Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предложила ввести с 1 января социальные нормы потребления электроэнергии для населения. Диверсифицированные тарифы должны снизить перекрестное субсидирование и усилить борьбу с серым майнингом. И тут вступает целый хор. Союз потребителей РФ направил письмо в адрес премьера Михаила Мишустина с предложением ввести прогрессивную шкалу энерготарифов, что «позволило бы экономить электричество». Замминистра энергетики Павел Сниккарс добавил, что «меры поддержки граждан в части субсидирования по электрической энергии необходимо делать более адресными для нуждающихся категорий». И, конечно, горячо одобрили грядущий переход на «дифференцированные тарифы» владельцы энергоемкого бизнеса, рассчитывающие на снижение технологических затрат и увеличение собственных прибылей.
Напомним, что повышать плату за электроэнергию для «неэкономных потребителей» уже пытались в 2013 году в 17 регионах. Тогдашний премьер Дмитрий Медведев, подписывая постановление о переходе на социальные нормы потребления, пообещал, что новация «позволит большинству россиян платить за электроэнергию меньше, чем они платят сейчас». Через полгода выяснилось, что овчинка не стоила выделки: плата за электричество у экономных семей снизилась лишь на 3%, а у «расточителей» выросла на 4%. При этом, по подсчетам экспертов, жилец мог считаться экономным лишь при условии использования «традиционного набора электроприборов, необходимых для жизнедеятельности». А именно: холодильник экономкласса, небольшая стиральная машина, телевизор, электроплита, микроволновая печь, один компьютер с монитором 22 дюйма, электрочайник на 1 литр, утюг, пылесос, стационарный телефон с зарядкой трубки, электрические часы-будильник. Расчеты проводились с учетом пользования утюгом один раз в неделю, а чайником — дважды в день. А также при соблюдении правил энергосбережения с непременным выключением света при выходе из комнаты...
Другими словами, население загонялось в рамки жесточайшей экономии. Неудивительно, что из 17 губернаторов, которым предложили перевести свои регионы на социальную норму, премьера послушались только семь. В регионах, где проводился эксперимент, в рамки установленных норм (не более 150 кВт-ч в месяц на человека) попали от 70 до 90% семей. Но в Таганроге 81% потребителей не смогли уложиться в социальную норму и начали переплачивать за ЖКУ, против чего даже запротестовала городская дума. «Социальные протесты из-за этих норм не исключены», — говорила председатель комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская. А Общероссийский народный фронт (ОНФ), проанализировав общие итоги эксперимента за пять месяцев, выступил против повышения тарифов на свет, заявив, что «российские граждане и так уже много платят за электричество».
В итоге лопнула главная идея перехода — увеличение расходов населения на электричество. Премьер Дмитрий Медведев отменил собственные решения, объявив о передаче вопроса о социальных нормах на усмотрение регионов. Которые новацию дружно проигнорировали. И вот прошло 10 лет. Что же изменилось?
Во-первых, повысились цены на электроэнергию: в 2013 году киловатт-час для населения в среднем стоил 3 рубля, сегодня — около 5 рублей, то есть рост на 40%. Во-вторых, меньше стало денег на руках у граждан: по данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян в 2023 году опустились ниже уровня 2013 года на 6,5%. А недавно по заказу РИА «Новости» экспертами был подготовлен рейтинг европейских стран по доступности электроэнергии для населения, а именно: сколько киловатт-часов могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты жители разных стран. Лидером стала Исландия (5-е место в мировом рейтинге зарплат), жители которой могут позволить себе на среднемесячную зарплату приобрести более 27 тысяч кВт-ч.
На втором месте Норвегия (11-е место в рейтинге зарплат) с возможностью приобрести на среднемесячную зарплату 26,8 тысячи кВт-ч. Для сравнения: в России на среднемесячную зарплату граждане могут приобрести лишь 13,4 тысячи кВт-ч.
Можно понять Минфин, озабоченный хроническим недофинансированием региональных бюджетов по всей стране. В нынешнем году самый большой дефицит бюджета ожидается в Челябинской (32,3% от планируемых доходов), Липецкой (30,6%), Кемеровской (26,4%), Вологодской (18,5%) области и ЯНАО (18,2%). Чтобы залатать финансовую дыру, регионы берут в долг, используют государственные дотации, а они тоже не бесконечны. Но там ли идет поиск средств для латания?
В начале лета Минфин подсчитал, что российский майнинг (компьютерное производство криптовалюты) вышел на годовой уровень в 100 млрд рублей. А крупнейший в Евразии оператор дата-центров для добычи криптовалют BitRiver сообщил: Россия вышла на 2-е место в мире по объемам мощностей, задействованных в майнинге. У лидера, США, этот показатель составил 3-4 ГВт. Далее следуют страны Персидского залива (700 МВт), Канада (400 МВт), Малайзия (300 МВт). А Российская ассоциация криптоиндустрии и блокчейна заявила, что майнинг-фермы РФ уже потребляют до 2,5 ГВт электроэнергии в год. Отечественные эксперты констатируют: в России возможен дальнейший рост майнинговых мощностей, так как в ряде регио-нов добывать криптовалюту выгодно с точки зрения цен на электроэнергию — это Иркутская и Свердловская области, Красноярский край и некоторые другие.
Все вместе означает, что в России совершенно легально существует индустрия крайне расточительного потребления электроэнергии в гигантских масштабах, не приносящая почти никакой пользы бюджету и населению. Ведь криптовалюта в России полуразрешена: ее можно добывать, но нельзя использовать для покупок и продаж. То есть это преимущественно «экспортный бизнес».
Напомним, что лидером майнинга до 2021 года был Китай, пока власти Поднебесной не ввели на этот бизнес полный запрет. После чего подержанное оборудование для производства крипты перекочевало в сопредельные страны. В России многие майнеры обосновались в Иркутской области. Здесь на Ангаре стоят три крупные ГЭС, которые обес-печивают регион самой дешевой электроэнергией в стране: на 2023 год тариф для жителей Приангарья установлен в 4,6 раза меньше, чем для жителей Московского региона.
Но производство крипты обходится в 81 900 кВт электричества за 1 биткоин, что сопоставимо со снабжением электроэнергией 273 трехкомнатных квартир (по 300 кВт на каждую) в течение месяца. Тем не менее это выгодно при нынешней цене 1 биткоина в 35 тысяч долларов даже в Москве с ее тарифом на электричество по 5,6 рубля за киловатт, ибо доход превышает расходы всемеро! А в Иркутске электроэнергия для населения дешевле московской еще почти пятикратно. В итоге по прибыльности майнинг в России вышел на первое место, значительно опередив нефте- и газодобычу с золотодобычей вместе взятыми. Но по налогообложению тянется далеко в хвосте. Почему?
«Ситуация прозрачная. Дифференцированный тариф действительно нужен и в Кемеровской, и в Иркутской областях, — говорит заместитель председателя совета ассоциации «Надежный партнер» Андрей Романчук. — В случае с Иркутской областью он нужен из-за взрывного роста серого майнинга, и лично у меня вопросов нет: выросли нагрузки на сети и генерацию, кто-то должен за это платить. Дифференцированный тариф нужен для стимулирования более рационального энергопотребления».
Но, спрашивается, какое отношение к этой проблеме имеет население регионов, в которых «прописались» серые майнеры? Минэнерго уже заявило, что собирается в несколько раз увеличить тарифы на передачу электроэнергии для промышленных ферм по добыче криптовалюты. Цель такой меры — заставить майнеров уйти в регионы с избытком энергомощностей. Ведомство даже разработало новую схему тарифного регулирования для центров криптовалюты, а также другие ограничения для ферм. Среди них — запрет на новое подключение к электросетям; низкий приоритет при подключении в регионах с дефицитом энергии; возможность длительного отключения майнеров от сети. Также может идти речь о полной изоляции криптоферм от Единой энергосистемы, чтобы принудительно перевести таких потребителей на собственную генерацию.
Но в стране до сих пор нет нормального законодательства о майнинге и криптовалютах, а власть занимается придумыванием квазизаконов. Давайте представим себе похожую ситуацию, когда в нескольких десятках российских регионов случился взрывной рост подпольного самогоноварения. Будет ли власть поднимать в разы цены на официальную водку с одновременной выдачей российским семьям талонов на государственную сорокаградусную? А ведь именно этот способ пополнения бюджета пытаются ввести экономические ведомства страны...
Вместо послесловия
Тем временем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляет, что в России надо создать «Министерство счастья», которое будет проводить экспертизу принятых законов и решений властей. «Вы знаете, я мечтаю и предлагала — давайте мы создадим в России Министерство счастья. То ведомство, через которое будут проходить все решения, все законы на предмет, а делает ли этот новый закон или новое постановление правительства людей более счастливыми...»
«Труд» поддерживает. И предлагает немедленно отдать на такую экспертизу идею введения социальной нормы электричества для населения. И пусть нам скажут, станут ли счастливее от этого россияне. Но прежде сообщите: кому доверят пост министра по делам счастья?