В 2016 году объем собранных таможенных пошлин при импорте превысил объем экспортных платежей, сообщили «Известиям» в пресс-службе ФТС. Это случилось впервые с 2003 года. Основных причин две: падение цен на углеводородное сырье и продолжение «большого налогового маневра» в 2016 году.
В 2016 году в бюджет было перечислено 4,4 трлн рублей от таможенных платежей, что на 1% превышает прогноз, сообщили «Известиям» в пресс-службе ФТС. Из них 2,31 трлн рублей являются поступлениями от импортных пошлин, а 2,09 трлн рублей — от экспортных.
— В 2016 году впервые за последние годы структура платежей, администрируемых таможенными органами, изменилась. Сумма таможенных платежей, взимаемых при ввозе товаров, превысила размер платежей от экспорта и составила 2,31 трлн рублей. Платежи по импорту превысили абсолютный показатель 2015 года, — сообщили в пресс-службе ФТС.
Импортные платежи превысили экспортные впервые с 2003 года. Причина в том, что основной вклад в экспортные таможенные поступления вносят вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты, экспорт которых в стоимостном выражении существенно снизился в прошлом году, пояснила «Известиям» руководитель группы анализа рынков Исследовательского центра в сфере международной торговли и экономической интеграции ITI Анна Тангаева.
Еще одна причина снижения поступлений от экспортных пошлин — продолжение в 2016 году налогового маневра, заявили «Известиям» в «Мультисервисной платежной системе».
— Продолжение реализации «большого налогового маневра» в 2016 году обусловило перенос налоговой нагрузки с экспортного налогообложения на внутреннее и, как следствие, снижение поступлений доходов по вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть и товары, выработанные из нефти, — отметили в «Мультисервисной платежной системе».
Налоговый маневр в нефтяной отрасли стартовал в 2015 году. Он предполагает сокращение экспортных пошлин на нефть в 1,7 раза, на нефтепродукты — в 1,7–5 раз в зависимости от вида экспортируемых нефтепродуктов. Одновременно предполагается рост налога на добычу нефти в 1,7 раза.
Преподаватель Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) и доцент кафедры мировой экономики РЭУ имени Плеханова Галина Кузнецова считает, что правительству необходимо следовать по пути снижения экспортных пошлин на сырьевые товары и повышения налога на добычу полезных ископаемых.
— В снижении поступлений от экспортных пошлин нет ничего страшного. Экспортные пошлины — тот самый механизм, против которого возражает ВТО. Мы в свое время, вступая в ВТО, эти пошлины отстояли, потому что это большая составляющая нашего бюджета. Наша задача как членов ВТО — найти другие механизмы получения доходов, перевести стрелки на добычу полезных ископаемых. Однако этот налоговый маневр не в интересах крупных корпораций, которые лоббируют свои интересы в правительстве. Так что, скорее всего, всё останется на своих местах, — уверена Галина Кузнецова.
Анна Тангаева не исключает, что в этом году экспортные пошлины отыграют свои позиции в связи с ростом цены на нефть.
— При повышении цены на нефть в 2017 году и сохранении прежнего уровня количественных объемов экспорта нефти (специфическая пошлина применяется на тонну экспортируемого товара) можно ожидать увеличения поступлений от экспортных пошлин, — уверена она.
По данным ФТС, сальдо торгового баланса России в 2016 году осталось положительным, однако по сравнению с 2015 годом сократилось на $58,1 млрд — до $103,9 млрд. Экспорт в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократился на 17% и составил $287,6 млрд. Импорт, в свою очередь, снизился на 0,4% и составил $183,6 млрд.