Продажи автомобилей в России в 2016 году продолжили снижаться четвертый год подряд. Из-за этого число автодилеров сократилось на 8%, или 300 точек; салонов сейчас осталось 3,5 тыс. В этому году падение продолжится: автосалонов станет еще на 150 меньше, прогнозируют эксперты
В 2017 году могут закрыться 150 дилерских центров, заявил президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Олег Мосеев, передает корреспондент РБК. Сокращение дилерской сети происходит третий год подряд: с 2014 года рынок потерял уже 750 дилеров.
Сейчас, по данным РОАД, в России работают 3,5 тыс. дилерских центров легковых автомобилей. Существенное сокращение дилерской сети пришлось на 2015–2016 годы, когда в России, согласно данным «Автостата», закрылись около 500 предприятий. На начало 2014 года в стране работали около 4,1 тыс. центров. Автопроизводители при открытии центров ориентировались на продажу 3,5 млн автомобилей, напоминает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. «При объеме рынка 1,4–1,5 млн автомобилей такое количество дилеров избыточно», — добавил он.
В 2016 году, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России сократились на 11%, до 1,4 млн штук. В итоге рынок показал снижение четвертый год подряд: в 2013 году продажи сократились на 5%, в 2014-м — на 10,3%, в 2015 году — на 35,7%.
Основная причина закрытия дилерских центров — существенное сокращение продаж новых автомобилей, указывает Удалов. «Раньше дилеры в основном зарабатывали на продаже автомобилей, поэтому сокращение продаж, безусловно, повлияло на их стабильность», — подтвердил РБК президент компании «РТДС Центр» Андрей Петренко.
Сегодня на одно дилерское предприятие приходится в среднем 35 автомобилей в месяц, что явно недостаточно для устойчивого финансового положения дилеров, отметил руководитель экспертно-аналитического управления ГК «Автомир» Артем Зябин. Недостаточную емкость рынка для такого количества дилеров признает и Светлана Браницкая, PR-директор другого крупного автодилера — компании «Рольф». К тому же ряд брендов, согласно данным АЕБ, существенно теряет позицию на рынке. «Иногда дилеры добровольно отказываются от плохо продающихся машин определенной марки, чтобы не работать себе в убыток, но заменить их не всегда возможно», — подчеркивает Мосеев.
На сокращение количества дилеров повлияла и их высокая закредитованность, замечает Удалов. Все будет зависеть от того, кто из дилеров сможет наиболее успешно перекредитоваться в 2017 году, признает генеральный директор петербургского холдинга «Терра-Авто» Владислав Рыдаев.
Основным фактором ухода игроков с рынка президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов считает неэффективность их бизнес-модели: это происходит, когда совокупные доходы дилера меньше, чем те издержки, которые он несет. Доходы большинства дилеров действительно снизились, сказал в беседе с РБК руководитель EY по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ Андрей Томышев. «Часть дилеров обанкротилась и покинула рынок, однако среди них есть и те, которые смогли заработать даже в кризис», — добавил он. Это прежде всего крупные игроки: в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличили продажи «Рольф», «Автомир», «Транстехсервис» и «АвтоСпецЦентр» (АСЦ), перечисляет эксперт.
Регионы под ударом
По прогнозам АЕБ, общий объем продаж автомобилей по итогам 2017 года может составить 1,48 млн штук, то есть на 4% больше, чем в 2016 году. В Subaru и Suzuki считают, что в 2017 году рынок может вырасти даже чуть больше — на 4–5%, говорили ранее РБК их представители. До 5% может вырасти рынок и по прогнозу «Автостата».
В 2017 году рынок не покажет существенный рост, поэтому на плаву останутся только финансово стабильные автодилеры, передал через пресс-службу директор департамента продаж новых автомобилей ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов.
Спешат на помощь
Дилерская сеть Lada, которую выпускает АвтоВАЗ, состоит из 331 дилера, что составляет 10% от общего объема автодилерского рынка (3,5 тыс.). В 2017 году глобальных изменений дилерской сети Lada не ожидается, уточнил РБК представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский. Поддержку своим дилерам оказывает и российское представительство Kia. На конец 2015 года у Kia было 174 точки, по итогам 2016 года их число увеличилось до 177, сказала ведущий специалист по связям с общественностью Kia Motors Rus Евгения Тетерина. Представитель Volkswagen Наталья Костюкович сообщила, что Volkswagen проводит ряд мероприятий по поддержке и развитию дилерской сети. Собрана команда финансовых консультантов, которые анализируют ситуацию в каждом дилерском центре и дают рекомендации дилерам.
Для российского авторынка некритичен уход мелких финансово неустойчивых игроков, добавляет Потапов. Наиболее уязвимы будут небольшие города, где были построены избыточные площади или существует избыточное количество дилеров одной марки, уточняет Мосеев. «Московский и петербургский рынки более стабильны, потому что здесь нет глобальной проблемы закредитованности, как в регионах», — сказал он.
Наиболее уязвимы сегодня дилеры Сибирского региона, уточняет Мосеев: каждый кризис приводит к потере крупных игроков в этом регионе. На иркутском рынке, в частности, присутствуют дублирующие центры, которые не приносят прибыль, сказала РБК генеральный директор «Премьер-Иркутск» (входит в холдинг «Первая Автоколонна») Алена Юсупова. Перенасыщение рынка привело к тому, что часть дилеров закрылась в 2015–2016 годы, уточнила она. Совладелец кемеровского «Сибинпэкс» Владимир Рыкунин предполагает, что сокращение количества участников кемеровского рынка продолжится. «В зоне риска в 2017 году будут монобрендовые салоны и дилеры, которые переоценили свои возможности», — предупредил он.
На месте закрывающихся автосалонов будут открываться новые предприятия, что позволит крупным стабильным игрокам удержать свои позиции и развиваться на рынке, ожидает Потапов из «АвтоСпецЦентра». Возможно, произойдет некоторая консолидация рынка, соглашается Браницкая из «Рольфа». Мультибрендовые холдинги будут более эффективны, чем монобрендовые автосалоны, уверена она. Попов из «Фаворит Моторс» более пессимистичен: «Сегодня меняются не только условия игры, но и сама суть рынка. Может сложиться уникальная ситуация, что на место ушедших дилеров никто не придет».
Генеральный директор АГ «Авилон» Андрей Павлович затруднился прокомментировать ситуацию. Представители еще двух крупных автодилеров — Major и Genser — пока не ответили на запросы РБК.