониторить ситуацию (переход «Трансаэро» под контроль «Аэрофлота») на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, добавил собеседник РБК, знакомый с итогами совещания у Шувалова.
Представитель ФАС сообщил РБК, что ходатайство о приобретении «Трансаэро» пока не поступало. Подобная сделка потребует детального рассмотрения, и в случае одобрения, скорее всего, будут выставлены поведенческие условия, добавил он.