Качественные продукты уже в этом году начнут отмечать государственными "Знаками качества". Но результаты десяти тысяч исследований, которые провели эксперты за год, показали, что далеко не все товары заслуживают столь высокой отметки. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал глава Роскачества Максим Протасов.
Но есть и проблемные категории. В ряде случаев результаты испытаний подтверждают низкое качество исходного сырья. К примеру, низкие показатели гигроскопичности и воздухопроницаемости говорят о проблемах качества тканей, большинство из которых импортируются.
Да, в России не растет хлопок, но необходимо тщательнее работать с поступающим в страну сырьем. Еще мы регулярно сталкиваемся с фактами фальсификации. Иногда они относительно безобидны, когда в упаковке с семгой эксперты находят форель. Хуже, когда фальсификация становится признаком попытки сэкономить, когда заменяют дорогие ткани дешевой синтетикой или происходит подмена заявленного сырья в продуктах.
О каких товарах идет речь?
Максим Протасов: Довольно неоднозначной оказалась рыбная продукция, и зачастую дело не в производстве, а в условиях транспортировки и хранения. Поэтому работа, которую сейчас ведут Россельхознадзор и Росрыболовство по организации прослеживаемости товара от моря до прилавка, очень актуальна. Ведь причина взрывного роста бактерий, плесени и дрожжей - нарушение температурного режима. Аналогичные проблемы существуют и в молочных категориях продуктов.
Поэтому отдельным объектом исследований должны стать условия хранения и реализации продуктов.
Как реагируют на ваши выводы производители?
Максим Протасов: Наша задача не наказывать, а регулировать рынок через повышение потребительской грамотности, через потребительский спрос - потому что именно потребитель голосует рублем, и он имеет право знать, за что он платит.
В ряде отраслей уже начались серьезные изменения: производители и розничные продавцы ужесточают контроль качества, меняют рецептуры и технологию производства. Многие компании начали работу над повышением уровня локализации производства, чтобы их высококачественные товары могли получить российский Знак качества и связанные с этим конкурентные преимущества в продвижении продукции. Есть общее понимание, что от открытости и честных правил игры выиграет весь рынок.
Участились случаи фальсификации, например, когда в упаковке с семгой - форель
Однако есть и небольшое число ассоциаций, которые видят в публикациях репутационную угрозу своим участникам, и всячески препятствуют разглашению информации о нарушениях, допущенных членами таких союзов. Поступают даже угрозы начать информационную кампанию по дискредитации этой деятельности правительства. Это неконструктивная позиция. В корректных правилах игры и объективной информации о состоянии качества товаров, я уверен, заинтересованы все.
А торговые сети как реагируют на исследования?
Максим Протасов: Торговые сети выступают в разных качествах: и как производитель товаров под собственными торговыми марками, и как точка продажи, ответственная за то, чтобы на полках не продавался товар с нарушениями, и как участник товаропроводящей цепи, обязанный обеспечить надлежащие условия хранения продукции. И по всем этим направлениям у нас идет активное взаимодействие.
Практически в каждом исследовании присутствуют товары под брендами сетей, ведь они занимают существенную долю рынка. И довольно часто, несмотря на сравнительно невысокую цену, они соответствуют повышенным требованиям к качеству. Некоторые такие товары уже получили российский Знак качества, другие находятся в процессе технического аудита, ведь производство размещается на сторонних площадках, иногда их несколько.
Какие нарушения чаще всего встречаются со стороны сетей? На что обращать внимание покупателям при выборе там товаров?
Максим Протасов: Здесь нет ничего нового - особое внимание надо уделять условиям хранения. Многие товары, требующие хранения при определенных температурных режимах, в случае нарушения этих условий теряют не только в качестве, но даже становятся небезопасными для здоровья.
Вы постоянно указываете, что результаты ваших тестов направляются в надзорные органы. С их стороны есть реакция? На нарушителей накладываются какие-либо санкции?
Максим Протасов: Мы работаем в плотном взаимодействии с государственными органами: налоговая и таможенная службы, Росаккредитация, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Росстандарт получают результаты исследований, и большинство уже используют эти данные при проведении своих мероприятий и применении риск-ориентированного подхода.
Производители товаров повышенного качества будут реже подвергаться проверочным мероприятиям, а предприятия, выпускающие товары с нарушениями, - чаще. Это идеальный способ взаимодействия организации, проводящей исследования качества товаров народного потребления, и государственного контрольно-надзорного органа.
Опыт наших коллег из Германии, Австрии, Финляндии свидетельствует, что товары с нарушениями, выявленные в результате исследований, уходят с рынка в связи с падением потребительского спроса, а рост продаж продукции со знаком качества составляет от 20 до 60 процентов.
Когда мы увидим товары со "знаком качества" на полках?
Максим Протасов: У производителей уходит некоторое время на то, чтобы изменить упаковку и начать размещать знак на своих товарах. Первые товары - детская обувь, постельное белье - уже активно продвигаются на рынок как носители государственного Знака качества. Появление продуктов питания со Знаком на упаковке мы ожидаем к концу лета.
Практически в каждой исследованной нами категории есть товары повышенного качества, производство которых локализовано в России. Крупные международные бренды не меньше региональных заинтересованы в получении уникального торгового преимущества.
планы
Тысяча и одна проба
Сколько единиц товара пришлось купить для исследований?
Максим Протасов: Больше тысячи. А счет исследованиям уже превысил десять тысяч. За год в испытаниях участвовали сотни аккредитованных лабораторий. Проведены десятки технических аудитов отечественных предприятий, российский Знак качества уже присвоен 37 высококачественным отечественным товарам, и еще около двух десятков находится в работе.
У вас уже есть планы исследований на будущий год? Когда же мы узнаем все о колбасе и молоке, о качестве которых ведутся споры и ходит много слухов?
Максим Протасов: К 2020 году мы планируем создать более 150 опережающих стандартов качества, по которым сможем оценить всю потребительскую корзину россиянина. Потребитель имеет право знать, каков уровень качества пищевых товаров, одежды, бытовой химии, которыми он пользуется. Конечно, есть наиболее распространенные продукты питания, качество которых интересует в первую очередь: молочные продукты, рыба, птица, мясные продукты. Некоторые из таких исследований мы уже провели и скоро опубликуем результаты.
Всех граждан волнует тема детских товаров, детской одежды. Так, мы совместно с минпромторгом приступили к серьезному долгосрочному проекту по массовому исследованию одежды для школьников, прямо сейчас идут закупки во всех федеральных округах. Это важно, потому что наши дети проводят в этой одежде ежедневно много часов, и мы как родители должны быть уверены в ее качестве.
Но есть и еще один очень непростой пласт товаров - электроника, домашняя техника, сложные технические товары, производящиеся в основном за рубежом. Хочу открыть небольшую тайну. Поскольку Роскачество с начала этого года представляет Россию в Международной ассоциации институтов потребительских исследований, то наша страна получила возможность участия в глобальных международных исследованиях различных товаров, среди которых и электроника, и сложные технические товары, много изделий для детей. Первые тесты мы опубликуем уже в этом году.