Азиатские инвесторы заинтересованы в покупке российских заводов Ford, решение о закрытии которых приняли акционеры совместного российско-американского Ford Sollers. В частности, речь идет о корейском Hyundai, рассказали "Известиям" источники, знакомые с деталями переговоров. По некоторым данным, интерес проявляет и китайский GAC Motor. Информацию о том, что приобретение производственных площадок обсуждается, подтвердили представители Ford Sollers. К концу июня заводы по выпуску легковых автомобилей закроют. Сотрудников двух предприятий - в Набережных Челнах и Елабуге - уже готов пригласить КамАЗ, а вопрос с трудоустройством работников завода во Всеволожске пообещали решить власти региона.
СТОП, КОНВЕЙЕР
Американский концерн Ford решил уйти с российского рынка легковых автомобилей и сосредоточиться на реализации коммерческого транспорта (LCV). К таким договоренностям пришли акционеры совместного предприятия (СП) Ford Sollers - американский концерн Ford Motor и российская группа "Соллерс". Производство легковых машин Ford будет полностью свернуто к концу июня 2019 года с последовательным закрытием двух предприятий в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в особой экономической зоне "Алабуга" (г. Елабуга). Российский рынок легковых автомобилей для Ford оказался убыточным - именно это стало причиной принятия решения, пояснил исполнительный вице-президент компании Стивен Армстронг.
Меры приведут к значительному сокращению штата сотрудников. По данным СП Ford Sollers, на челнинском предприятии работают около 850 человек, на заводе двигателей в Елабуге трудятся 100 человек, во Всеволожске - 950.
Сокращение персонала будет проводиться в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой компенсаций. Их размер в компании не раскрывают. Ранее представители профсоюзов настаивали на выплате сотрудникам двух годовых окладов Так, по их словам, Ford поступил при закрытии своего завода в Румынии.
НЕЛИШНИЕ КАДРЫ
Все вопросы о дальнейшей судьбе завода во Всеволожске будет решать собственник площадки Ford Sollers, однако власти региона возьмут на себя обязанности по трудоустройству работников предприятия, сообщила "Известиям" начальник пресс-службы губернатора Ленинградской области Екатерина Путронен. По ее словам, региональная служба занятости уже сформировала банк вакансий во Всеволожском районе для работников завода.
- При необходимости службы занятости готовы за счет бюджета заниматься их переобучением и повышением квалификации, - добавила представитель правительства региона.
Она отметила, что встреча районной администрации, правительства Ленинградской области и профсоюза завода пройдет 5 апреля.
Властям Татарстана будет проще решить вопрос с трудоустройством уволенных работников, чем администрации Ленинградской области, сказал "Известиям" исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.
- В Набережных Челнах есть свободные рабочие места, в частности на КамАЗе. Город большой, рядом еще и Нижнекамск, - пояснил он.
Представитель КамАЗа Олег Афанасьев подтвердил, что на предприятии с общей численностью 40 тыс. человек достаточно вакансий для трудоустройства увольняемых сотрудников с заводов в Набережных Челнах и Елабуге.
- Мы ведем переговоры со службой персонала этих предприятий. Вакансии готовы предложить всем желающим. Но, очевидно, не все уйдут к нам.
Мы заинтересованы в инженерах и рабочих на конвейер, - отметил он.
В правительстве Татарстана "Известиям" не смогли предоставить оперативный комментарий.
ФИНАНСОВАЯ РАСПЛАТА
По словам Игоря Коровкина, уход из России обойдется американскому автоконцерну минимум в 600 млн рублей. Эти деньги пойдут на то, чтобы рассчитаться с попадающими под сокращение сотрудниками и закрыть задолженность перед бюджетами разных уровней по налогам и неналоговым платежам.
Российско-американскому совместному предприятию также предстоит погасить долги перед ВЭБом. В 2011 году он выделил на развитие СП 36 млрд рублей, а в 2015-м - еще 13,5 млрд. Официальной информации о том, какая часть уже погашена, нет.
В Ford-Sollers "Известиям" сообщили, что ведут переговоры о реструктуризации кредитной линии, но подробностей не раскрыли. Об этом журналистам также сказал и председатель госкорпорации Игорь Шувалов. По его словам, американский автопроизводитель обратился в ВЭБ и стороны обсуждают возможные варианты.
- У нас есть предложение как у кредитора. Это интересное предложение, и мы сейчас работаем, - сказал он.
При этом Игорь Шувалов не поделился информацией о деталях переговоров. "Надеюсь, к следующему наблюдательному совету мы уже будем иметь серьезные очертания сделки и, может быть, даже полностью готовую сделку", - добавил он.
АЗИАТСКИЙ ИНТЕРЕС
Рассчитаться с долгами Sollers помогла бы продажа производственных площадок. Но сделать это будет непросто, считает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Он обратил внимание на законсервированный четыре года назад после ухода из России Opel и не работающий до сих пор завод GM в Санкт-Петербурге.
Интерес к площадкам Ford, по его мнению, может проявить китайский GAC Motor, который планирует в 2019 году выходить в Россию с линейкой кроссоверов. О том, что GAC раздумывает о строительстве завода под Петербургом, сообщалось еще в 2016-м, а в прошлом году на Московском автосалоне концерн впервые представил модельную линейку легковых автомобилей.
По словам источника "Известий" на предприятии во Всеволожске, на завод приезжали представители одного из азиатских автобрендов. Но, по его мнению, речь идет о корейской марке. Другой собеседник, знакомый с деталями переговоров, уточнил, что это были представители Hyundai.
- Он уже подписал обязательства в рамках специального инвестконтракта. Планировалось расширение мощностей. Корейцы заинтересованы в оборудовании завода двигателей, - пояснил источник.
Представитель "Хендэ Мотор СНГ" отказался от комментариев. Пресс-секретарь СП Ford-Sollers Екатерина Комарова заявила "Известиям": переговоры о приобретении производственных площадок идут, есть интересанты, но договоров о продаже пока нет.
В концерне ожидают, что новая структура бизнеса позволит увеличить продажи модели Transit, производство которой продолжится на заводе в ОЭЗ "Алабуга". В прошлом году в России было реализовано 12 тыс. таких машин, мощности завода в Елабуге - 85 тыс. штук в год. За последние три года продажи этой модели в России увеличились в два раза, отметили в СП.
Ключевой задачей холдинга на ближайшие годы, по словам Екатерины Комаровой, будет еще больший рост продаж фургонов Ford Transit. Она добавила: акционерам, возможно, придется уменьшить численность сотрудников предприятия, где сейчас около 1500 человек.
ДАЛИ СРОК
Легковые автомобили бренда полностью уйдут с рынка, в том числе их не будут импортировать. Складских запасов машин хватит до сентября 2019 года, сообщил "Известиям" директор подразделения Ford автодилера "Авилон" Михаил Жмаков.
- Информации о компенсациях дилерам от Ford не поступало. Дилерская сеть бренда будет трансформирована в специализированные центры по продаже и обслуживанию автомобилей Transit, -добавил он.
Впрочем, удастся ли СП вернуться к прибыльности в краткосрочной перспективе - вопрос открытый. Переговоры между акционерами продолжаются, и окончательные соглашения будут до -стигнуты в ближайшие месяцы. Пока известно, что Sollers станет контролирующим акционером СП с американцами. В таком случае компании придется нести ответственность за предприятие и с финансовой точки зрения. Но источник "Известий" в отрасли уверяет: Sollers договорилась о том, что рассчитываться с долгами будет Ford.
Новое СП будет создаваться на базе не обремененного долгами юрлица ООО "Форд Соллерс Елабуга", сообщили "Известиям" в группе Sollers. От дальнейших комментариев в компании отказались.