В распоряжении РБК оказался доклад «Путин. Война», составленный группой экспертов с использованием наработок Бориса Немцова. В исследовании делаются попытки оценить общие потери армии и бюджета России от войны на Украине.
Идея доклада «Путин. Война» о роли России в присоединении Крыма и возможном участии российских военных в боевых действиях на Украине принадлежит сопредседателю партии РПР-ПАРНАС, депутату Ярославской облдумы Борису Немцову. Это исследование политик собирался противопоставить официальной версии событий. «Я придумал, что делать. Надо написать доклад «Путин. Война», издать его огромным тиражом и раздавать на улицах. Расскажем, как Путин развязал эту войну. Только так мы победим пропаганду», — приводятся слова Немцова в докладе, оказавшемся в распоряжении РБК.
Немцов не успел написать текст этого доклада. 27 февраля он был убит недалеко от Кремля. Среди версий мотивов убийства его коллеги и друзья называют работу над этим исследованием. Немцов оставил план доклада, рукописные заметки, документы — все было использовано при подготовке документа, отмечается в докладе.
«Путин. Война» — 64‑страничное исследование, объединившее в себе свидетельства, публиковавшиеся ранее в СМИ, и собственные данные Немцова о вмешательстве Москвы в украинскую политику и присутствии российских вооруженных сил на востоке Украины. Исследование разбито на 11 глав, они охватывают события на Украине с начала переворота, когда, по версии авторов доклада, в Кремле был разработан сценарий «возвращения Крыма», и до настоящего времени.
Над текстом работали бывший вице-премьер Альфред Кох, журналисты Айдер Муждабаев, Олег Кашин, члены политсовета РПР-ПАРНАС Илья Яшин и Леонид Мартынюк, исполнительный директор партии Ольга Шорина.
Доклад напечатан минимальным тиражом (2 тыс.), его хватит для распространения только на презентациях, сообщил РБК Яшин. Презентации помимо Москвы запланированы в региональных центрах — Петербурге, Ярославле, Челябинске и других городах. Одновременно начнется кампания по сбору средств на издание доклада для широкого распространения. Но размер следующего тиража будет зависеть от собранных средств, уточнил член политсовета РПР-ПАРНАС.
В отпечатанном докладе отсутствуют выходные данные: не указаны тираж и издательство. Есть пометка «Выпуск: май 2015 года. Город Москва». Стоимость отпечатанного тиража в РПР-ПАРНАС также не раскрывают.
Немцов и десантники
Собирать материалы для доклада Немцов стал с начала 2015 года. Он много работал с открытыми источниками, находил людей, которые могли поделиться информацией. Он обращался с депутатскими запросами в ФСБ об участии в конфликте на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик вооруженных выходцев из Чечни и в Генпрокуратуру с требованием проверить информацию об участии российских военных в боях на востоке Украины. Все его обращения остались без ответа.
В начале февраля к Немцову обратились представители интересов родственников погибших в Донбассе российских солдат, в частности из Иваново. Записку об этом политик оставил своей помощнице Шориной. В материалах доклада говорится, что родственники погибших солдат искали помощи в том, чтобы добиться от Минобороны компенсационных выплат. Они же рассказали о массовой гибели российских солдат во время летнего контрнаступления ополчения под Иловайском и во время зимних боев за Дебальцево. По данным Немцова, под Дебальцево погибли около 70 военных из России, как минимум 17 из них десантники из города Иваново. К этому времени российские солдаты перед отправкой на Донбасс официально увольнялись из российских вооруженных сил по требованию руководства, сообщают источники Немцова.
Таким образом, планировалось скрыть участие нашей армии в боях, выставляя военных добровольцами. «Под честное слово командиров солдатам гарантировали, что в случае ранения или гибели их родственникам будут перечислены компенсации, сопоставимые с теми суммами, которые выплачивались летом 2014 года», — говорится в докладе. На практике компенсаций не последовало.
Выступать публично родственники боялись из‑за подписки о неразглашении. Как уверяют источники Немцова, родственникам погибших угрожали уголовным преследованием и приводили в пример дело против многодетной матери Светланы Давыдовой по обвинению в госизмене в пользу Украины.
Убийство Немцова убедило родственников отказаться от притязаний. «Если Немцова расстреляли у стен Кремля, то с нашими подзащитными в Иваново могут сделать вообще что угодно», — сформулировал авторам доклада общую позицию родственников юрист, представляющий интересы семей двух погибших десантников.
Минобороны участие армии в конфликте категорически отрицает.
За помощью к известным правозащитникам авторы доклада не обращались. «Борис к нам не обращался. Ни ПАРНАС, ни Илья Яшин, ни Вадим Прохоров к нам тоже не обратились», — рассказала РБК ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. По ее словам, на семинаре региональных организаций «Солдатских матерей» их представители также подтвердили, что никто из представителей оппозиции не пытался получить у них информацию о российских солдатах, вернувшихся с Украины. При этом саму попытку обобщения уже известных данных Мельникова поддерживает.
Член президентского Совета по правам человека, директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко также подтвердил РБК, что никто из авторов не консультировался с ним. Не известно правозащитникам и о жалобах десантников из Ивановской области. «Родители костромских десантников, взятых в плен на Украине, обращались, а из Иваново — нет», — отметил Кривенко.
Цена для России
Присоединение Крыма, вылившееся в вооруженный конфликт на юго-востоке Украины, начиналось как принципиально новый способ укрепления электоральных позиций Владимира Путина. К такому выводу приходят авторы исследования. Рейтинг Путина со времени начала операции вырос на 29% и достиг 74% к марту 2015 года, по данным социологических опросов ФОМ. Ко времени публикации доклада в эфир гостелеканала «Россия 1» вышел фильм «Крым. Путь на родину», в котором президент прямо заявил, что лично руководил действиями российских войск в Крыму.
Оценку российских затрат («Сколько стоит война с Украиной») подготовил директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ, бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко. Экономист подсчитал потери российского бюджета от присоединения полуострова и участия в военной кампании в Донецкой и Луганской областях. Согласно его подсчетам, прямые расходы на войну на юго-востоке Украины за десять месяцев составили около 53 млрд руб. (так эксперт оценивает расходы на содержание добровольцев, ополченцев, эксплуатацию и ремонт боевой техники), а содержание беженцев из региональных бюджетов он оценил суммарно в 80 млрд руб. с июля прошлого года.
Политолог Валерий Хомяков, в прошлом соратник Немцова по СПС, вспоминает расследование Немцова о неэффективности спасения заложников в «Норд-Осте». «Он общался с людьми, собирал свидетельства очевидцев, врачей. В результате им были собраны важнейшие факты», — говорит эксперт. По его мнению, доклады Немцова выполняют важную просветительскую роль, даже если представляют собой обзор уже известных фактов. Но повлиять на ситуацию в стране или же заинтересовать власти его доклад вряд ли сможет, уверен Хомяков.
«Предыдущие доклады базировались на обобщении открытых источников и данных, скомпонованных с громкими выводами», — говорит политолог Александр Пожалов. Смысл доклада не раскрыть неизвестную ранее информацию, а привлечь внимание к теме и вызвать реакцию на Западе. Ответных политических действий со стороны власти, по мнению Пожалова, доклад не вызовет.