Не широк и не могуч
Еще несколько лет назад путешествие к днепровским истокам оставалось изрядным испытанием даже для владельца подготовленного внедорожника. Рассказы о приключениях, размещенные на Off-Road-форумах, до сих пор пугают читателей. Но сейчас к реке ведут две дороги, причем доступные для обычных авто. Первая — М9 до населенного пункта Звягино (220 км от МКАД), далее — до деревни Мироново, а там по трассе вдоль газопровода. Отличные грунтовки, ровные, как автобан, осилит любая «пузотерка». Но от села Дудкино — только пешком. И оно того стоит: места здесь удивительные.
Мы идем по территории батальонного района №1 Ржевского УРа. Осенью 1941-го здесь шли тяжелейшие бои. «10–11 октября к укреплениям вышли немцы. Бойцы и командиры отказались выполнить более чем странный приказ оставить доты. Они дрались целую неделю, БР №1 пал только потому, что немцы подошли с тыла. А с флангов никто не мог их прикрыть», — рассказывает директор Сычевского краеведческого музея Елена Советникова.
Бетонный командно-наблюдательный пункт в Дудкино страшно посечен снарядами, а совсем недалеко от истока Днепра, на одной из высоток, похоронены те, кто погиб, защищая Родину. Скромный обелиск со звездой, имен героев на нем нет. Собственно, их толком-то никто и не знает. Бойцы 119-й стрелковой дивизии — и все...
«К сожалению, памятники Великой Отечественной не музеефицированы, не хватает средств. И непонятно, когда они появятся, экономическая ситуация у нас, мягко говоря, непростая», — говорит начальник Сычевского райотдела культуры Татьяна Смирнова. Единственное градообразующее предприятие — электродный завод, — закрыли в прошлом году. Предприятие приносило прибыль, а его продукция была востребованной, даже шла на экспорт...
Но вот, наконец, искомый исток. Посреди живописного болотца стоит избушка, откуда неспешно вытекает тоненький ручеек. Еще в прошлом году вокруг была тишина да благодать, пели птички да кусали комарики. А нынче грохочут бульдозеры, ревут бензопилы и переругиваются на языке Хайяма гастарбайтеры. Горы строительного мусора, штабеля бревен, кучи песка и щебня — строится гостиница на 400 койко-мест. Не дешевая. «Ориентируйтесь на московские отельные цены, это пока все, что мы знаем. Район, как вы уже догадались, к этому проекту отношения не имеет», — объясняет Татьяна Смирнова.
Территорию строители обещают облагородить уже через месяц. Более того, от Сычевки к Бочарово прокладывают хорошую дорогу, это как раз и есть второй путь к истоку.
А пока стоит посетить краеведческий музей. Он небольшой, но весьма познавательный. Главный экспонат — так называемый «сычевский рак», членистоногое чудовище длиной 71 см. «Его поймали около полувека назад, запутался в сетях на Вазузе. Но вообще это «недомерок», они вырастают до 85 сантиметров», — смеется Елена Советникова.
Музейные работники могут рассказать много интересного. О том, как тут били французов в 1812 году, — оккупанты вообще боялись появляться в уезде. Народными мстителями командовала женщина — Василиса Кожина, та самая, чьим именем в Москве названа улица. А еще раньше, при Иване Грозном, в Сычевке отсиживались бояре Салтыковы, спасаясь от опричников. Есть планы построить полноценный монумент красноармейцам, памятник партизанам Отечественной (есть готовый проект), воссоздать старинный острог. Но денег нет.
Тем не менее люди сюда едут, причем издалека. Около мостика через ручеек с гордой надписью «р. Днепр» стоит машина с украинскими номерами. Разговорились: Иван с Полтавщины, с семьей приехал на исток, приобщиться, так сказать. «Вот он какой, Днiпро... Исток реки нашей общей. Эх, что же они наделали...» — говорит уроженец УССР, не уточняя, кто такие «они». И так понятно.
Выйдет серенький волчок
Далее вниз по течению лучше всего ехать не по оживленным магистралям, а в объезд — трассами местного значения. И природа красивая, и живность можно встретить симпатичную. За поселком Днепровское через леса-поля начинается роскошная дорога, она тянется прямо в сторону старинного города Холм-Жирковский.
...Из придорожных кустов осторожно вышла крупная собака. Ба, да это же серый! Волк спокойно посмотрел, постоял минутку и ушел куда-то по своим делам. Корма зверям здесь хватает, поэтому не стоит бояться.
На подъезде к Холм-Жирковскому расположена деревня Нахимовское — имение дяди великого адмирала. От дома остался только фундамент, но окрестные красоты просто завораживают.
Нахимовское знаменито не только адмиральскими корнями. «Когда-то там, где стояла усадьба, находился огромный город. В памяти народной сохранилось название — Загробье. Но, скорее всего, этим словом обозначали развалины, руины, пепелище», — считает директор Холм-Жирковского краеведческого музея Галина Батюшина.
Загробье — не байка. «Такой город, действительно, существовал. В том месте проходил древний волок, ладьи перетаскивали в Днепр. Соответственно возник центр торговли и ремесел. Более того, на территории современной Смоленской области существовал вообще гигантский город — Вержавск. Он тоже стоял на пути «из варяг в греки» и представлял собой крупный промышленный центр. Вот только где его искать, неизвестно», — объясняет начальник отдела музеев департамента Смоленской области по культуре и туризму Игорь Шкурлов.
Днепр в окрестностях города очень живописный, особенно прибрежная сосновая роща. Стоит посетить и даже задержаться. «Есть у нас охотхозяйство с комфортабельными домиками, дичи — навалом. А можно просто пожить на русской природе, поесть молочных продуктов, они экологически чистые и очень вкусные», — завлекает начальник отдела по культуре и спорту Холм-Жирковского района Валентина Королева.
Тайны древнего городища
Красота — страшная сила, случается, от нее устают. Многие туристы, завороженные чудесными видами Смоленска, не утруждают себя поиском иных достопримечательностей. А напрасно: регион буквально напичкан тайнами и артефактами.
Краеведческий музей — казалось бы, что может быть банальнее. Но только не в Смоленске! Чего стоят так называемые «каролингские» мечи Х века, их в экспозиции целых пять. Оружие богато инкрустировано, а каждый клинок в те времена стоил состояние. Но замечательны они не только этим. В отличие от европейских мечей того же периода, отечественные значительно длиннее и массивнее. Это свидетельствует о том, что древние русы были очень рослым и крепким народом.
«Один из мечей — вот этот, самый богатый — женский. Представляете, какая дама его носила! В старинных преданиях есть упоминания о русских богатырках. А вот ювелирные украшения, посмотрите, какая тонкая работа. В древнем Смоленске существовало развитое общество, с продвинутой экономикой и настоящей промышленностью — той самой, которая с разделением труда», — уверяет научный сотрудник Смоленского исторического музея Павел Тимашков.
Но самая большая драгоценность — вовсе не золотые изделия. На скромном постаменте высится глиняный кувшин, им историки дорожат больше всего. «На изделии написано «гороухща», есть разные версии, что это означает. Керамика датируется серединой Х века, буквы на ней — кириллица. На сегодняшний момент это древнейшая сохранившаяся славянская надпись, обнаруженная в России», — добавляет Игорь Шкурлов. Кувшин нашли при раскопках древнего городища Гнездово, это — крупнейший на территории Европы некрополь курганного типа. Смоленск некогда стоял именно тут, в нескольких километрах ниже по течению Днепра.
Мы идем по территории древнего полиса, мой экскурсовод — директор Историко-археологического музея-заповедника «Гнездово» Андрей Королев.
«Судя по анализу захоронений, это был мультикультурный, многонациональный и многоконфессионный город. Настоящий «перекресток миров», где все жили дружно. Что еще интересно — тут нет VIP-кладбища, рядом с богатым человеком хоронили простого труженика. Официальная датировка городища — IX–Х века. Вот тут был детинец, то есть кремль, видите, как хорошо сохранились насыпи. А ведь они еще оплыли, представляете, какое это было величественное сооружение», — показывает Андрей Королев.
Но далеко не все историки согласны с официальной трактовкой, есть версии, что поселение в Гнездово значительно древнее. Да и не все пока отрыто. Например, геофизики установили, что в одном крупном кургане находится богатейшее захоронение. Однако на полноценные раскопки требуется 10 млн рублей. Ну, а «черным копателям» к таинственному могильнику лучше не подходить, он граничит с заброшенным заводиком, который охраняет человек с ружьем и ротвейлером...
1–2 августа Гнездово принимает фестиваль исторической реконструкции и славянской культуры, это красочное мероприятие, настоящий рыцарский турнир. Люди в аутентичных костюмах и доспехах времен Рюрика, старинные технологии изготовления обуви и одежды, древние яства, напитки. В этом году в заповеднике должна заработать кузница — первая очередь «поселка мастеров».
«Вот здесь, где нет никаких археологических памятников, у нас запланировано строительство целого древнерусского города. По старинным чертежам, все, как тогда. Будет и княжеский терем, и ремесленный посад, и крепостица. Помимо кузни, заработают иные мастерские, каждый приезжий сможет попробовать свои силы, поучиться ремеслам», — делится планами Андрей Королев. Кстати, на территории Гнездово есть еще один уникальный объект — ставка Гитлера. Но бетонные подземелья до сих пор являются режимным объектом, они в ведении ФСБ...
Берег левый, берег правый
По сравнению с автомагистралью М1 старая Смоленская дорога — узкая и провинциальная, но именно она столетиями была основным трактом для захватчиков: поляки шли по ней в 1612-м, французы — в 1812-м, немцы — в 1941-м. И каждый раз им приходилось штурмовать Соловьеву переправу.
Небольшое здание музея, рядом — не менее скромный монумент с пусковыми установками от «Катюши». На берегах русского Днепра красноармейцы стояли насмерть. Переправа держалась два месяца, обеспечивая всю Смоленскую войсковую группировку. Туда везли боеприпасы, технику и свежие силы, обратно — раненых. С неба же постоянно сыпалась смерть...
«Направляющие от БМ-13 у нас стоят не случайно, в одном из боев экспериментальная батарея капитана Ивана Флерова дала залп, четвертый в истории. Тогда наши войска уже выходили из окружения, и огонь реактивных минометов способствовал успеху эвакуации», — объясняет руководитель музея «Соловьева переправа» Елена Азарова.
Райцентр Кардымово — типичный уездный городишко, но довольно известный. Местная мастерица Вера Яковлева изготавливает милейших кукол, тростевых и перчаточных, за которыми приезжают со всей страны. В краеведческом музее имеется собрание различных зверушек и сказочных персонажей, действует и кукольный театр.
«Главное ежегодное мероприятие в нашем районе — военно-патриотический фестиваль, нынешним летом он пройдет 17–19 июля. Привозите детей — им необходимо знать нашу историю», — зазывает ведущий методист Кардымовского музея Татьяна Короленко.
По соседнему Дорогобужу война тоже прошлась катком, летом 41-го город разбомбили. «У нас до сих пор помнят тот налет немецкой авиации, после него в городе вообще не осталось целых зданий. Зачем бомбили — непонятно. Оборонных объектов тут не было, линия укреплений проходила западнее, немцы о ней знали», — изумляется главный специалист отдела культуры Дорогобужского района Валентина Лукшина.
По этой трагической причине город достопримечательностями не блещет. Интересен разве что «вал» — так здесь называют городище, где некогда стоял деревянный кремль, с него на окрестности открывается отличный вид. Кстати, в глубокой древности на этом холме жил разбойник по имени Буж. «Дорога к Бужу» — собственно, из этих слов и сложилось название населенного пункта.
«Африканцы» на деревне
«По сравнению с 2013-м в прошлом году доходы от экспорта туристических услуг, то есть предоставления их приезжим, прежде всего гражданам России, выросли по области с 6,9 млн долларов до 7,2 млн долларов. И это — только учтенный «официальный» туризм. В основном, конечно, приезжают в санатории, на пару недель. Набирает популярность и экотуризм», — говорит замначальника управления спорта и туризма Могилевского облисполкома Марина Долгая. С родной Смоленщины великий Днепр, постепенно набирая силу и полноту, течет по Беларуси, и мы перемещаемся вместе с ним.
На могилевских берегах находилась полевая резиденция Николая II, здесь, во дворце губернатора, он встретил Февральскую революцию. Ранее во время пребывания в войсках император регулярно совершал водные прогулки, чаще всего плавал в Дашковку, даже подумывал выкупить себе это имение, некогда принадлежавшее подруге Екатерины Великой. Около воды расположена и еще одна местная достопримечательность — зоосад. Помимо вольеров, есть тут и открытая территория («Сафари»), где свободно ходят зубры, олени, лоси, кабаны и косули. Люди смотрят на них из мини-поезда, подобного тем, что курсируют по заграничным «диснейлендам». А через дорогу — Буйничское поле воинской славы. Там, согласно завещанию, был развеян прах Константина Симонова.
Тысячи россиян приезжают на ежегодный праздник «Купалье» (он же — «Александрия собирает друзей», в этом году проходил 4–5 июля). В рамках того же мероприятия отмечается и День Днепра, правда, немного под иным названием: «Днепр — река дружбы».
Нынче сложно представить загородные туристические угодья без экодеревень — не обошла мода и Белоруссию. Усадьба «Гостиный двор» расположена на высоченном берегу Днепра в паре десятков километров от Могилева. Несколько уютных домиков, птичник, теплицы, где зреет виноград, спортплощадка. Рядом охотхозяйство, форелевая ферма, пасека. Опять-же деревенский самогон, куда без него. Подобных объектов немало. Однако сюда меня направили не случайно — хуторок уже стал местом международной дружбы.
«У нас ежегодно проводятся слеты владельцев Honda Africa Twin, народ приезжает отовсюду, даже из Владивостока добираются. Но все чинно, спокойно, без эксцессов, а другие гости только рады такому соседству. Интересные это люди, они много где бывают, им всегда есть чем поделиться», — рассказывает владелец комплекса Михаил Дудиков. А какая тут рыбалка... В Днепре водятся лещи по пять-шесть килограммов. Вес сомов достигает сотни кило, голова такого монстра — размером с ведро.
Граница на замке
В соседней Гомельской области придумали туристический объект иного рода — «экодеревень» и «экохуторов» много, а тут самое настоящее ранчо. На территории заброшенного пионерлагеря выросли домики в стиле Дикого Запада, появился салун и бар «Вигвам». «Строим конюшню, скоро — уже этим летом — тут будут скакать ковбои, планируем выдавать нашим гостям соответствующий реквизит. Появится также страйкбольный комплекс, территория для него определена, возводим. А еще... Еще у нас есть плавающий «Запорожец», причем «ушастый», такого точно нигде нет», — взахлеб расхваливает владения директор «Ранчо» Иван Поддубный.
Здешний Днепр, кстати, уже пригоден не только для плавающих запорожцев, однако маршруты — только местные. Раньше туристические кораблики ходили в сторону Киева, но сейчас движение прервано. Не пускают самостийные пограничники. Развивается лишь водный туризм на байдарках и прочих гребных суденышках, да и то в сторону верховьев реки.
«Есть у нас энтузиасты отдыха на воде, они и организовали маршрут. Я бы назвала его спортивно-историко-познавательным, «все в одном флаконе». Например, есть у нас камень — в бывшей усадьбе магнатов Вишневецких, — около которого Лжедмитрий объяснялся в любви Марине Мнишек. У влюбленных считается, что прикоснуться к нему — к счастью», — уверяет главный специалист управления спорта и туризма Гомельского облисполкома Татьяна Малашенко.
Любопытный факт — в Гомеле есть музей криминалистики, весьма востребованный объект среди приезжих. Хотя многие все-таки рвутся к «большой воде», а именно — стремятся попасть на Киевское море.
Увы, сегодня это осуществить не так просто. Чтобы попасть на побережье, требуется получить пропуск в Гомельском управлении Государственного пограничного комитета Беларуси (приемные дни — вторник и четверг).
«На западной границе мы сейчас для поляков ввели двухдневный безвизовый режим, а тут — усиление. Граница на замке. Иначе никак, с Украины народ валом валит, беженцы», — уточняет молоденький лейтенант.
Спуститься из Беларуси по Днепру не дадут россиянам и украинские пограничники. Так что из Гомеля можно смело поворачивать обратно, дальше по великой реке не пройти. Хочется надеяться, что пока. И через какое-то время на День Днепра всякий сможет добраться до Киева, Запорожья, а то и к самому Черному морю...