Ритейлеры будут снимать с полок товары, которые похожи до степени смешения на известные иностранные бренды. Такое соглашение в конце 2022 года подписали Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и "Русбренд". Речь идёт о так называемых паразитных копиях зарубежных марок, оставшихся работать в стране, - производители фиксируют их присутствие в магазинах рядом со своей продукцией. Это продукция под собственными торговыми марками (СТМ) розничных сетей, подчеркнули производители. У крупных ритейлеров доля подобных СТМ уже возросла до 20%, и на фоне падения реальных доходов населения она продолжает увеличиваться.
Российские продавцы и международные производители договорились о том, что сети будут снимать с полки товары, если их дизайн схож до степени смешения с известными брендами. Речь идёт только о тех иностранных именах, которые остались в России. Соглашение партнёры подписали в конце 2022 года, рассказали "Известиям" в содружестве торговых марок "Русбренд". Второй стороной договора выступила АКОРТ. Речь идёт о добровольных начинаниях, партнёры будут решать такие проблемы во внесудебном порядке.
Как рассказали производители, сети создают собственные торговые марки, их форма, цветовая гамма упаковки и шрифты иногда вызывают у потребителей ассоциации с известными брендами. Хотя название продукции иное, совпадение цветов дезориентирует людей. - Недобросовестные участники рынка используют элементы упаковки популярных брендов, которые узнаваемы у потребителей. В первую очередь это форма и цветовые решения, это путает людей при покупках. Часто они понимают, что купили не тот товар, уже после приобретения: сети размещают такую продукцию рядом на полке, - сказал представитель этой организации.
Отечественные бренды не сталкиваются с такой проблемой, уточнили изданию в Российской парфюмерно-косме-тической ассоциации.
Потребители могут быть консервативными и отдавать предпочтение товарам популярных марок. Поэтому некоторые сети пытаются воспользоваться ситуацией и предложить покупателю СТМ с похожими упаковкой и брендин-гом, но по более выгодной цене, сказала "Известиям" глава Института развития предпринимательства и торговли Наталья Назарова.
Разобраться со спорными ситуациями, то есть схож ли локальный бренд с уже существующим до степени смешения, можно в суде, через обращение в ФАС, но это сложный и длительный процесс, уточнили в "Русбренде". Доказать нарушение интеллектуальных прав при производстве копий известных марок очень сложно, согласен вице-президент Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. Меняется практически всё: например, похожее название не повторяет оригинальное, а только его часть - вместо Coca-Cola это может быть "Кола". Цвет становится не красно-белый, а бело-красный. Поэтому достаточно сложно доказать, что продукцию произвели, чтобы нарушить закон и патент изготовителя, подчеркнул эксперт. Ранее в торговых сетях можно было встретить, например, "аналоги" лосьона для тела Nivea - у копии была похожа форма бутылки, использовались зеркальные цвета и схожие шрифты. Встречался и другой подход - цвета и орнамент продукции L'Oreal были созвучны практически такой же косметике с другим названием.
Поэтому, отметили в "Русбренде", торговля и производители признали: недопустимо нарушать права интеллектуальной собственности. Партнёры будут решать такие конфликты в рамках саморегулирования. Это актуально именно сейчас, когда на полках по-
является всё больше СТМ. На практике это будет выглядеть так: ритейлер снимет товар с полки, если согласится, что бренды схожи до степени смешения. Торговля постепенно выведет нарушителя с прилавка.
Соглашение двух ассоциаций должно предотвратить появление в магазинах торговых марок, схожих между собой до степени смешения, отметил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. По его словам, пока речь идёт о гипотетических случаях.
- Крупная федеральная торговля инвестирует в создание и развитие собственных уникальных брендов, компании тщательно следят за их оригинальностью и не допускают ситуаций с копированием других марок, - сказал Игорь Караваев.
Если поставщики будут предлагать ритейлерам товары, похожие на известные бренды, то они откажутся от них и защитят авторские права других производителей.
Почти все покупатели регулярно приобретают собственные торговые марки розничных сетей - это 80-90% потребителей, отметил директор по работе с ритейлом МекепЮКонстантин Локтев, выступая на прошедшем на днях круглом столе "Развитие собственных торговых марок продовольственным ритейлом: вызовы и перспективы".
Эксперт подчеркнул: когда реальные доходы покупателей падают, основная стратегия людей - экономить, то есть выбирать дешёвые магазины, а в них - самые экономичные по стоимости товары. Люди ищут скидки, недорогие аналоги или выбирают собственные торговые марки. Сейчас доля СТМ у крупных ритейлеров достигает 20%. Например, в сети "Магнит" этот показатель выше 20%, а в Х5 Group ("Пятёрочка", "Перекрёсток", "Карусель") - 30%.
Но есть и компании, где на такие марки приходится 99% товаров. В любом случае показатель продолжает расти, подчеркнул эксперт.