«Некоторые из них стали очень похожи на «МММ», – заметил премьер-министр Дмитрий Медведев по поводу туроператоров, испортивших летний отпуск десяткам тысяч россиян. Менее чем за месяц в России прекратили работать восемь компаний, занятых в сфере выездного туризма, и на момент сдачи этого номера не было никакой уверенности, что падение закончится. К чему приведет кризис нынешнего лета и станет ли он первым шагом к выздоровлению отрасли?
«Такого спада продаж не было никогда, даже в кризисном 2009-м, – говорила представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, когда с рынка ушли только две компании – «Нева» и «Роза ветров Мир». – Рынок замер: если рухнет и третья, то может начаться эффект домино». На следующий день стало известно о крахе питерского «Экспо-тура», а на рынке пошли разговоры о шатком положении еще нескольких игроков.
«Мы очень боимся, что начнутся преднамеренные банкротства», – делилась с журналом «РБК» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. – Все увидели, что «Турпомощь» вывезла туристов, и это снижает моральную ответственность несостоятельных компаний. У них может возникнуть соблазн воспользоваться ситуацией». Уже на следующий день после ее слов стало известно о проблемах у «Идеал-Тура», а затем и у «Лабиринта».
Раньше всех проблемы туроператоров разглядели, пожалуй, страховые компании. С 2007 года в стране заработал механизм финансовых гарантий туроператоров, но с недавних пор он начал сильно сбоить.
Страхи страхования
Многие солидные страховщики стали сворачивать бизнес в сегменте страхования ответственности туроператоров еще до нынешнего кризиса. Например, компания СОГАЗ, среди клиентов которой до недавнего времени была и фирма «Нева», решила полностью выйти из него. «Причина этого решения – непрозрачность туристического бизнеса, – объясняет первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин. – У страховщиков нет возможности диагностировать предполагаемые финансовые проблемы туроператоров и влиять на них. Следовательно, они не могут оценить риски и перестраховать их».
Другой крупный игрок, «Ингосстрах», на этом рынке пока остался, но резко сократил свое присутствие: если в прошлом году компания застраховала ответственность 40 туроператоров, то в нынешнем – только 15. Причины те же, замечает начальник управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин. Главная из них – невозможность провести полноценный анализ деятельности туроператора из-за непрозрачности его финансовой отчетности, которая не аудируется. Кроме того, отсутствует контроль за действиями туроператора при расходовании им денег клиентов, что приводит к соблазну переложить возникшие проблемы на плечи страховщиков. «Не говоря уже о тех, кто сознательно создавал туристические пирамиды», – добавляет Мелехин. «Вообще непонятен бизнес, при котором турист, покупая продукт за живые деньги, может оказаться в ситуации, когда у него не будет подтверждено размещение в отеле или не будет обратных билетов», – подытоживает Николай Галушин.
С представителями СОГАЗа и «Ингосстраха» согласна директор компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова, которая занималась и занимается банкротством туркомпаний «Эль-Вояж», «Международный клуб путешествий» и «Асент Трэвел». «Для туроператоров характерны слабая бухгалтерия и существование за счет оборотных средств: пока идет постоянный приток новых денег, ими можно компенсировать убытки, – объясняет она. – Но как только выручка падает, их бизнес рушится».
Столкнувшись с отказом крупных страховщиков, туроператоры вынуждены были обращаться к тем, кто готов взять на себя любой риск. Даже если не мог себе этого позволить. Так, страхователем почти 40 туроператоров стала никому не известная компания «Восхождение», уставный капитал которой был примерно в 5 раз меньше, чем лимит ответственности по одной лишь «Неве» – первой из рухнувших.
Врожденные дефекты
«Компании заказывают чартеры и выкупают блоки мест в отелях за полгода, надеясь, что сезон будет удачным и все заполнится. Но сезон из года в год оказывается хуже их ожиданий», – констатирует Ирина Тюрина. Одно незанятое место на борту чартерного рейса съедает прибыль от пяти проданных. Отсрочить решение проблемы можно, манипулируя с оплатой услуг контрагентов – задерживая ее или внося частично.
Еще одна проблема – демпинг туроператоров. «Весь ужас демпинговых войн в том, что на рынке образуются так называемые ценовые воронки, – говорит генеральный директор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев. – Если, к примеру, Таиланд продается по заниженной цене, падают цены на Гоа, Египет и т.д.». В итоге нынешним летом около 40% турпакетов продавалось ниже себестоимости, подсчитала Ирина Тюрина. Конечная цель демпинговых цен понятна: увеличить долю на рынке. Ставки высоки: по оценке НТК «Интурист», российский туристический рынок прибавляет 18–19% ежегодно и имеет потенциал в 13 млн дополнительных поездок в год. Но высок и риск.
Когда НТК «Интурист» (75% принадлежит британскому туроператору Thomas Cook) приняла решение уйти из регионов и с некоторых массовых направлений, не желая участвовать в демпинге, на рынке это было воспринято как слабость, рассказывает заместитель гендиректора компании Сергей Толчин. Оптимизация была ощутимой: компания закрыла вылеты из Новосибирска, Ростова-на-Дону, Краснодара, Самары, Нижнего Новгорода, Казани, оставив лишь Москву, Питер и Екатеринбург. Временно остановили продажи туров в Египет и Испанию. Результаты третьего квартала 2013/14 финансового года показали, что российская «дочка» Thomas Cook оказалась одним из самых успешных подразделений компании (при росте общей операционной прибыли на 54,2 млн долларов по сравнению с прошлым годом). А общий прирост ее клиентов составил 45–50%.
Не стоит сбрасывать со счетов и деловую нечистоплотность. Еще до 16 июля, когда «Нева» объявила о банкротстве, рынок знал, что она плохо платит своим контрагентам. В конце июня ее долг только перед одной из принимающих компаний, греческой Beleon Tours, достиг шестизначной цифры, заявил глава этой фирмы Леонидас Димитриадис. Российских туристов начали выселять из отелей, а «Нева» продолжала отправлять на греческие острова новых клиентов, у которых не было на руках даже обратных билетов.
Другая странная история касается взаимоотношений «Идеал-Тура» и «Оренбургских авиалиний». Вечером 1 августа, в пятницу, накануне недельного пика вылетов авиаперевозчик объявил об отказе выполнить 36 чартерных рейсов, заказанных «Идеал-Туром». Но последний был, по сути, авиаброкером, продающим места другим компаниям. Причем не напрямую, а через аффилированные фирмы: на их счета переводили деньги туроператоры, среди которых оказался и «Лабиринт».
«Как получилось, что «дочка» «Аэрофлота» три с половиной месяца поставляла чартеры бесплатно, осуществила более 400 рейсов, накопила долгов на 1,5 млрд рублей? – удивляется Ирина Тюрина. – И почему они, не забив тревогу раньше, объявили о прекращении вылетов в один день? Почему отказались вывозить туристов, которых сами отправили за границу?»
Подозрительным это кажется не только участникам рынка: в первых числах августа Следственный комитет России возбудил уголовные дела по факту приостановки деятельности «Невы», «Розы ветров Мир», «Экспо-тура», «Идеал-Тура» и «Лабиринта».
Меньше, но лучше
В начале августа представители Ростуризма и Всероссийского союза страховщиков сели за стол переговоров, чтобы выработать новые правила игры, по которым должен будет жить туристический рынок начиная с этой осени. Ростуризм почти наверняка получит надзорные функции. Ведомство и раньше стремилось стать регулятором отрасли, теперь же есть все причины услышать его доводы.
В Ростуризме рассчитывают ужесточить критерии отбора страховщиков. У страховых компаний свои предложения. Дмитрий Мелехин перечисляет ожидаемые изменения. Во-первых, повысить требования к страховщикам, учитывая социальную значимость данного вида страхования. Во-вторых, создать перестраховочный пул. В-третьих, зафиксировать минимальный экономически обоснованный тариф на основе актуарных расчетов, поскольку сейчас убыточность в среднем по рынку превышает 90%. И наконец, дать страховщикам возможность использовать обеспечительные меры при заключении договоров с туроператорами. При этом, по его мнению, следует повысить финансовую прозрачность туркомпаний: ужесточить требования к размеру уставного капитала, сделать обязательным проведение аудита, запретить работу по «упрощенке» и проч. О повышении стоимости входного билета на рынок говорит и министр культуры Владимир Мединский, в чьем подчинении находится Ростуризм.
У аудитора Марии Булатовой противоположная точка зрения. Она предлагает полностью убрать страхование ответственности туроператоров: «Это только расхолаживает туркомпании. Когда исчезнет механизм страхования, они начнут более ответственно относиться к своему бизнесу. Что касается клиентов, их интересы и сейчас не защищены, достаточно посмотреть на предыдущие банкротства туроператоров «Капитал Тур» и «Ланта Тур», когда клиенты не получили ничего или получили мизерную компенсацию». История, похоже, повторяется: в начале августа Ассоциация туроператоров России заявила, что пострадавшие клиенты «Лабиринта» могут получить лишь 10% от стоимости тура (совокупный объем требований туристов превышает размер финансовых гарантий оператора как минимум в 4,5 раза).
Не всегда дело в недобросовестном страховщике: страховой суммы обычно не хватает, когда речь заходит о финансовой несостоятельности туроператора. «Поэтому негатив оборачивается против страховой компании даже в том случае, если страховщик готов отвечать по обязательствам», – говорит Николай Галушин.
Начинать оздоровительные процедуры следует с регулирования авиационной отрасли, убеждена Ирина Тюрина. В первую очередь надо запретить авиакомпаниям пачками выписывать чартерные и блок-чартерные билеты в одну сторону, а туроператорам – отправлять людей за рубеж без обратного билета.
Какие бы меры ни были приняты, очевидно, что они приведут к заметной консолидации отрасли. Сегодня в сфере выездного туризма работает более 2 тыс. туроператоров. При этом 10 крупнейших компаний перевезли 70% организованного турпотока. «По сути, рынок приближается к финальной стадии консолидации, – полагает Виктор Тополкараев. – Дальше должен начаться этап оздоровления рынка. Сильные станут еще сильнее, слабые уйдут».
Это не значит, что все мелкие компании обязательно исчезнут. Способами выживания для них могут стать предложение уникального продукта (событийные, тематические, индивидуальные туры) и работа на немассовых направлениях, куда крупным туроператорам нет смысла отправлять чартеры.
Самостоятельный туризм: туда и обратно?
Пока традиционные туроператоры выживают в условиях оттока клиентов, различные сервисы, заточенные под самостоятельную организацию поездки за рубеж, растут завидными темпами. Сводной статистики по этому рынку нет, но по косвенным показателям можно прогнозировать, что использование россиянами онлайн-сервисов для планирования путешествий в 2014-м вырастет на 15%, говорит генеральный директор проекта DaTravel.com Владислав Шевцов.
Негативный внешний фон нынешнего года затормозил темпы роста онлайн-сервисов. Сказался он и на специфике продукта. «Дорогие перелеты не пострадали, бизнес-класс также заполняется, корпоративные продажи растут, а вот в бюджетном секторе заметно, что клиенты стремятся сэкономить: в этом году в билетах уменьшилось число сегментов, то есть стыковок, – рассказывает Евгений Шухлин, директор по развитию онлайн-сервиса Anywayanyday. – Люди меньше покупают сложные маршруты, например round trip, и чаще – прямые рейсы, так дешевле». По его словам, авиакомпании уже среагировали на эту тенденцию: их тарифы снизились на 3–5%. Правда, туристы это вряд ли заметили: повышение такс и аэропортовых сборов оставило цены на прежнем уровне.
Из-за небольших объемов (по оценке Ростуризма, самостоятельных путешественников всего около 20% в общем числе туристов) подобные сервисы не представляют угрозу для крупных туроператоров, делающих маржу на массовых направлениях. Ведь пакетные туры на курорты, как правило, дешевле самостоятельных поездок – за счет организации чартерного рейса и выкупа блока мест в отеле. К тому же туркомпания может сэкономить время туриста, направив чартер туда, куда не летают прямые регулярные рейсы из России. Тем более что в Европе, где туристические поездки – во всех видах – развиты во много раз лучше, стала заметна новая тенденция. В последние годы в мире участились стихийные бедствия, революции в курортных странах и банкротства авиакомпаний. В отличие от клиентов туркомпаний, независимые путешественники вынуждены выпутываться из этих передряг самостоятельно и за свой счет. Неудивительно, что они стали снова выбирать готовый турпакет.
Причем это общемировой тренд. Крупнейший туроператор Европы TUI Travel по результатам работы в 2012/13 финансовом году показал рост прибыли на 13%. «Руководство компании не скрывает, что увеличить прибыль им помог возврат европейцев к «старомодным», долгое время непопулярным пакетным турам», – комментирует представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.