Ранним утром 29 апреля польская полиция ворвалась на территорию школы при посольстве России в Варшаве. Захват происходил как спецоперация, словно речь шла не о мирной школе, а о штурме хорошо укрепленного военного объекта. В дело пошли традиционные воровские принадлежности - фомки и ломы. За несколько минут входные ворота были вскрыты. Территорию учебного заведения оккупировали полицейские и судебные приставы.
На ворота захватчики поспешно водрузили цепь с замком - никто не должен был уйти без разрешения. Затем обнаглевшие от безнаказанности польские силовики выставили ультиматум: учителям и ученикам школы было заявлено, что они должны покинуть здание до вечера. Протесты представителей российского посольства поляки просто проигнорировали. Они пропустили мимо ушей заявления российских дипломатов о неправомерности требований Варшавы покинуть здание школы и передать его польской стороне. Поляки настаивают, что школьное здание якобы не использовалось в дипломатических и консульских целях и находилось во владении России "незаконно".
Игнорируя при этом тот факт, что еще в 1953 году Польша официально передала СССР находящуюся по адресу Келецкая улица, дом 45, школу в бессрочное и безвозмездное пользование. Мэр Варшавы Рафал Тшасковский спецоперацию против учебного заведения представил обществу в виде большой победы. Он поблагодарил отважных полицейских и судебных приставов, которые, видимо, сильно рисковали жизнью, врываясь в классы и ломая двери. Градоначальник отрапортовал о небывалом успехе в борьбе с русской школой. Но если это и победа, то это победа подлости. Гордиться захватом учебного заведения и считать такой шаг демонстрацией величия польского государства могут только ущербные, мелочные политики.
По заявлениям польской стороны, силовой захват территории школы прошел на основании судебного решения, принятого еще в 2016 году. Это решение в Москве считают юридически ничтожным. Но стоит задуматься, почему поляки так суетливо и нервно пытаются отобрать российскую собственность именно сейчас, всего за месяц до завершения учебного года? Их действия похожи на мелкую пакость, попытку хоть в чем-то лишний раз "укусить" ненавистных им русских. Отправляя полицию на захват школы, польские политики прекрасно отдавали себе отчет в том, что срывают учебный процесс. Лишить детей возможности нормально учиться, когда до экзаменов осталось всего ничего - это, конечно, "героический подвиг", достойный гордых наследников Речи Посполитой. Или, может, в Варшаве так спешили закрыть школу перед майскими праздниками, испугавшись, что учителя и дети будут праздновать День Победы? Одно очевидно и неоспоримо: своими действиями польские власти преподали в российской школе урок ненависти.
Первое мая для сотрудников школы стало действительно Днем труда. Как сообщили в посольстве России "Российской газете", весь день директор и учителя занимались вывозом вещей из оккупированного поляками здания и готовили новые помещения, где уроки возобновятся уже с 10 мая. На вывоз школьного имущества польская сторона дала россиянам лишь семь дней. В российском посольстве были готовы к недружественным выпадам польской стороны, поэтому проработали запасные варианты для того, чтобы дети могли продолжить обучение. Посол России в Польше Сергей Андреев пообещал, что Россия "обеспечит завершение учебного года, аттестацию учащихся, выпускные экзамены и переход в следующие классы". Он подчеркнул, что, несмотря на незаконные действия польских властей, "интересы детей и сотрудников посольства будут соблюдены в любом случае". Отказ Варшавы от любых переговоров по вопросам дипломатической собственности и выбор поляками силовых методов захвата имущества Андреев объяснил "весенним обострением польских властей".
Захват школы - далеко не первая попытка Варшавы по-воровски изъять российскую собственность. В прошлом году поляки отобрали у посольства жилой дом для дипломатов и базу отдыха в окрестностях столицы. Банковские счета нашего диппредставительства заморожены уже больше года. При этом недавно выяснилось, что с этих счетов пропали значительные средства. Российскому посольству не предъявили никаких оснований для изъятия денег, они просто исчезли по некому решению польской прокуратуры.
Официально
МИД России обещал жесткую ответную реакцию на действия польских властей. В российском дипломатическом ведомстве расценили захват школы в Варшаве как враждебные действия, вопиющее нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и посягательство на дипломатическую недвижимость России в Польше. "Столь наглый, выходящий за рамки цивилизованного межгосударственного общения шаг Варшавы не останется без нашей жесткой реакции и последствий для польских властей и интересов Польши в России. Это нужно понимать инициаторам таких противоречивых, противоправных и провокационных затей", - говорится в опубликованном внешнеполитическим ведомством заявлении. По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, эти ответные действия будут приниматься и вырабатываться в межведомственном формате. "Официальная Варшава много лет нарушает закон: международное право, двусторонние соглашения, внутреннее законодательство. Ведет себя вызывающе и противоправно. Что можно охарактеризовать одним словом - провокация", - оценила действия польских властей Захарова. В свою очередь, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил дать правовую оценку захвату здания школы в Варшаве и всем обстоятельствам произошедшего.
Из истории школы
Захваченная польскими властями российская школа в Варшаве имеет более чем 70-летнюю историю. Первого сентября 1945 года в столице освобожденной Польши открылась школа для детей советских офицеров, помогавших вновь создавать польскую армию. Она располагалась на улице Яна Христиана Шуха и называлась средней русской школой и интернатом Министерства обороны ПНР. В 1951 году школа и интернет переехали в новое здание по адресу улица Келецкая, 45.
А в декабре 1953-го, это здание вместе с земельным участком и имуществом было передано польским минобороны в бессрочное и безвозмездное пользование посольству СССР. Передача была оформлена актом на основании договоренности между советским посольством и правительством ПНР. Тогда же постановлением Совмина СССР вместо прежней школы для детей офицеров была создана средняя школа при посольстве, где должны были обучаться дети работников всех советских ведомств в Польше.
Интернат при школе также сохранился, поскольку советские представители и специалисты работали по всей стране и не могли ежедневно возить детей в Варшаву. Именно в эту школу, расположившуюся в здании на Келецкой и позже преобразованную в школу при посольстве России, и ворвалась полиция. Польские власти посчитали, что российская сторона занимает здание незаконно. Несмотря на то что школа создавалась для советских детей, состав ее был интернационален. В школе обучались дети работавших в Польше представителей ГДР, Чехословакии, Болгарии, Монголии, Вьетнама и других стран. Поэтому она, можно сказать, имеет мировую известность - бывшие ученики не забывали свою школу и регулярно собирались в Варшаве, приезжая туда из самых разных стран.
В 2000 году, например, школу посетила большая делегация из Германии - несколько десятков человек, обучавшихся на Келецкой, 45, в период с 1965 по 1988 год. В свое время в варшавскую школу приезжали писатель Борис Полевой и летчик Алексей Маресьев, космонавты Валентина Терешкова и Валерий Быковский, а также другие известные личности. Знаменитости есть и среди учеников - в первой половине 80-х в школе, например, обучался российский актер и режиссер Михаил Пореченков, его отец в то время работал на Гданьской верфи.
Подготовил Василий Федорцев