В первый день января 1970 года на Всесоюзном радио состоялась, как сейчас бы сказали, громкая премьера: в эфир вышел первый выпуск программы «Радионяня». «Вечерка» вспоминает, как родилась эта популярная программа.
Все началось с веселой песенки, которую придумали Эдуард Успенский и Владимир Шаинский: «Мы рады вас приветствовать, товарищи ребята!/Конечно, если дома вы, а не ушли куда-то./И просим вас немедленно оставить все дела:/«Радионяня» сегодня к вам пришла».
Легкозапоминающийся мотив и хорошие слова сделали свое дело: программу заметили. Казалось бы, ну что особенного: по радио детям объясняют правила русского языка, математики, хорошего поведения. В школе делают то же самое, только вот школа не становится популярной, а «Радионяню» слушали всей семьей. Секрет прост: школа — это обязаловка, а вот программу по радио послушать, да посмеяться над шутками — это уже удовольствие. А ведь программы могло и не быть. Слишком много проблем возникало при ее создании.
— Передачу не хотели выпускать, — рассказал «ВМ» автор «Няни» Эдуард Успенский. — Говорили, что у советского ребенка не может быть няни — это буржуазное понятие. И первые выпуски поэтому назвали «Всем ребятам-трулялятам». И потом только удалось пробить название «Радионяня» — с большим трудом.
Без пионеров и партии
«Радионяня» имела сумасшедший успех. Ее слушали от мала до велика.
Недаром, когда определяли формат передачи, то его обозначили, как «для детей от 8 до 80 лет». Так оно и получилось.
— Ну а как могло быть иначе, если появилась веселая программа, где без всякой партии и пионеров рассказывали о правилах, которые в школе подавали сухо и официально, — говорит Успенский. — Ну любой запомнит правило, если оно дается в форме песенки.
Например, о перемене мест слагаемых: «К 20 прибавить 30 будет ровно 50/ К 30 прибавить 20 будет тот же результат/ Ах что же это получается:/ От перемены мест слагаемых сумма не меняется». Просто и л егко! Впрочем, дело не только в том, что было весело. Необычной была сама форма программы.
— Да, официоза не было, — подтверждает один из ведущих «Радионяни» Александр Левенбук. — Секрет программы в том, что она строилась в форме естественного разговора взрослых, которые не боялись оказаться в сложном положении, показать, что они чего-то не знают. Это подкупало.
АлфавИт — не алфАвит
Это нам, слушателям, казалось, что программа — легкая и беззаботная. На самом деле каждый выпуск давался тяжелейшим трудом.
— Я просил детей присылать письма, чтобы понимать, какие правила им даются труднее всего, и именно на них концентрировать все внимание, — вспоминает Успенский. — Потом обкладывался учебниками, вспоминал все эти правила, перекладывал их в стихи. Затем композиторы писали под них музыку. Сложно все это было, конечно. Сложно, да и не с первого раза все получалось.
— Это было очень трудное дело, — говорит Левенбук. — С нами хотели сотрудничать многие авторы.
Мы заказывали им интермедии, и они писали их по полгода. Просто потому, что у них не получалось! Попробуйте придумать такую вот песню с первого раза: «Нельзя сказать «алфАвит»,/ а можно — «алфавИт»./ Кто говорит «алфАвит», неверно говорит!»
— Почему программа была популярна не только у детей, но и у родителей? Да они для себя тоже много нового открывали. Вспоминали правила. Говорить-то правильно всем хочется.
А я специально брал очень сложные слова, и взрослым тоже было интересно. Песни из «Радионяни» были популярны настолько, что их крутили даже на дискотеках!
А где идеология?
Буквально после первых же выпусков «Няни» начались проблемы с начальством. Слишком уж выделялась программа. Например, Эдуард Успенский успел написать только 10 выпусков программы, а потом вынужден был покинуть «Радионяню»:
— Сначала нас заставляли приглашать каких-нибудь специалистов-преподавателей, но мы понимали, что это ухудшило бы качество программы. Кроме того, на меня началось давление. Ну как это, на радио, где все сухо, появляется слишком веселая программа. Непорядок! Мне сказали, что в передаче должна быть идеология. Я не соглашался, и тогда меня убрали с радио. На смену мне пришел Аркадий Хаит. Он — великий автор.
И тем не менее «Радионяне» удалось избежать и появления идеологических страничек в передаче, и какихто особенно занудных преподавателей-специалистов.
Лучше не придумать
Программа просуществовала больше 20 лет! Но в 1980-х годах ее закрывают. Одной из причин считается отъезд из Союза в Израиль автора «Радионяни» Аркадия Хаита. Но программу не забыли. Она популярна до сих пор!
— Недавно в Кишиневе, во Франции и в Латинской Америке решили преподавать русский язык именно по нашим урокам, — рассказывает Левенбук. — Сначала педагоги сказали, что метод не подходит, потому что учит на ошибках, а для иностранцев это слишком сложно. Но практика показала, что все наоборот. Например, преподавательница русского во Франции сказала, что ее дети занимают все первые места на олимпиадах по русскому языку.
Возможно ли сегодня возродить «Радионяню»? Эдуард Успенский считает, что — нет. На детей денег выделяют мало. Хотя и в советские времена авторы «Няни» не стали миллионерами.
— Она приносила копеечные заработки, — вспоминает Александр Левенбук. — Но все равно работали над ней с огромным удовольствием. На запись приходили с волнением, а потом слушали эфир. Николай Литвинов обычно после программы звонил мне и говорил: «Ну что, вроде разговор получился!» Вот что главное было: разговор.
СПРАВКА
«Радионяня», возможно, была самой популярной детской передачей на Всесоюзном радио. Впервые вышла в эфир 1 января 1970 г ода. Программы «Радионяни» неоднократно переиздавались массовыми тиражами на грампластинках, аудио кассетах и компакт-дисках. Сейчас ее можно найти и послушать в интернете, ряд передач есть на видеохостинге YouTube.