— Очень непростая игра. Эмоции в таких встречах захлестывают. Много нервов, борьбы. Мне кажется, в первом тайме у «Спартака» не было ни одного шанса, гости постоянно били по аутам, ничего не получалось. Мы показали хороший футбол: и подходы создавали, и простреливали, так что в целом 1:0 закономерный итог.
— Удаление спутало все карты. Меня удивляют спартаковские болельщики, когда говорят, что их команду засудили. Нам, конечно, немного повезло, когда Понсе попал в штангу, когда Миша Кержаков блестяще сыграл в моменте с Ларссоном. Все остальное — удары из-за пределов штрафной, которые вообще не доставляли проблем. Но и мы могли забить: и когда Саша Ерохин простил москвичей из центра штрафной, и когда я упустил момент.
— В начале второго тайма создалось впечатление, что вы немного не разобрались с выходом у соперника Мельгарехо.
— Потом все ему объяснил. Настолько набегался, что в глазах потемнело — устал, что доигрывал на морально-волевых. Я раскачал защитника, пробил в дальний угол, а уже потом увидел Барриоса. Так бы, конечно, покатил. Но была уже пелена перед глазами.
— Нет, пропустил. Потом уже сказали, что кто-то кого-то боднул головой. Рад, что не показали карточки, парней не наказали. Желаю, чтобы у них все сложилось хорошо.
— Вы играли против чемпиона мира. Как вам Шюррле?
— Мне кажется, левый хав — не его позиция, некомфортно там немцу. Но не мне судить, это титулованный парень, бывают хорошие матчи, бывают не очень. Видно, что есть класс — техника, понимание игры. Хотелось бы, чтобы оценивали не сиюминутно. Когда приехал, проявил себя, стали кричать, что машина. Сейчас — много критики. Но мы не знаем задания, которые получал футболист от тренера. Голы не всегда точный показатель. Много критериев — как сохраняешь мяч, как развиваешь атаку. Это надо спрашивать у Тедеско.
— Гол «Зенита» не сразу засчитали — смотрели ВАР. Что было за единоборство с Кутеповым?
— Магомед Оздоев сделал хорошую передачу, пошла борьба, я ее выиграл и пробил. Сейчас кричат, что было нарушение правил. Но надо же на что-то списывать. Чистый эпизод — ударил после единоборства, Максименко потащил, мяч отскочил в колено Кутепову, гол. Все. Какие вопросы?
Еще говорят, что Ракицкому мяч попал в руку. Но там рука в естественном положении — защитник катится, руку некуда деть. Так же попал мяч в руку и Зобнину, когда бежали в борьбе. Все логично, тоже рука в естественном положении. Миллиард раз обсуждали, говорили, что не пенальти. Что опять за сектантские замашки? Вы играете 45 минут в большинстве, не можете забить.
— Был в этом матче элемент игры, в котором «Спартак» оказался сильнее «Зенита»?
— Считаю, нет. Не знаю, что, как и чего, но мне нравится Тедеско. Мы с ним немножко поцапались, но в перерыве его помощники дали «пятачки» — это эмоции, нет проблем. Он пришел в незнакомый чемпионат, незнакомую команду, тяжело сразу наладить. Видно, что пытается сбалансировать оборону, плясать от печки.
Мне кажется, команда скорее жива, чем мертва — в какой-то момент сезона она просто поплыла. Сейчас воспряла, это приятно, всем нам нужен сильный «Спартак». Чем сильнее соперник, тем интереснее матчи. Но в воскресенье ни в одном компоненте «Спартак» нас не переиграл.
Рано или поздно красно-белые нас победят — когда-то же это случится — и я признаю, что они оказались сильнее. Но сейчас выиграли мы, имея вдесятером не меньше моментов. Первый тайм полностью за нами, даже в шоке были, что москвичи не могли выйти из обороны.
— 20 очков от «Спартака», 8 — от «Локо». «Зенит» — чемпион?
— Мы знали, что «Локомотив» уступил «Динамо», и хотели оторваться. Но в целом на разрыв не смотрим, идем от игры к игре. Главное — хорошо восстановиться к встрече с динамовцами, которые ожили еще больше, чем «Спартак». При Новикове это совсем другая команда, предстоит непростой матч. Бело-голубые заставляют себя уважать, это совсем другой коллектив по сравнению с тем, что был в первом круге. Против «Спартака» выиграно сражение, но вся война еще впереди.
— Вас наверняка завели крики болельщиков и обстановка перед игрой.
— Если честно, вообще не слышал, что скандировали с гостевых секторов. Вот наши круто поддерживали. Только во втором тайме поднял голову — спартаковцам выделили хороший сектор, много мест, тысяч пять. Но их реально не было слышно.
— Но москвичей накрывали глушилками.
— Да, я в курсе. Но не весь же матч включали. Давайте скажу свое мнение по всей этой ситуации, раз пошел разговор.
Всегда был против закрытия фанатских трибун и задержаний болельщиков без причин
— Давайте.
— Объясню, почему в микст-зоне после матча со «Спартаком» употребил слово «фашисты». Я не говорю о болельщиках и фанатах — они поддерживают команду и так, как в Сан-Марино, себя не ведут. Я не праздную голы в ворота красно-белых, и не буду этого делать — из уважения именно к настоящим болельщикам и фанатам, которые поддерживают команду.
Мое обращение адресовано отдельной группе лиц, которые приехали в Сан-Марино на двух автобусах. Знаю, это была спланированная проплаченная акция, об этом уже известно.
Эта группа оккупировала трибуну и развесила флаги различных группировок красно-белых. Помимо оскорблений, выкрикивали фашистские лозунги! Я это слышал, поэтому так и среагировал. А теперь говорят и пытаются придумывать какие-то глупости и другие отговорки — ну что за цирк?
— Сейчас рассуждают о том, стоит ли их наказывать. Ваше мнение?
— Не стоит. Потому что самое главное для них наказание — то, что я играю в «Зените», мы побеждаем «Спартак». Я воспитанник этого клуба, у меня все хорошо — это то, что не дает им покоя. Говорят, не надо реагировать, я и не реагирую, но появляется придуманная информация — якобы кому-то жаловался. Как это представляют — что кому-то рассказываю об этой истории?
— Была информация, что вы обратились к главе РПЛ Сергею Прядкину.
— Как? Товарищ Прядкин, разберитесь? И слова не сказал. После игры в Сан-Марино ребята были в шоке от того, что это возможно на матче сборной. Окей, на матчах клубов такое происходит, как говорится, святое. Но сборная?!
— Вы не требуете наказания людей. А в курсе истории с задержаниями накануне матча?
— Да. Я всегда был против закрытия фанатских трибун и задержаний болельщиков без причин. Но надо разбираться в каждом случае отдельно и в рамках правового поля. Мне неприятно, что из-за выходки отдельных лиц используют мое имя и пытаются очернить все фанатское движение. Читал, что были пьяные, что люди матерились. Видел в соцсетях, что несовершеннолетнего отпустили. Мы не знаем повода, и проще всего сейчас написать, что «всех задержали из-за Дзюбы». Но если вы пьете, материтесь в общественном месте, устраиваете драки, при чем тут Дзюба?
Не понимаю, когда говорят о закрытии секторов — пострадают много адекватных, преданных клубу болельщиков. Это перегиб. Футбол для народа. Мне говорят, что оскорбления — часть фанатской культуры. А по мне — как раз отсутствие этой культуры. Пора остановиться, не цепляться к словам, видеть позитив, понимать шоу. Когда я говорил, что будет война, не имел в виду плохого — мы бьемся на поле, ты забываешь обо всем, сражаешься. А после матча — жмем друг другу руки. Это нормально.
— Вы общаетесь с болельщиками «Спартака» вне стадиона — там другая история, без «войны»?
— У меня достаточно знакомых из их числа. Там все нормально и адекватно, никто мне зла не желает, но и добра в матче с красно-белыми не желают тоже. Окей, все понятно — но в то же время меня поздравляют с победой. Люди понимают — то, что происходит на поле, там и остается. В жизни все иначе, больше уважения.
Эти люди знают мою историю ухода из «Спартака» во всех подробностях, они как раз в курсе, кто и кого предал. Мне дико сейчас читать, что я на камеру играю с детьми. Ребята, это мои дети, я их люблю и не собираюсь прогонять, даже если рядом камера, не буду гнать и операторов — это их хлеб. Будьте вы проще, что за дичь?
Обожаю детей, они искренние, настоящие. Да, иногда шумные, но всегда стараюсь уделить время им и не хочу, чтобы у них сложилось мнение, что футболисты заносчивы. Дурачусь с ними, смеюсь — это моя жизнь. Я не идеален в ней, не идеален в футболе — не Месси, не Роналду, не Ибрагимович. Но кое-что умею на поле и вне его, оскорблять себя и свою семью не дам.
И с пути меня не собьют этим флешмобом. Как сказал один киногерой, приходит время выбирать — что правильно, а что легко. Вот буду делать то, что правильно.
— Почему вы отписались от аккаунта сборной?
— Потому что решил сделать паузу и не читать ничего по теме, не видеть комментарии.
Плюс-минус мы с датчанами на одном уровне
— Как оцените жеребьевку Евро-2020 и календарь?
— Когда появился выбор — финны или Уэльс, то по мне валлийцы посильнее. Очень сильны датчане, они, по-моему, два года в основное время вообще не проигрывают. Плюс-минус мы с ними на одном уровне. Наверное, все будет решаться в матче в Копенгагене, но как есть, так и есть.
Нам не стоит сетовать на группу, потому что когда смотришь на ту, где Германия, Португалия и Франция, то не понимаешь, как это вообще возможно на такой стадии. Это очень странно.
— Вы вообще поняли устройство этой процедуры?
— Что-то понял, но не до конца. Очень многое зависело от стран-хозяек. Мне кажется, интереснее все-таки классический вариант жеребьевки, когда заранее мало что известно. А тут — вот вам Бельгия, вот Дания, и дальше только одна интрига — Уэльс или Финляндия.
— По матчу с Бельгией осталось впечатление, что эту команду невозможно обыграть?
— Нет. Это очень крутая команда, с потрясающими исполнителями. Очень сильные! Любую слабину даешь — тут же наказывают. Но нельзя сказать, что это космос. Оценю так — на сегодня Бельгия в одном ряду с Францией.
— Каково ваше будущее — остаетесь в «Зените», мечтаете об Англии, есть вариант с Китаем?
— Китай — пока тема закрыта, предложения оттуда поступали раза три-четыре, но соблазну не поддался. Осталось два матча до зимней паузы, после них сядем переговорим с руководством «Зенита».